Просмотр содержимого документа
«Единицы измерения массы. Килограмм»
Конспект урока масса
1. Организационный этап
- Ребята, проверьте всё-ли у вас готово к уроку. На столе учебник и рабочая тетрадь по математике, тетрадь в клетку и пенал. Сегодня урок у нас с вами необычный к нам пришли гости, давайте улыбнёмся им и приступим к работе
2. Актуализация знаний
- Откройте свои тетради в клетку, отступаем 4 клетки вниз и 10 клеток вправо, записываем число-классная работа. Сегодня у нас с вами 11 марта-классная работа.
- Начнём урок мы с математического диктанта. Я буду диктовать вам задания, ваша задача написать ответ на мой вопрос. Посмотрите внимательно на свои столы, у некоторых ребят есть карточки с ответами к диктанту. Ваша задача внимательно слушать меня и вовремя выйти к доске.
Какое число на 1 больше, чем 9? (10)
Какое число на 1 меньше, чем 7? (6)
7 плюс 2? (9)
6 минус 2? (4)
Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Значение суммы? (5)
10 уменьшить на 2? (8)
5 увеличить на 2? (7)
Какое число при счёте называют после числа 2? (3)
- Какое число находиться между 1 и 3? (2)
Взаимопроверка по ученикам у доски
3. Самоопределение к деятельности
- Ой, ребята, посмотрите-ка, у некоторых ваших одноклассников, вышедших к доске карточки другого цвета. Кажется, это что-то обозначает.
Точно, сегодня утром я получила этот математический диктант от Королевы Математики, и она сказала, что спрятала на карточке для вас новую тему.
- Те, у кого карточки синего цвета, переверните их обратной стороной.
- Что появилось на обороте? (буквы)
- Давайте прочитаем слово, которое там получилось. (масса)
- Знаете ли вы что такое масса? (нет)
- Как вы думаете о чём будет наш урок?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с понятием масса и её единицей измерения.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
4. Этап изучения нового знания
- Что же такое масса и для чего она нужна?
- Давайте выяснять. Посмотрите на мой стол. У меня есть две коробки. Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые).
– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?
(Затруднение??? или предположения???)
- Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- А как же называется такое свойство предметов?
- Данное свойство предмет называется Масса, это слово у нас уже с вами появлялось.
Знакомство с весами
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради… (меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то… (масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
- А кто знает, когда появились весы?
-Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать. Появление и совершенствование весов в значительной степени стало последствием развития торговли. Вначале этот прибор был очень простым. Египтяне, как и жители Вавилона, использовали устройство, которое походило на коромысло. К его концам крепились емкости для товара и гирь, своей центральной частью оно крепилось на веревке. То есть, находилось в подвешенном состоянии. Такой принцип был и простым, и надежным. Выход из положения был найден.
В XIV веке. Были придуманы подвесные весы, имевшие разные по длине плечи коромысла. Эти весы, названные на Руси безменом. Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее –
- Кто догадается, как назвали мерку? (килограмм)
- Верно, килограмм. Итак, килограмм — это единица измерения массы.
- А с какой единицей измерения мы с вами уже знакомились? (сантиметр)
- А что измеряют сантиметром? (длину)
- Как мы записываем с вами сантиметр? (см)
- Действительно, сантиметр записывается как см, для килограмма тоже есть своя условная запись, мы будем его записывать, как кг.
ФИЗМИНУТКА АКТИВНАЯ
5. Первичное закрепление
- Откройте учебник на странице 36. (работа по рисунку, выполнения номера 1-2)
Что видите на рисунке? (Весы, гири.) -Для чего нужны гири? -Чтобы взвешивать массу на весах, где нет шкалы.
– Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
– Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
6. Самостоятельная работа в паре
- У вас на столах есть макет весов, а также гири весом 1кг, 2кг, 5кг.
Каждой паре необходимо измерить вес предмета, который есть у вас на столе. Для того вам нужно положить этот предмет на одну из чаш импровизированных весов, посмотреть какой вес на ней указан, и подобрать необходимое количество гирь. Гири разместите на второй половине весов.
- Работая в паре, слушайте своего соседа по парте. На выполнение задания у вас есть 5 минут.
7. Продолжение работы по теме урока
Задачи на смекалку: (устно)
1) Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2) В одном ящике лежало 8 кг муки, а в другом – 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее?
Работа с тетрадью на печ. Основе (РЕЗЕРВ)
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №1
Прочитайте задачу. Как можно назвать, одним словом, колокольчики и ромашки? (цветы) Сколько в букете колокольчиков? - 5 Сколько ромашек? -4. Мы можем узнать, сколько всего цветов в букете? Каким действием? Запишите решение и ответ в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №2.
Что взвешивают? В каком положении находятся весы?
Можем ли мы узнать массу тыквы? (5кг+2кг=7кг)
Сколько весит дыня? На 1 кг меньше, чем тыква. Мы можем узнать массу дыни? каким действием? (7кг-1кг=6кг). Запишите решение и ответ задачи в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
8. Закрепление изученного С каким новым свойством предметов вы познакомились?
- Какие новые слова вы узнали?
- Давайте попробуем сформулировать вывод, используя новые слова.
- Достигли ли мы наших целей урока?
- Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она.
9. Рефлексия
- У вас на столе есть листочек, на котором напечатаны батарейки.
Раскрасьте одно деление красным цветом – если вам было трудно на уроке, и вы ничего не запомнили
Раскрасьте два деления жёлтым цветом – если вам было немного трудно, но вы запомнили часть материала
Раскрасьте зелёным цветом три деления – если вам было легко на уроке, и вы всё запомнили