МБОУ «Новошешминская СОШ»
Урок изучения нового материала по математике в 6 классе
Тема урока: « Дробные выражения».
Цели: создание условий для формирования понятия дробного выражения, развития способностей анализировать, сравнивать, обобщать математические объекты, формирование представления о предмете математика как о способе познания и развития мира
Личностные: развивать навыки самоконтроля, умение понимать смысл поставленной задачи, умение аргументировать, формировать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, развить коммуникативные навыки, умение работать в команде, слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач, способствовать развитию логического и творческого мышления, внимания, познавательного интереса к предмету, математической речи;
Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, способность к интерпретации, формировать умение слушать партнера, умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, способствовать развитию чувства коллективизма, товарищества, умения работать в команде, самостоятельности, дисциплины.
Предметные: сформировать умение находить значение дробного выражения, актуализировать знания о свойстве дробей, о действии с дробями. Развить умение использовать специальную терминологию в устной речи и при письме, знать правила и выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями; переводить одни дроби в другие, закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме.
Образовательные: отработка действий с обыкновенными и десятичными дробями; преобразования дробных выражений; умение применять правила в практической работе; систематизация знаний по данной теме; продолжение формирования умения планирования учебной работы в группе, формирование навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание коллективизма, отзывчивости, работоспособности.
Развивающие: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие самостоятельности, развитие умения преодолевать трудности.
Методы: словесные, наглядные, взаимодействие учитель- ученик, репродуктивный, частично – поисковый, групповой.
Вид работы: самостоятельная работа, работа у доски, работа в группах.
Средства обучения: проектор, компьютер, экран, доска, презентация Power Point
Ход урока:
I. Организационный момент. Учитель приветствует детей словами французского писателя Анатоль Франс (1844-1924)
«Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом.»
- Мотивация: Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Устный счет: 1) 8
2)
3)
4) Верно ли, что: (Ученики самостоятельно проверяют и находят ошибки)
Учитель предлагает решить задачу:
№709. Комбайнер за 1 час скосил пшеницу с площади 3 га, что составляет 15% того, что он скосил за день. Какую площадь скосил комбайнер за день?
(Как найти число по заданному значению его дроби?)
№2. Комбайнер за 1 день скосил 15% пшеницы с поля. Сколько гектаров пшеницы скосил комбайнер за день, если площадь поля 300 га. (Как найти дробь от числа)
III. Устная работа учащихся класса:
1.Прочитайте данные дроби и дайте название дробям
Укажите среди них: обыкновенные, десятичные.
Чем отличается запись десятичных и обыкновенных дробей?
Что показывают числитель и знаменатель обыкновенной дроби ?
Какая обыкновенная дробь называется правильной? неправильной?
2. Дайте название выражениям. (числовые, буквенные) Чем они отличаются?
IV. Актуализация. Что мы сегодня с вами будем изучать?
- Прочитайте правило вслух, но тихим шепотом.
- Любое частное можно записать с помощью черты дроби
- Открываем тетради, записываем число, тему.
- Выполняем задание: Запишите в виде дробного выражения частные. А теперь проверьте с доской.
V. Основной этап урока – закрепление
1) Работа парами за партой:
2) Двое учащихся выполняют задание у доски (самостоятельно):
- Определить глубину озера Байкал.
= 1620(м)
- Вычислить, сколько процентов земной поверхности покрыто водой.
= 67%
Весь класс выполняет задание, и определяет, сколько процентов составляет пресная вода от всех водных запасов. ( Первый кто выполнит задание, записывает решение на доске.)
= 2%
а)Решение текстовых задач в парах №710, 711.
№710. 1) 100-25=75% составляют яблони
2)150:0,75=200 (деревьев) всего в саду
3)200-150=50 (груш)
№711. 60:0,75=80 (га) площадь поля
VI. Физкультминутка.
Встаньте те ребята, которые родились в 5 месяце, и имя у них начинается на согласную букву.
Похлопайте в ладоши те ребята, у которых семья состоит из человек.
Поднимите руки те, кто считают, что маршал Жуков Г.К. герой - Отечества.
Встаньте те, которые не знают таблицу умножения.
Положите руки на плечо те, у которых фамилия начинается на согласную букву и содержит 3 гласные буквы.
Методика на подвижность: Встаньте из-за парт и подвигайтесь под музыку. Эта процедура эффективно снимает усталость, стресс, напряжение.
VII. Основной этап урока (продолжение)
Учитель: Мы отдохнули. Пора продолжить работу. Сейчас мы будем решать №695(д,е,ж). Выходим и решаем на доске.
в) Самостоятельная работа: №696 (1, 2 столбики)
VIII. Подведение итогов урока.
а) Рефлексия: Кому бы вы сказали:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше.
- Сегодня на уроке я закрепил…
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я узнал….
б) Домашнее задание:
1) Повторить пункт П 19;
2) № 717, 716 (а,г,д);
3) Повторить правило выполнения действий с дробными выражениями.
в) Напутствие: Учитель: Урок окончен. Спасибо за внимание.
Литература:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебный план МБОУ «Новошешминская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
- Программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика 5 - 6 классов. / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.)
- Математика 6: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.).- 22-е издание, М.: Мнемозина, 2009 г.
- Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьев: «Математика 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина»,- Волгоград, изд. «Учитель», 2006 г.
- М.А. Попов: «Контрольные и самостоятельные работы по математике к учебнику Виленкина и др «Математика 6» по ному ФГОС»,- М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
- Н.Л. Барсукова: «Открытые уроки математики. 5- 6 классы»,- М.: ВАКО, 2010. – 208 с. - (Мастерская учителя математики)
- Анимации: http://liubavyshka.ru, http://algoritmsintez.com, http://animashky.ru/index/0-6
- http://festival.1september.ru/articles/410902/
- http://www.rg.ru/