3. Воспитывать целеустремлённость, бережное отношение к своему здоровью, любознательность.
Ход урока
1. Орг. момент. Настрой на урок.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Урок математики я начну словами французского философа Ж. Ж. Руссо:
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремится к их достижению…”.
- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями.
- Я думаю, что на этом уроке вы покажите, своё стремление и желание учиться.
2 Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Слайд 4:
- Чтобы определить тему нашего урока, вы должны отгадать загадку:
Она бывает барабанная,
А ещё охотничья.
( дробь)
- Итак,
- Какова тема нашего урока?
- А какие цели можно поставить?
-Да, цель нашего урока:
1)повторить и закрепить умения читать и записывать дроби,
2) сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями; 3) развивать внимание, память, мышление.
-Для чего изучаем дроби? Как и где это может пригодиться нам в жизни? (?)
3. Работа по теме урока.
- Урок, сегодня мы проведем в виде игры, которая называется «Миг удачи»
Слушайте внимательно правила игры
1)Игра разделена на несколько туров.
2)В каждом туре есть девиз, по которому нужно следовать.
3)В каждом туре будет победитель. В конце урока подведем итоги. Кто наберёт наибольшее число баллов (жетоны), тот значит учится с желанием и на миг станет самым удачным.
Слайд 5: I тур
Девиз: « Желаний никогда своих не умеряем; имея что- нибудь, мы лучшего желаем»
Устный счёт.
1) Как можно получить 5 ? (5: 8)
8
2)( на доске шестиугольники)
Какая часть закрашена?
3) Итак,
- Что такое дробь? (Дроби – это числа, выражающие части единиц счёта или измерения.
Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделённых чертой)
- Как называется число, записанное под чертой? (Знаменатель)
- Что показывает знаменатель дроби? (Знаменатель дроби показывает на сколько частей разделили целое)
- Как называется число, записанное над чертой? (Числитель)
- Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает сколько таких равных частей взяли)
-Как называются такие дроби? (обыкновенные)
Дети хором: Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель,знайте,
Под чертою – знаменатель,
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
- Найдите на доске дроби. (Дети называют карточки с дробными числами )
- Какое число оказалось лишним? Почему? (8 – натуральное число, а остальные дробные числа)
4) На доске:
- Что общего между этими дробными числами? (Дробные числа с одинаковыми знаменателями)
- Что показывает черта в записи ? (Знак деления)
Сделаем вывод: Какой девиз?
Девиз: « Желаний никогда своих не умеряем; имея что- нибудь, мы лучшего желаем»
-Что мы лучшего желаем? Лучше учиться? (да)
Жетоны
-Какие действия вырабатывали? Покажите свои сигнальные карточки.
Дыхательная зарядка:
Дышим носом глубоко-
Поднимаемся легко.
Я дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо - как угодно.
Выполнено задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре-
Снова дышим:
Глубже, шире.
Слайд 6 :II тур
Девиз: «Без букв и слова нет!»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с великим немецким математиком, который имеет непосредственное отношение к дробям. Оказывается, в древности для основных дробей, которые были в обиходе, существовали индивидуальные знаки, а остальные дроби получались из основных дробей с помощью арифметических действий.
- Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали дробной черты, а кто же значительно упростил эту запись и ввёл дробную черту, мы узнаем, если выполните задание.
Работа в паре по карточкам:
-Я раздаю карточки, вы читаете внимательно задание. Если правильно сделаете задание то узнаем имя великого ученого. Чья пара быстрее сделает, та получает жетоны.
Карточка №1
- Ваша задача расположить карточки с дробными числами в порядке убывания. Расположив верно, вы узнает – фамилию.
Карточка №2
- Ваша задача расположить эти дроби в порядке возрастания. Расположив верно, вторая пара узнаёт имя ученного.
- Задания всем понятны? Итак, приступаем.
3 3 3 3 3 33
4 6 7 8 9 10 15
Г о т ф р и д
Слайд 7 . Готфрид Вильгельм Лейбниц
Баюрова Вероника прочитает сообщение, которое приготовила дома об этом учёном.
Лейбниц Готфрид Вильгельм, немецкий математик, физик и изобретатель, юрист, историк и языковед, родился в 1646 г. в Лейпциге в семье профессора местного университета. В 15 лет в этот университет поступил Лейбниц и стал изучать право, философию и математику. Окончив университет, он получил степень доктора права.
В 1711, 1712 и 1716 гг. встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России.
Лейбниц был талантливым изобретателем; он проектировал оптические приборы и гидравлические машины, работал над созданием “пневматического двигателя”, изобрел первую и уникальную для того времени счетную машину.
И он же ввёл дробную черту, как знак деления.
- Можем ли мы про этого человека сказать, что он умел ставить перед собой цели и путём усердного труда добиваться их. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что только целеустремлённый человек может многого добиться в своей жизни и делает всё с желанием.
Вопрос к 1 паре:
- Что общего между этими дробными числами? (одинаковый знаменатель)
- Какие знания вам понадобились, чтобы расположить эти дроби в порядке убывания.
(Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше)
Вопрос ко 2 паре:
- Что общего между этими дробными числами? (одинаковый числитель)
- Какие знания вам понадобились, чтобы расположить эти дроби в порядке возрастания.
(Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше)
Задание на интерактивной доске:
Работа с маркером.
-Используя эти правила. Сравните дроби.
7 * 7 65 11 11
8 14 9 9 17 24
25 23 6 4 3131
54 54 12 12 45 54
- Молодцы.
- Делаем вывод:Какой девиз: «Без букв и слова нет!»
-Трудно было составлять слово? Убедились, что если даже нет одной буквы, то нет и слова.
Жетон
Физкультминутка (с ковриком)
5/3 присели
6/8 наклоны вправо - влево
7/9 хлопки в ладоши
4/7 прыжки на месте
Слайд 7: III тур
Девиз: «Думай, дерзай, выигрывай»
Математическое лото на интерактивной доске.
- Даны примеры и ответы. Вы должны соотнести примеры с ответами.
Примеры Ответы
1 +3 11
5 5 12
8 -3 4
12 12 5
15 -5
35 35
13 +12 3
45 45 8
1 - 5 10
8 35
- Что мы должны знать, чтобы выполнить лото. ( Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним).
(Чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставляем прежним).
Вывод: Девиз «Думай. Дерзай, выигрывай»
- Вы думали, чтобы выиграть? И поэтому заполнили лото. Молодцы.
Слайд 9: IV тур
Девиз « По лесенкам поскачи, правильный ответ найди!»
Работа в тетради.
-Решаем задачи в тетради и ответ записываем вот в такую лесенку на листочке. Кто первый решит, получает жетон.
Задача 1 . Арбуз весит 8 кг. За обедом съели 1 арбуза. Сколько килограммов съели?(4 кг)
2
Как найти часть от числа? (Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, надо целое число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби)
Задача 2. Машина проехала 15 км. Это 3 всего пути. Каков весь путь? (25 км.)
5
- Как найти число по его части? (Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить это число на числитель и умножить на знаменатель дроби)
Задача 3.Продолжительность урока 45 минут. На решение задачи ушло 7 минут. Какая часть урока ушла на решение задачи? (7 : 45= 7 )
45
- Как найти часть, которое одно число составляет от другого?
(Чтобы найти часть, которое одно число составляет от другого, можно первое число разделить на другое.)
Слайд : Проверяем задачи на интерактивной доске приём «Шторка»
Вывод: Девиз «По лесенкам поскачи, правильный ответ найди!»
- Кто работал следуя девизу? Давайте определим победителя.
-А какие действия вырабатывали здесь?
Жетоны
Гимнастика для глаз.
- Возьмите квадраты. Они зелёного цвета. Зелёный цвет – это цвет жизни. Дизайнеры, психотерапевты, создатели рекламы утверждают, что он успокаивающий, способствует жизни, росту, гармонии, объединяет людей с природой, помогает быть ближе друг к другу, развивает силу воли, постоянство, зелёный цвет очень благотворно влияет на наши глазки.
- Поэтому мы сейчас выполним гимнастику для глаз. Посмотрите на квадрат. Обведите его глазками по часовой стрелке. Против часовой стрелки. Проведите глазками по диагонали от левого правого верхнего угла к нижнему левому углу. От левого верхнего угла к нижнему правому углу. Разделите невидимыми линиями квадрат на 4 равные части. Продолжаем смотреть на квадрат. Поморгайте часто глазками. Зажмурьтесь. Откройте глаза.
Слайд 10: V тур
Девиз « Не подумаешь – не победишь!»
Работа на интерактивной доске с ластиком.
45 = 15 у+2 =10
у 6
- Ребята, как вы думаете нужно думать, чтобы победить?
Жетон.
Какие УУД вырабатывали в этом туре?
Коммуникативные 1)(Оформлять свои мысли в устной и письменной форме)
2)( Умение работать в паре и группах)
Познавательные: (Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.)
Регулятивные: 1)Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)
2) (Проговаривать последовательность действий на уроке).
Личностные : Формируем мотивацию к обучению и целеноправленной познавательной деятельности.)
Итог урока: Итак, сейчас мы подведём итог урока и определим победителя. Посмотрим кто у нас учится с желанием и на миг стал самым успешным.
-Выставляем оценки сами. (технология оценивания)
-Какова была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат?
_Определи уровень успешности.
- Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.