Учебная литература: Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. –14-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Изучение новой темы
Нарисуйте в тетради отрезок длиной 12 см. Отметьте середину отрезка точкой. Как можно назвать части, на которые мы разделили отрезок поставленной точкой?
А еще эту половину можно назвать «вторая доля». Половина — это самая известная из долей. Слова с приставкой пол можно услышать часто. Назовите, пожалуйста, такие слова.
Далее каждую долю разделите пополам. На сколько частей разделили отрезок? Заштриховать одну часть. Как мы ее назовем?
А как нам эту долю записать? Как обозначить на письме, что это — одна вторая доля, а это — одна четвертая доля?
В математике половину записывают так:
число 1 – числитель дроби;
число 2 – знаменатель дроби.
Нарисуйте квадрат. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте три его части. Напишите дробью заштрихованную часть квадрата. Сделайте вывод о том, как записывают дробь. Что обозначают числитель и знаменатель дроби.
Посмотрите на экран, назовите части закрашенных фигур.
Пол-отрезка, половинки.
Полчаса, полкилометра, полбатона, полдня и т.д.
Четвертая доля, четвертая часть.
1/2,1/4.
.
Вывод: – дробь: a – числитель дроби – число, которое показывает сколько частей взято; b – знаменатель дроби – число, которое показывает на сколько частей разделили целое.
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс: 5 Предмет: Математика
3. Тема урока: Доли и обыкновенные дроби
4. Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
5. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием обыкновенных дробей, числителем, знаменателем дроби.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Цель
Содержание учебного материала
Методы работы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД*
ФОУД**
Изучение новой темы
Ввести понятие обыкновенной дроби и её составляющих
Понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель
Словесный (беседа)
Задает наводящие вопросы
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы
Личностные: формирование готовности к самообразованию;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других;
Познавательные: формирование интереса к данной теме;
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Фронтальная
* УУД – универсальные учебные действия.
** ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).