городской округ г. Шахунья Нижегородская обл.
Сформировать у учащихся на интуитивном уровне представление о длине окружности и площади круга, познакомить учащихся с формулами длины окружности и площади круга.
познавательные УУД: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками;
потребность в справедливом оценивании своей работы, применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
1.Создание проблемных ситуаций и умелое направление учащихся на их решение, организация поиска решения.
2.Включение учащихся в поисково-познавательную деятельность.
3.Получение знания школьниками как результат творческой работы, осмысление ими процесса получения этих результатов и умение самостоятельно решить проблему.
В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности.
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап: мотивация к учебной деятельности - 2 мин. |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока. | Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…», то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении. | Воспринимают информацию, готовятся для работы, включаются в деловой ритм. | Коммуникативная/ диалог. | Самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке. |
II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 5 мин. |
Актуализировать изученную информацию, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения. | Округлите число 3,1415926 До десятитысячных; До тысячных; До сотых. Работа по готовому чертежу на доске: Какая геометрическая фигура изображена на чертеже? Назовите центр окружности. Чем является отрезок АК? Есть ли на чертеже еще диаметры? Чем является отрезок ОВ? Есть ли на чертеже еще радиусы? Как называется отрезок ML? Есть ли на чертеже еще хорды? Какой отрезок называется хордой? Является ли хордой диаметр? Можно ли измерить длину хорды, радиуса? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Какими единицами измерения будет выражен результат? Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? (Возможные ответы: с помощью нитки, веревки и т.п.) Почему мы не можем это сделать? ( нам не хватает новых знаний)
| Выполняют вычисления
Отвечают на вопросы
.
Возникает проблемная ситуация. | Коммуникатив-ная (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебных задач. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль | Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений. |
III этап: Постановка учебной задачи - 3 мин. |
Активизировать мыслительные операции, целеполагание | Название нашей темы урока состоит из двух понятий. Первое понятие вызвало у вас затруднение при ответе на вопросы (длина окружности). Отгадайте ребусы и вы узнаете вторую часть темы. Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, – «Длина окружности. Площадь круга» Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности. Площадь круга» Игра «верю и не верю» Вопрос | «+» – верю, «-» – не верю | 1 Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | | 2 Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | | 3 Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? | | 4 Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? | | 5 Верите ли вы, что можно найти площадь окружности? | | Давайте, сформулируем цель нашего урока. | Открывают тетради и записывают тему в тетрадь. Заполняют таблицу индивидуально. Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь
| Коммуникатив-ная / диалог Регулятивные умение/ определять цель деятельности на уроке Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, планирование.
| Внешний контроль, самоконтроль | Готовность учащихся к восприятию новых знаний. |
IV этап: Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 12 мин. |
Организовать коммуникатив-ное взаимодействие для открытия новой информации, осмысления новых понятий, зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме. | 1. Работа в группах Учитель предлагает нитью измерить длину окружности лежащих на партах предметов( блюдце, компакт-диск, стакан) измерить их диаметр и разделить длину окружности на диаметр (можно с помощью калькулятора). Предлагает сравнить результаты, полученные каждой группой учащихся и сделать вывод. (Ученики замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые – отношения больше 3, но меньше 4.) Значит, можно записать: 3d Отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное- число π = 3,14 ( десятичное приближение до сотых) 2. Выступление ученика с историческим сообщением о числе Число - бесконечная десятичная дробь. - первая буква греческого слова окружность, периферия. Это отношение известно со времен Архимеда, его считали равным . Для закрепления в памяти рационального выражения числа Архимеда - , может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого. Двадцать две совы скучали На больших сухих суках. Двадцать две совы мечтали О семи больших мышах. О мышах довольно юрких В аккуратных серых шкурках. Слюнки капали с усов У огромных серых сов Впервые обозначение ввел в 1706 году английский математик Джонс, общепринятым это обозначение стало в 1736 году после одной из работ Эйлера, великого математика, физика, астронома. =3,141592653589793238462643…(24 знака) Вычисление как можно большего числа точных цифр числа с помощью компьютера занимает математиков и в настоящее время. Так, в 1988 году, японский ученый Ясума Канеда вычислил 400 млн точных цифр после запятой. Это не только спортивный интерес, необходимо и для изучения случайных процессов. В школьном же курсе математики =3,14. Первые четыре цифры этого числа можно запомнить по числу букв в каждом слове следующей фразы: Что я знаю о круге 3. Сообщение учителя С помощью числа можно найти длину окружности без нитки, измерив только диаметр или радиус. Это делают по формуле: L = πd = 2πr Площадь круга зависит от его радиуса. Её вычисляют по формуле S = πr²
| Работают с информацией в группах, записывают измерения в тетрадь, а затем на доску. Устанавливают закономерности; делают выводы. Воспринимают информацию. Записывают в тетрадь формулы | Учебно – познавательная/ исследовательс-кая деятельность.
Коммуникатив-ная/ работа в группах, взаимодействие Информационная/ сбор информации, обработка и передача.
| Самоконт-роль, взаимоконтроль
Оценка учителем работы групп. | Проводят измерения и находят отношения величин. Осознают полученные результаты и выдвигают гипотезу в коммуникативной форме |
Физминутка (для глаз).- 1 мин. |
V этап Первичное закрепление - 5 мин. |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с использованием формул.
| Задание. Вычислить по формуле длину окружностей своих предметов. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул. | Учащиеся в группах выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои вычисления Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы. | Учебно – познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, Информационная/ сбор информации, обработка и передача. Коммуникатив-ная/ работа в группах, взаимодействие | Самоконт-роль, внешний контроль Оценка учителем работы групп. | Усвоение нового способа действий при решении задач. |
VI этап Включение нового знания в систему знаний, повторение и контроль - 12 мин. |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений. | Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) Решение заданий из учебника. №731(а,б), 733(а,б), 735(а) У кого возникли сложности и в каких выражениях? Критерии: 1б. за каждое задание Оценка «5» - 5баллов Оценка «4» - 4 балла Оценка «3» - 3 балла Оценка «2» - менее 3 баллов
| Ученики решают предложенные задания, используя формулы.
Проверяют по эталону на доске Меняются тетрадями и выставляют оценки соседу по парте. | Учебно-познавательная / самоконтроль и самооценка
Информационная/ переработка, использование информации для решения учебной задачи.
| Самооценка, взаимооценка | Определение уровня усвоения нового способа действий |
VII этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока - 3 мин. |
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся | Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание. Вопросы: - Какую цель ставили на уроке? -кому удалось достичь поставленную цель? - В чём возникли затруднения? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? Оцените свою работу на уроке и отношение к новой теме. Объявление оценок за урок. | Дети соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности. Отвечают на поставленные вопросы. Проводят самооценку.
| Учебно-познавательная/ самооценка , взаимооценка. Информационная / обработка и передача информации.
| Самоконт-роль, взаимоконт-роль, внешний контроль | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности.
|
VIII этап Информация о домашнем задании – 2 мин. |
Обсудить и записать домашнее задание.
| Учебник: П. 25 ( вопросы 1-4), № 732, 734, 738. Спасибо всем за урок! | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание |
|
|
|