4 . Ребята , мы с вами поработали с числами и цифрами , а теперь поработаем с фигурами . Отметим точку О .Возьмем в руки циркуль , установим иглу в точке О , а ножкой циркуля с карандашом , вращая вокруг О , будем чертить линию .Карандашом начертим линию , все точки которой одинаково удалены от т . О .Такую замкнутую линию называют окружностью , а точку О – центром окружности . Дадим определение : окружность – простая геометрическая фигура , все точки которой расположены от центра на одинаковом расстоянии .Часть плоскости , ограниченная окружностью , называется кругом .Начертим еще одну окружность и заштрихуем внутреннюю часть .
Давайте сравним кольцо и монету .
- какой фигурой является кольцо , а какой круг
- сходство и отличие
-какие предметы в жизни человека имеют формы окружности и круга .
Работа по учебнику ( стр 77 № 382 )устно
Учитель работает по плакату на доске .
Вопросы :
1 . Какие точки лежат на окружности , внутри круга , вне круга ?
2 . Какие из линий пересекают окружность ?
Что называют отрезком , прямой лучом ?
Работа на слайде у доски ( учитель )
- Какая фигура изображена на рисунке ?
Ответ : отрезок ОА
-Какие точки образуют отрезок ОА
Ответ : отрезок , соединяющий любую точку окружности с центром , называется радиусом .
Обозначается r илиR . (учащиеся чертят в тетрадях рис (а )
R = ОА ( при записи радиуса с помощью букв , точка , обозначающая центр , ставится впереди .
Рис б .
- назовите радиусы
Ответ : ОА и ОВ r = ОА г = ОВ
- назовите самый большой отрезок на чертеже , охарактеризуйте его
Отрезок , который соединяет две точки окружности и проходит через центр , называется диаметром .Диаметр обозначается буквой d
dВ=ОА + ОВ d = r +r = 2 r
Практическая работа : ребята , возьмите одну из фигур , которую вы приготовите дома , и измерьте ее радиус .Данные запишите в тетрадях . Теперь согните окружность по линии ее радиуса пополам . Измерьте длину получившейся линии сгиба .Сделайте вывод .Запишите измерения .один ученик выполняет задание на доске .
Работа по плакату :
1 . назовите отрезки на чертеже
2 . какой из них называется диаметром и почему
3 .отличие и сходство отрезков
Отрезки MN и CD также соединяют две точки на окружности , но не проходят через центр . Такие отрезки называются хорда .
4 . является ли отрезок AB хордой?
Работа по учебнику
D = 10 r = 5 d = 8 r = 4 d = 16 r =8
Диаметр луны = 3474 . Чему равен r? 1737 км .
9 . Практическая работа
Вернемся к нашей окружности , поделенной пополам
- Будут ли центр , диаметр и радиус окружности явл . центром , диаметром и радиусом данного круга и почему?
10 . Как можно определить равенство кругов или сравнить их размеры ? (учащиеся выполняют работу по готовым заготовкам )
11 . Работа по учебнику .
Учитель по слайдам
Часть окружности , ограниченная двумя точками ,
Называется дугой .
Запишем в тетрадях все дуги на данной окружности :
12 . Решение задач по картинкам ( устно )
Коза – коза привязана к колу веревкой , длина которой 10 м .Найдите радиус и диаметр круга , внутри которого находится коза .
Верблюд – грациозно прошагал от выхода на арену через центр до зрителей по прямой 15 м . Чему равен диаметр и радиус арены ?
13 . Работа в тетрадях (таблицы на доске)
Заполните пустые клетки :
1 вариант
r
3
22
59
36
d
100
240
363
2 вариант
r
4
71
49
d
14
90
680
1100
14 . Волшебная шкатулка :
То , что лежит в этой шкатулке , изобрел очень талантливый юноша , который придумал гончарный круг и первую в мире пилу .Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов , изготовленных из бронзы . В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума .Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве .За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась . В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник .
Что лежит в волшебной шкатулке?
15 . Работа в тетрадях
Отметьте точку О и примите ее за центр окружности . Начерти две окружности с общим центром в точке О радиусом r = 3 см , r = 2см
Такие окружности называются концентрическими окружностями . Приведите примеры из жизни , где встречаются концетри –
ческие окружности
Устное решение задач .
1 . коза привязана к колу веревкой , длина которой 10 м .Найдите площадь участка , на котором она может пастись .
3
2 . Верблюд грациозно пробежал два круга по арене цирка , радиус которой
2 с = 2 х 2 х 3 , 14 х 5 = 62 , 8 м
Используются рисунки
Решение задач в тетрадях :
1 . Диаметр опаленной площади тайги от взрыва Большого Тунгузского метеорита равен приблизительно 38 км .Какая площадь тайги опалена?
S = S= 3 ,14 х 19 = 59 , 66 (км )
2 . Две трубы а диметром 6 см и 8 см требуется заменить одной трубой той же пропускной способностью . Найти диаметр этой трубы .
S = S1 + S2 S1 = 9 S2 = 16 S = 25 S = R 2
R2 =25 R = 5 d = 10 см
S1 =3 , 14 Х 9 = 28 , 26
S = 3 , 14 Х16 = 50 , 24
S = S + S = 78 ,5
R= 2 х39 , 25
R = 78 , 5 = 8 , 8
Решение задач с заполнением таблиц .
Исторические сведения :
Древнегреческий ученый (408 – 355 до н . э . )Евдос Книдский дал полное доказательство теоремы о том , что площади двух кругов относятся как квадраты их радиусов . Вслед за Евдоксом метод для вычисления площади круга применял древний ученый Архимед . Успешно развивая идеи своих предшественников он определил длину окружности , площадь круга , объем и поверхность шара .Еще Архимед применил правильный 96 угольник для вычисления длины окружности и установил , что отношения длины окружности к ее диаметру число постоянное , не зависящее от радиуса окружности – пи .Как это ни странно , Архимед начал заниматься математикой , когда ему было около 50 лет .Он был знаком с Эратосфеном , который первым измерил длину земного меридиана .
Сергей Бобров .
П – 3 , 1415926…….
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз :
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь .
Надо нынче нам заняться ,
Оказать старинке честь ,
Чтобы нам не ошибаться
Чтоб окружность верно счесть .
Надо только постараться
И запомнить все как есть :
Три – четырнадцать – пятнадцать –
Девяносто два и шесть .
Теория Виета .
По праву в стихах должна быть воспета
О свойствах корней теорема Виета .
Что лучше , скажи , постоянства такого :
Умножишь ты корни – и дробь уж готова :
В числителе С , в знаменателе А ,
А сумма корней тоже дроби равна .
Хоть с минусом дробь эта , что за беда –
В числителе В , в знаменателе А .
О НУЛЕ .
Когда – то многие считали ,
Что ноль не значит ничего
И , как ни странно , полагали ,
Что нуль совсем не есть число .
Но на оси средь прочих чисел
Он всё же место получил ,
И все действительные числа
На два разряда разделил .
Ноль ни в один из них не входит ,
Он сам составил чисел класс .
О всех его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ .
Коль нуль к числу ты прибавляешь ,
Иль отнимаешь от него ,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число .
Попав как множитель средь чисел ,
Он сводит мигом всех на нет .
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ .
А относительно деленья ,
Во – первых , нужно помнить то ,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено .
Причина всем ведь очевидна ,
А состоит причина в том ,
Что смысла нет в таком деленье ,
Противоречье в нем самом .
И впрямь : какое из известных
Число за частное нам взять
Когда с нулем в произведенье
Все числа нуль лишь могут дать ?
«а» в нулевой есть единица
Так все условились считать
Но глубоко бы тот ошибся ,
Кто б это вздумал доказать .
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ .
Одним из заданий было нужно разгадать ребус .Кто справился ? ( плакат с ребусом)
2 . о человеке или явлении выдающемся , исключительном в
каком -нибудь отношении .
Повторение формул .ТЕСТЫ .
-Уберите неверное :
Длина окружности :1.c = 2пr
2 . с = пr
3 . с = пd
Площадь круга : 1 . s = пd
Практические задания .
У каждой команды по два макета круга .Необходимо построить радиус или диаметр , чтобы определить длину окружности и площадь круга( макеты разных размеров ) .Потом представитель команды защищает решение .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы с вами сегодня познакомились с окружностью и кругом ,узнали , что называется радиусом , диаметром , хордой , дугой .Увидели , что всё , что мы изучаем на уроках математики , применяется в реальной жизни .Закончить урок хочется словами Яна Ямоса Коменского :» Считай несчастным тот день или час , в который ты не усвоил ничего нового , не прибавил к своему образованию .»