МОУ Новолядинская СОШ  
  Тамбовского района Тамбовской области  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  Урок по математике в 5 классе на тему:
  
 
  
 
  «Сложение и вычитание десятичных дробей»
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  
 
  Подготовила учитель математики  
  Анурина Екатерина Алексеевна
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  П. Новая Ляда  
  2010 год
  
 
  Цели:
  1. Повторить правила сложения, вычитания десятичных дробей, умение читать, писать, сравнивать и округлять десятичные дроби, подготовка к контрольной работе.
  2. Развитие логического мышления, памяти, речи, вычислительной культуры, познавательного интереса через межпредметные связи , развитие логического мышления.
  3. Воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости , ответственности не только за свои знания , но и за успехи своего коллектива.
  
 
  Ход урока:
  I.Организационный момент.
  Проверить готовность класса к уроку. Ознакомить с темой и целями урока. Записать число и тему урока в тетрадях.
  
 
  II Повторение основных понятий и определений, отметить их в листах ЛВК( листам взаимоконтроля).
  
 
  Повторение проводится по двум таблицам, которые вывешены на доске.  
  III Устный счёт
  
 
  1.Какой кошке поклонялись древние индейцы?
  
  2.Прочитайте названия дробей:
  1)35,7 1) 42,1
  2)21,67 2) 12,89
  3)0,456 3) 0,324
  4)3,009 4) 1,003
  5)72,034 5) 56,012
  3.Округлите число 156,9476 :
  а) до десятков , б) до сотых , в) до тысячных , г) до сотых
  4.Скорость одного пешехода 3,2км/ч, а скорость второго 4,5км/ч.Определите, удаляются или сближаются пешеходы и на сколько км в час, если они вышли :
  А)из одного пункта в противоположных направлениях:
  



  Б)из двух различных пунктов навстречу друг другу;  
  
 
   



 
  
  _ _________________ __________
_________________ __________
  
 
  В) из двух различных пунктов, и второй идёт вслед за первым;
  
 
  
  Г)Из одного пункта в одном направлении:
  
 
  
  IV.Из истории десятичных дробей
  Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.  
  Ребята! Вы уже знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1, 2, 3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями ½, ¼, 1/3, а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, …. Т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными. Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так , как обыкновенные.  
  Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем заслужили они такое большое внимание? Попробуем ответить на эти вопросы. Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места , от позиции. Вот натуральное число 2072. Цифра 2 в первом разряде означает 2 единицы, а цифра 2 в четвертом – две тысячи единиц. Такую форму записи называют позиционной
  Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда меньше в 10 раз единицы предыдущего. По этому же принципу записываются и десятичные дроби. Например, в дроби 2072,38 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц, и т.д. Сейчас нам кажется: как это все просто! Но к этому способу записи десятичных дробей люди шли очень долго.  
  Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в хv веке самаркандский астроном аль-Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. Труды аль-Каши долго не были известны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, а способ их записи в виде обыкновенных дробей не давал возможности это это делать.
Прошло полтора века после открытий ал-Коши, и вот талантливый фламандский инженер и ученый Симон Стивен в своей книге «Десятая» описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввел для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стивена перед наукой. Обычно он признается и их изобретателем»  « Посмотрим, почему же употребление десятичных дробей в современной форме записи значительно облегчило вычислительную работу»
  Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом « записи натуральных чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой. Десятичные дроби, записанные в позиционной системе, очень удобны в расчетах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать с любой степенью точности и , во-вторых: эти величины легко сравнивать. Например: что больше 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко: 0,375
  
 
  Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший мелкий вирус имеет размер 16 миллимикрон, т. е. (0,1: 1000 : 1000) х 16=0,0000016 (мм). Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом?), и узнают, какая болезнь».
  Далее учитель говорит о том, как важна точность в расчетах. Его слова подкрепляет один из учащихся 5 класса строками из стихотворения :
  
    |  «Три десятых» В. Лифшица Это кто из портфеля швыряет в досадеНенавистный задачник, пенал и тетради?
 И сует свой дневник, не краснея при этом,
 Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
 Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,Жертва вечных придирок , - он снова провален.
 И шипит, на растрепанный глядя задачник:
 - Просто мне не везет! Просто я неудачник!
 .В чем причина обиды его и досады?Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
 Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
 Придирается строгая Марья Петровна,
 Три десятых… Скажи про такую ошибку,И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
 Три десятых… И все же об этой ошибке
 Я прошу вас послушать меня без улыбки.
 Если б, строя Ваш дом, тот, в котором живете,Архитектор немного ошибся в расчете-
 Что б случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?Этот дом превратился бы в груду развалин!.
 Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,А не будь инженер в чертежах своих точен,
 Ты бы , Костя, свалившись в холодную реку,
 Не сказал бы спасибо тому человеку!
 Вот турбина, в ней вал токарями расточен.Если б токарь в работе не очень был точен,
 Совершилось бы, Костя, большое несчастье.
 Разнесло бы турбину на мелкие части.
 Три десятых – и стены возводятся косо!Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
 Ошибись только на три десятых аптека -
 Станет ядом лекарство, убьет человека….
 Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровноИ скажи – не права ль была Марья Петровна?
 Если честно подумаешь, Костя об этом,
 То не долго лежать дневнику под буфетом!
 | 
 
  
 
  
 
  VI . Повторение сложения , вычитания и округления десятичных дробей
  Обучающиеся выполняют тест следующего содержания:
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  ТЕСТ
  Вариант 1 Вариант 2
  1Выполните сложение :4,1+2,51 | 8,32+1,5
  а)2,92 б)6,52 в)6,61 | а)9,37 б)9,82 в)8,47
  2.Выполните вычитание: 13,1- 2,51 | 19,4- 7,83
  а)11,59 б)10,59 в)11,5 | а)11,57 б)12,57 г)12,6
  3.Выполните действия :3,57+2,23-4,8 | 4,46-2,7+1,34
  а)10,6 б)1 в)5,8 | а)3 б)8,5 в)3,1
  4.Округлите число 15,9476 до сотых | 21,3642 до сотых
  а)15,948 б)15,95 в)15,9 | а)21,364 б)21,37 в) 21,36  
  5.Решите уравнение и результат округлите до десятых:
  8,78+х =11,676 | х+2,68 =8,368  
  а) 2,8 б)2,9 в)2,89 | а)5,7 б)5,69 г)5,6  
  
 
  
 
  Таблица ответов :
   1 вариант 2 вариант  
             |  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
  | в | б | б | б | б | б | а | в | в | а | 
 
  
  
  VI .Работа в парах:  
  1)По данной на каждый стол таблице надо по очереди показать все числа , располагая их в порядке возрастания.
  2) Первому варианту произвести сложение и вычитание I и II столбцов , а второму варианту II и III столбцов:
  
 
  
 
  
      | 25,1 | 13,11 | 1,301 | 
  | 15,64 | 2,5 | 1,564 | 
  | 98,25 | 9,835 | 2,51 | 
 
  
 
  Ответы к таблице:1,301;1,564; 2,5; 2,51; 9,825; 13,11;15,64;25,1;98,25
  
 
  Ответы к заданию №2 по вариантам:
       |  1 вариант |  2вариант | 
  |  сумма | разность | сумма | разность | 
  | 38,21 | 11,99 | 14,411 | 11,809 | 
  | 18,14 | 13,14 | 4,064 | 0,936 | 
  | 108,075 | 88,425 | 12,335 | 7,315 | 
 
  
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  -  Задание на дом п.30-33 повторить правила сложения, вычитания и округления десятичных дробей; №1268, №1269, №1324,№1323*( сильным ученикам) 
-  Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Понравился ли вам урок ?   
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Лист взаимного контроля
         | ФИО | Знание правил | Устный счёт | Тест | Работа в парах | Итоговая | 
  | Оценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  ТЕСТ
  Вариант 1 Вариант 2
  1Выполните сложение :4,1+2,51 | 8,32+1,5
  а)2,92 б)6,52 в)6,61 | а)9,37 б)9,82 в)8,47
  2.Выполните вычитание: 13,1- 2,51 | 19,4- 7,83
  а)11,59 б)10,59 в)11,5 | а)11,57 б)12,57 г)12,6
  3.Выполните действия :3,57+2,23-4,8 | 4,46-2,7+1,34
  а)10,6 б)1 в)5,8 | а)3 б)8,5 в)3,1
  4.Округлите число 15,9476 до сотых | 21,3642 до сотых
  а)15,948 б)15,95 в)15,9 | а)21,364 б)21,37 в) 21,36  
  5.Решите уравнение и результат округлите до десятых:
  8,78+х =11,676 | х+2,68 =8,368  
  а) 2,8 б)2,9 в)2,89 | а)5,7 б)5,69 г)5,6  
  
  ТЕСТ
  Вариант 1 Вариант 2
  1Выполните сложение :4,1+2,51 | 8,32+1,5
  а)2,92 б)6,52 в)6,61 | а)9,37 б)9,82 в)8,47
  2.Выполните вычитание: 13,1- 2,51 | 19,4- 7,83
  а)11,59 б)10,59 в)11,5 | а)11,57 б)12,57 г)12,6
  3.Выполните действия :3,57+2,23-4,8 | 4,46-2,7+1,34
  а)10,6 б)1 в)5,8 | а)3 б)8,5 в)3,1
  4.Округлите число 15,9476 до сотых | 21,3642 до сотых
  а)15,948 б)15,95 в)15,9 | а)21,364 б)21,37 в) 21,36  
  5.Решите уравнение и результат округлите до десятых:
  8,78+х =11,676 | х+2,68 =8,368  
  а) 2,8 б)2,9 в)2,89 | а)5,7 б)5,69 г)5,6  
  
 
  ТЕСТ
  Вариант 1 Вариант 2
  1Выполните сложение :4,1+2,51 | 8,32+1,5
  а)2,92 б)6,52 в)6,61 | а)9,37 б)9,82 в)8,47
  2.Выполните вычитание: 13,1- 2,51 | 19,4- 7,83
  а)11,59 б)10,59 в)11,5 | а)11,57 б)12,57 г)12,6
  3.Выполните действия :3,57+2,23-4,8 | 4,46-2,7+1,34
  а)10,6 б)1 в)5,8 | а)3 б)8,5 в)3,1
  4.Округлите число 15,9476 до сотых | 21,3642 до сотых
  а)15,948 б)15,95 в)15,9 | а)21,364 б)21,37 в) 21,36  
  5.Решите уравнение и результат округлите до десятых:
  8,78+х =11,676 | х+2,68 =8,368  
  а) 2,8 б)2,9 в)2,89 | а)5,7 б)5,69 г)5,6  
  
  ТЕСТ
  Вариант 1 Вариант 2
       | 25,1 | 13,11 | 1,301 | 
    |  15,64 | 2,5 | 1,564 | 
  | 98,25 | 9,835 | 2,51 | 
  
  
 
      | 25,1 | 13,11 | 1,301 | 
  | 15,64 | 2,5 | 1,564 | 
  | 98,25 | 9,835 | 2,51 | 
 
  
 
      | 25,1 | 13,11 | 1,301 | 
  | 15,64 | 2,5 | 1,564 | 
  | 98,25 | 9,835 | 2,51 |