~~Действия с десятичными дробями
Цели и задачи урока:
1. Актуализировать знания учащихся о десятичных дробях (понятие десятичной дроби, запись десятичных дробей, сравнение, округление, сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей).
2. Формировать логическое мышление (установление истинности и ложности высказываний, суждений единичных и содержащих кванторы). Формировать осознанность мышления, взаимоконтроль, толерантность.
Формировать умение сравнивать, рассуждать, формулировать выводы по аналогии и обосновывать их.
3. Выявить «слабые звенья» в предметных знаниях и умениях.
Учить детей доказывать истинность или ложность суждений (формирование коммуникативных компетенций).
4. Рефлексия. Формирование осознанности учения.
5. Развить интерес к математике через включение в урок игровых моментов и использование исторических фактов (формирование информационно-коммуникативных компетенций).
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, запись темы в тетрадь.
2. Логический диктант. (ученики выполняют в тетради)
На слайде изображен ряд дробей. Учитель читает утверждения, если ученик согласен с ним, то «+», если не согласен, то «-».
1,5; 33,7; 5/10; 11,12; 54,02; 17,143; 3/2; 0,0019; 5,305; 1/100.
Утверждения:
1. Все записи являются десятичными дробями.
2. Среди записей есть обыкновенные дроби.
3. 1-ая и 7-ая дроби равны.
4. Дроби расположены в порядке возрастания.
5. 8-ая дробь меньше 10-ой дроби.
6. 9-ая дробь читается, как целых 305 сотых.
7. 6-ая дробь не больше 4-ой дроби.
8. 1-ая дробь на единицу больше 3-ей дроби.
9. Сумма 2-ой дроби и 5- ой дроби 87,72.
10. Если 6-ую дробь округлить до десятых, то получится 17,2.
Ответы: (проверка с помощью слайда, учащиеся меняются тетрадями и проверяют соседскую тетрадь, с последующим оцениванием)
1. -
2. +
3. +
4. –
5. +
6. –
7. –
8. +
9. +
10. –
Критерии оценки (на слайде)
6-7 заданий-«3»
8-9 заданий-«4»
10 заданий-«5»
После выставления оценки исправления не допускаются.
Обратная связь с учителем:
Поднимите руку, у кого нет ошибок?
У кого одна или две ошибка?
У кого более двух ошибок?
Какие теоретические знания вы использовали?
Предполагаемые ответы:
( Десятичная запись числа. Представление простых дробей в виде десятичных. Чтение десятичных дробей. Округление, сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей.)
Все эти знания вам понадобятся в игре «Ты мне, я тебе».
3. Игра «Ты мне, я тебе»
Правила игры:
Выбирается ведущий (сильный ученик), поворачивается к классу спиной, а в это время ребята по цепочке передают мяч. После команды ведущего, «стоп», передача мяча прекращается. Тот ученик, у которого оказался в руках мяч, выбирает в классе себе пару, которой будет адресован вопрос. Услышав ответ, ведущий дает заключение об его верности, если ответ не верный, то ведущий может спросить любого желающего. Затем, отвечавший адресует свой вопрос сопернику. Ведущий координирует дальнейшие действия. После состоявшейся дуэли игра продолжается. ( 5 пар)
Примерные вопросы:
1.Какая дробь называется обыкновенной?
2. Какая дробь называется десятичной?
3. Как сравнить десятичные дроби?
4. Правило сложения десятичных дробей?
5. Правило вычитания десятичных дробей?
6. Как умножить десятичные дроби?
7. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
8. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
9. Правило деления десятичных дробей?
10. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
11. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
12. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
13. Как представить простую дробь в виде десятичной?
4. Найди ошибки ( на слайде изображены примеры, которые ребята решают у себя в тетрадях и выявляют не правильные)
Ι вариант ΙΙ вариант
а) 0,134•1000=13,4 (134) а) 3,2•100=0,032 (320)
б) 16,12?4=4,3 (4,03) б) 27,18:3=9,6 (9,06)
в) 1,06+0,4=1,1 (1,46) в) 2,7+0,03=3 (2,73)
г) 5,72-0,2=5,7 (5,52) г) 3,61-0,1=3,6 (3,51)
д) 16,5:0,1=1,65 (165) д) 5:100=0,5 (0,05)
Обнаруженные ошибки исправляются на слайде.
Обратная связь с учителем:
Поднимите руку, кто нашел все ошибки и исправил их правильно?
Молодцы!
5. Решение задачи ( на слайде записаны данные задачи на движение по реке, ученики решают задачи в тетради по вариантам)
υ лодки =27,1 км/ч
υ течения=1,8 км/ч
t=6 ч
Ι вариант ΙΙ вариант
Найдите пройденный путь Найдите пройденный путь
против течения реки по течению реки
и результат округлите и результат округлите
до целых. до целых.
Решение проверяем по слайду
Решение:
Ι вариант ΙΙ вариант
1) 27,1-1,8=25,3(км/ч) υ↑↓ 1) 27,1+1,8=28,9(км/ч) υ↑↑
2) 25,3?6=151,8(км) 2) 28,9?6=173,4(км)
S≈152 км S≈173 км
Обратная связь с учителем:
Сравните полученный пройденный путь в Ι варианте и во ΙΙ вариант.
Почему расстояния разные при одинаковых числовых данных, обоснуйте ответ.
6. Самостоятельная работа « Восстанови цепочку» ( ученики работают на заранее заготовленных листках с заданиями. Решение первого примера является началом второго )
Ι вариант
• 5,7+0,13
1,4575?100 • • 145,75-5,05
140,7-135 • • 5,83:4
ΙΙ вариант
• 2,1?0,8
3,18-1,08 • • 1,68:100
0,0168?50 • • 0,84+2,34
После выполнения задания, работы сдаются учителю и на слайде появляются рисунки, которые должны получиться у ребят.
7. Исторический материал и интересные факты ( домашнее задание которое было задано за ранее 2 ученикам. Найти нужный материал по теме и приготовить презентацию с выступлением )
8. Итоги урока и домашнее задание.
1) Сдаются тетради с классной работой, в которой логический диктант.
2) Оцениваются ученики и ведущий в игре «Ты мне я тебе».
3) Сдаются листочки с самостоятельной работой.
4) Домашнее задание на следующий урок:
П. 38 прочитать, разобрать решенные задачи. Сформулировать определение среднего арифметического чисел. Придумать и решить задачу по данной теме в тетради.
9. Рефлексия.
При выходе из кабинета каждый ученик опускает в почтовый ящик смайлик, который подходит индивидуально ему.