развивать у учеников математическую речь, уметь оценивать результаты своей деятельности;
развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.
Воспитательные:
Уметь работать в коллективе, участвовать в диалоги, умение выслушать мнение одноклассников.
Ход урока:
I. Организационный момент:
(приветствие)
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд?
Занимай свои места.
Математика сложна.
Но скажу с почтеньем я:
Математика нужна
Всем без исключенья.
Учитель: Предлагаю наш урок начать с устной работы. На слайде показаны числа.
; ; ; ;; 3,8; Можно ли эти числа распределить по группам? (Возможные ответы: Да, можно. На правильные, неправильные и смешанные дроби ). Слайд №1
Учитель: Давайте поработаем в группах и правильно распределим дроби, результат вашей совместной работы мы увидим на доске. (Работа в группах по 4 человека, делегаты групп после обсуждения записывают свои мнения на доске).
II Мотивация.
Учитель: Все ли числа удалось распределить? (Ответ: Нет, одно число не подходит ни к одной группе.)
Учитель: А чем это число отличается от дробей, которые вы записали? (Возможные ответы: У этого числа нет числителя и знаменателя и т. д.)
Учитель: Хотите узнать что это за число, как оно называется? (Ответы: Да)
Учитель: Это число тоже дробь, но называется она ДЕСЯТИЧНОЙ. Сегодня тема нашего урока – Десятичная запись дробных чисел. (Слайд № 2) Какова цель нашего урока? (Возможные ответы:Как правильно записывают и читают десятичные дроби. Как правильно переводить обыкновенную дробь в десятичную, и наоборот.)
III Изучение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на следующие дроби. (Слайд №3). Найдите особенность в записи этих чисел. (Возможные ответы: В знаменателях у всех дробей стоит единица и нуль.)
Это дроби перед вами,
Полюбуйтесь ими сами,
В знаменателе смотри,
Единицы и нули.
Учитель: Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.
Начнём изучение с вопроса: Как записать и прочитать десятичную дробь?
Учитель: А можно ли число записать в виде десятичной дроби? (Возможные ответы: Да, можно, так как в знаменателе стоит число 10.)
Учитель: А откуда мы можем точно это узнать? (Возможные ответы: От учителя, из интернета, можно посмотреть в учебнике.)
Учащиеся читают §30 стр 180 и находят ответ.
IV Первичное закрепление новых знаний.
Учитель работает на доске, а дети записывают решение в тетради. Напомнить учащимся как называются разряды чисел (десятки, сотни, тысячи).
Дальше идет работа с алгоритмом.
Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.
Сделать вывод, что количество нулей в знаменателе совпадает с количеством цифр после запятой.
Работа с алгоритмом
1.Записать целую часть (она может быть равна нулю), ставим запятую.
2.После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части
3.С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака
4.В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.
Учитель: Объясните соседу по парте как правильно произносить и записывать в виде десятичной записи числа, записанные на слайде №4. (Работа в парах.)
V. Физкультминутка.
Учитель: Я показываю карточки на которых написаны дроби. Если дробь правильная – поднимаете две руки вверх; дробь неправильная – приседаете: дробь смешанная – наклон вправо, влево; дробь десятичная - руки вперед; натуральной число – прыжок на месте.
VI. Закрепление знаний.
Учитель: Работаем с учебником. Выполним №1144 . (Класс выполняет в тетрадях, 2 учащихся работают у доски)
Учитель: Ребята а где в жизни вы встречались с десятичными дробями. (Возможные ответы: напитки 1,5 литра; жирность молока - 3,2% и т. д.).
VII. Обратная связь. Самостоятельная работа.
Учитель: Давайте вернемся к началу урока и вспомним цели, которые мы ставили. (Ответы учащихся) Наш урок достиг этих целей? Это мы сейчас проверим.
Самостоятельная работа (Перевести обыкновенные дроби в десятичные. Перевести десятичные дроби в обыкновенные) Слайд № 5, 6.
VIII. Итоги урока.
Учитель: А теперь по совокупности как вы работали сегодня на уроке, в паре, самостоятельные работы, оцените себя.