"Действия с положительными и отрицательными числами"
"Действия с положительными и отрицательными числами"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Действия с положительными и отрицательными числами". На всех этапах урока используются различные виды учебных заданий, выполняющие развивающую, обучающую и контролирующую функции. На уроке применяются фронтальные и групповые формы учебной деятельности. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Учащиеся, выполняя задания, предлагают разные варианты решения, рассуждают, доказывают, находят ошибки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Действия с положительными и отрицательными числами" »
Урок по математике 6 класс
Тема: «Действия с положительными и отрицательными числами»
Учитель Щукина Г.Б.
НОУ «Школа-интернат № 12 ОАО РЖД» г.Пермь
Цель: повторить все действия с положительными и отрицательными числами, причем повторение организовать так, чтобы максимально развивались способности ребят.
Ход урока:
1. Узнай, какой здесь зашифровано слово.
1. – 7,4 – 2,9 6. 4,2 : 6
2. 8,7 – 9,4 7.
3. 8. – 8,99: (-3,1)
4. 9. (–3) * 0
5. 10. 2 – (– 3)
Выполните действие
Ответ запишите в «окошко», а рядом букву, соответствующую найденному ответу
Полученное слово – это индийский математик – Браматунга, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа – как «долги».
М
Р
Б
А
У
П
Г
Т
6
- 0,7
- 10,3
1
3
2,9
0,7
0
2. Операция «Ладошка». На доске записано: (-3) * (-25) * (-3) * = 450
Какое число надо записать вместо квадратика, чтобы получилось верное равенство?
Ученики устно вычисляют, записывают число в тетради, одну ладошку поднимают, а другой – закрывают написанное. Когда я подхожу к ученику, тот показывает ответ. Если ответ верен, то я своей ладонью провожу по руке ребенка, как бы поглаживая её. Если ответ неверен, то советую подумать ещё.
В результате обсуждения ребята формулируют алгоритм решения (рассуждение в виде доказательства)
Учитель: Ребята, попробуйте теперь сами порассуждать. Даны 5 чисел: - 5, - 4, -3, -2, -1. Выберите из них четыре числа так, чтобы их произведения было положительно. Найдите это произведение. У всех получилось 40. Почему? Ученики обосновывают тот факт, что все множители должны быть отрицательны.
Учитель: Ребята, видите, как здесь всё четко. Число либо входит в выбранное число, либо нет. В примере (-2) * (-7) * 5 * 5 (? 3) = 210. Вместо звездочки (вопроса) можно поставить либо «+» либо «-». Как говорится, другого не надо.
В жизни, правда, все не так просто. История случилось с математиком и физиком И.Ньютоном.
Однажды Ньютон пригласил к себе на обед своего старинного друга, а сам забыл об этом. И вот, в положенное время слуга накрывает обед на одного человека и над чем-то размышляет. Он не стал отвлекать ученого, сел, поел, сложил тарелочки и ушёл. Через некоторое время Ньютон закончил свои размышления, подошел к столу. Увидев пустые тарелочки, он сказал: «Если бы не очевидные доказательства противного, я мог бы поклясться, что сегодня не обедал!»
3. На доске записаны 10 примеров:
1. – 3 + (- 5) 6. – 9 + 9
2. 6 · (- 4) 7. 9 – 12
3. – 4 – (- 3) 8. – 7+ 11
4. – 18 : (- 6) 9. – 24 : (-3)
5. – 3 · (- 5) 10. – 1 – 2 – 3.
Учитель: Ребята, придумайте задания к примерам.
Задания:
1. Назовите все знаки подряд, которые получаются при выполнении этих примеров с 1 по 10; назовите эти знаки в обратном порядке
2. Назовите номера примеров, где получаются положительные числа; отрицательные числа; не положительные и не отрицательные.
3. Назовите ответы (с первого по десятый)
4. Назовите номера примеров, в которых одинаковые ответы
5. Учитель (ученик) называет ответ, а ученики ищут пример с таким ответом.
6. Какой знак будет в произведении первых ответов?
Ученик выполняют эти задания устно.
4. 200 секунд на размышление.
Запись на доске
Учитель (я проговариваю)
+ + = – 5
Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма всех трёх чисел равна – 5 .
– 2 : ( ) =
Число – 2 разделите на такое число, чтобы частное было противоположно делимому.
– 9 – ( ) = 9
Запишите число, которое надо вычесть из – 9, чтобы получилось 9.
а · в 0
а : в 0
Даны два числа, произведение которых больше нуля, а частное – меньше нуля. Существует ли такие числа?
12 ? (- 4)
Между числами поставьте такой знак действия, чтобы в результате оказалось наибольшее число. Запишите его.
- 200; … ; 200
Сколько чисел от – 200 до 200 включительно? У меня 400, а у вас?
- 200; … ; 200
Найдите произведение всех целых чисел от – 200 до 200 включительно?
(- 1) · … · (- 5)
Перемножили все целые числа от – 1 до – 5 включительно. Будет ли полученное число больше 50?
5. Работа в группах.
Класс разделен на 3 группы. Выполняют задания.
1. Определите знак выражения:
- 71 + 82 7 · (- 2)
37 – (- 8) (- 42) : (- 2)
15 – 23
2. Выполните действие:
- 32 + 8 18: (- 2)
- 17 – 5 - 31 · (- 4)
16 – (- 4)
3. Измените примеры так, чтобы их смысл не изменился
24 – 19 48 – (- 16)
- 56 – 97 - 39 – (- 36)
4. Закрой окошки. Окошко в каждом следующем примере заполни ответом из предыдущего.
- 13 + 5 =
- (- 10) =
- 29 + (- ) =
+ 40 =
- + 14 + 5.
Условившись, положительное число связать со словом «друг», а отрицательное – со словом «враг», «древние» употребляли интересное правило.
Ребята, попробуйте это правило сформулировать.
Друг моего друга – мой друг:
(+ х) · (+ х) = (+ х)
Друг моего врага – мой враг:
(+ х) · (- х) = (- х)
Враг моего друга – мой враг:
(- х) · (+ х) = (- х)
Враг моего врага – мой друг:
(- х) · (- х) = (+ х)
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают правила вычислений, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
В завершении учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Домашнее задание:
1. Взять десять чисел и составить из них равенства, кто больше составит, тот и выиграл.
2. Составить задания по данной теме друг другу с развивающими элементами.