Тип урока | Урок открытия нового знания |
Образовательные цели | научить давать определение процента, обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты; |
Формирование универсальных учебных действий учащихся | Личностные – воспитывать взаимопомощь и толерантность; формировать умение проводить объективный самоанализ деятельности; - развивать умение высказывать свое отношение к полученной информации; - развитие математических способностей обучающихся; -формировать интерес к различным профессиям. Регулятивные – - учить целеполаганию, умению вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; - умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка); - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение подводить итоги своей деятельности на уроке; - умение оценивать свои учебные действия; – формировать умения работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку, контролировать действие партнёра - развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; - осуществлять совместную познавательную деятельность в группе; - оформлять свои мысли в устной форме Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; владеть общим приёмом решения задач - умение добывать новые знания, находить ответы на поставленные вопросы; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Планируемые результаты | Ученик знает правила умножения и деления положительных десятичных дробей, применяет их на практике при выполнении заданий различного типа; умеет давать определение процента, обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, умеет классифицировать задачи на проценты по их видам и решатьих; ученик умеет находить ошибки самостоятельно или с помощью, исправлять их. |
Основные понятия | Десятичная дробь Чтение и запись десятичных дробей Умножение десятичных дробей разного знака Деление десятичных дробей разного знака Процент Чтение и нахождение процента чисел и величин Перевод процента в десятичную дробь и обратно Классификация задач на проценты по их видам; Решение упражнений по теме из сборников ГИА 9 класса |
Ресурсы: | Авторы: С.М. Никольский, М.К.Потапов Компьютер, проектор, презентация |
Организация пространства | Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах Работа в группе |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Диагностика |
I этап Организационный момент Цель – активизация учащихся (9.00-9.02 мин) | Эмоционально подготавливает учащихся к усвоению материала урока; приветствует обучающихся; проверяет готовность учащихся к уроку; создаёт благоприятный психологический настрой на урок. Сегодня наш урок необыкновенный, к нам пришли гости! Но пусть Вас это не смущает, а наоборот, подталкивает проявить себя как старательного ученика, стремящегося к получению новых знаний!! В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Представьте маленькое солнышко на своих ладошках, его лучики несут мир, добро, любовь. Давайте его подарим всем окружающим и ваше солнышко будет нести тепло всем-всем! | Приветствует учителя; показывает готовность к уроку, уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Поворачиваются к присутствующим, протягивают ладошки и улыбаются. | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве |
II этап Мотивация учебной деятельности Цель – создать условия для возникновения внутренней готовности включения учащихся в учебную деятельность (9.02-9.05 ) | Сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало! Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы». -Сегодня на уроке, ребята, мы совершим восхождение к вершине знаний. -Мы преодолеем горы трудностей (в виде математических задач), может быть, для себя откроем вершины нового, неизвестного. - После преодоления каждого этапа, оцениваем пройденный путь, продолжаем движение далее, стремясь к заключительному этапу-вершине знаний. Обращает внимание учащихся на лист самооценки, объясняет принцип заполнения; организует учебный процесс. У вас на столах есть оценочные листы. После каждого этапа урока вы должны будете их заполнять, оценивая свою работу, принять собственное решение. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Давайте рассмотрим лист самооценки! (Подписывают фамилии, имя) | Изучает лист самооценки; подписывают его; участвует в обсуждении; формулирует ответы на поставленные учителем вопросы. | самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат |
Актуализация опорных знаний учащихся 9.05-9.09 | 2. Актуализация знаний. Для дальнейшей работы на уроке давайте повторим ранее изученный материал. 1 . Сформулируйте определение процента. (Процент - одна сотая часть числа) 2 .Выразите проценты обыкновенной дробью: 13% ; 4% ;110% ; 3. Переведите число в проценты: 63/100 ; 3 ; 7/100 ; 19/100; 4. Найти: 16% от 600 5 . Назовите основные типы задач на проценты. а) нахождение процентов данного числа; б) нахождение числа по его процентам; в) нахождение процентного отношения чисел. Найти 15% от 300. Найти число ,если 14% от числа составляют 14. Сколько процентов составляет число 250 от 1000? | Пишут математический диктант Оценивает правильность выполнения заданий по эталону, исправляет ошибки (слайд) №5; Взаимопроверка. Самооценка За каждое верно решенное задание 1 балл | воспитывать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
III этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель – закрепить ранее изученные знания, умения и навыки
9.09-9.12 | -Для того, чтобы узнать тему урока, вам нужно решить примеры. К ответу каждого примера прикреплена буква. Вы должны поставить в таблицу буквы в соответствии с ответами и прочитать полученное слово. Работа в парах. -Запишите в тетрадях число, классная работа. Вычислить: а) 2,5*10=25 О б) 4,8:4 =1,2 Р в) 12,25*100=1225 Ы г) 5:10 =0,5 Н д) 2:100=0,02 Е е) 4:0,5 =8 Ц ж) 350:100=3,5 П з) 6*0, 02 Т 3,5 | 1,2 | 25 | 8 | 0,02 | 0,5 | 0,12 | 1225 | П | Р | О | Ц | Е | Н | Т | Ы | Проверка по эталону на презентации Какой раздел мы сейчас изучаем? (Десятичные дроби) И угадали еще одно слово.(Проценты) Т.е. Тема урока? Цели и задачи урока? | Работает с информацией, представленной в виде презентации; участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его; Работа в парах. Самооценка | актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
IV этап Выявление места и причины затруднения. 9.12-9.16 | Замените 2% десятичной дробью Делали ли мы это? Почему мы не можем десятичную дробь перевести в %? Как из 17% быстро получить 0,17? 17%=17/100=0,17 Как % перевести в десятичную дробь? 20%? Чтобы % перевести в десятичную дробь нужно… Что нужно сделать. чтобы десятичную дробь перевести в %? 0,15=15/100∙100=15% 0,7 –это…70% А теперь дополните фразу Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо… Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо… | Отвечает на вопросы учителя. Выдвигает предположения Формулирует тему и задачи урока. | самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат учет разных мнений, разрешение конфликтов. |
VПостроение проекта выхода из затруднения. 9.16-9.20 | Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, Из 30 учащихся класса 12 учащихся занимаются на «4» и «5».. Сколько % учащихся класса занимаются на «4» и «5»? Решить задачу, используя десятичные дроби. Сталкивались ли мы с подобными заданиям? Где мы можем найти подсказку для решения задания? Найдите этот материал в учебнике и прочитайте п.4..7 Ответить на вопрос, есть ли отличия в решении задач на проценты с десятичными дробями и задачами, которые мы решали с обыкновенными дробями? Какие типы задач на проценты с десятичными дробями вы выделите? Самостоятельное изучение материала Работа в группе. | Участвует в работе по выполнению заданий Самостоятельно изучают новую тему, пользуются текстом учебника. Учащиеся работают в группе, планируют общие способы работы, обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
VI этап. Реализация построенного проекта.
9.20-9.23 | -Есть ли отличия в решении задач на проценты с десятичными дробями и задачами, которые мы решали с обыкновенными дробями? Повторим, какие типы задач на % вы знаете. -Нахождение процента числа. -Нахождение числа по его проценту -Нахождение процентного отношения двух чисел Вы посмотрели в учебнике и вспомнили, как решаются такие задачи. Делаем вывод. - Чтобы найти процент от числа, нужно процент записать в виде десятичной дроби, а затем умножить число на эту дробь. - Чтобы найти число по его проценту, можно представить процент в виде десятичной дроби и разделить значение процента на эту дробь. -Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак процента. Посмотрите на слайд и определите какой примерно % сосуда заполнен водой? : 30%, 2. 66%, 3. 75%, 4. 42%. | Отвечают на вопросы, переводят % в десятичную дробь и наоборот. 1%-это 1/100 часть числа, величины Работают самостоятельно Перечисляют типы задач на проценты и алгоритм их решения | воспитывать взаимопомощь и толерантность извлечение необходимой информации из текста учебника умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться |
VII. Первичное закрепление проговариванием во внешней речи 9.23-9.28 | Работа по учебнику №855 (а) №856(г) №857(а) №855(а) А)200∙0,27=54 №856(г) г) 2727:0,27=10100 №857(а,) ∙100*100%=10% - решение) Решение задач. Решали мы с вами такие задания? -Давайте попробуем их решить вместе. (учащиеся комментируют, а учитель записывает Задача № 1 -Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 25т овса? Задача № 2 -Засеяли 60% поля, что составляет 324 га. Найдите площадь всего поля. Задача № 3 Из 30 учащихся класса 12человек занимаются на «4» и «5». Сколько учащихся класса занимаются на «4» и «5»? Решение №1 40%=0,4 25*0,4=10(т) №2 60%=0,6 325:0,6=3240:6=540(га) №3 30*0,4=12(уч.) Самооценка | Работа в парах. Затем решенные задания записывают на доске проговаривая Учащиеся проговаривают решение и записывают на доске и в тетрадях Самопроверка по образцу Самооценка . Учащиеся проговаривают задачи, а учитель записывает на доске. Самооценка Самопроверка по образцу на доске | формирование познавательного интереса при переходе от одного вида числа к другому, формирование умений учащихся осознано выделять типы задач и решать тестовые задания. |
VIII. Физкультминутка
9.28-9.29 | Дружно с вами мы считали, О процентах рассуждали, А теперь мы дружно встали, Свои косточки размяли. Раз-подняться, подтянуться, Два-согнуться, разогнуться, Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре-ноги шире, Пять –руками помахать, Шесть-на место сесть опять. | | Формирование здорового образа жизни, переключение внимания |
IX. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель – фиксирование и коррекция индивидуального продвижения в учебном действии 9.29-9.35 | Ребята, вы сейчас сделаете первые свои шаги к выбору профессии. Организует решение заданий с последующей проверкой; Менеджер Дима Набор инструментов стоил 150 рублей. Он подорожал на 5%. На сколько рублей подорожал набор инструментов? Фермер Владислав Фермер имеет 420 га посевных площадей. Из них 48% нужно засеять зерновыми культурами. Сколько гектаров нужно засеять зерновыми культурами? Дизайнер Марина Нужно покрасить 60м2 поверхности стены. 75% работы уже сделали. Сколько квадратных метров стены покрасили? Программист Миша Время загрузки антивирусной программы составляет 25 минут. Программа загрузилась на 60 %. Сколько минут осталось до конца загрузки'? Вывод: - Какие у нас в классе профессионалы своего дела. Молодцы! Самопроверка. Самооценка. -оцените свою работу и поставьте себе отметку в листок самооценки | Самостоятельно выполняют задания Самопроверка и самооценка по решениям, которые раздает учитель. | формирование у обучающихся самостоятельного осознанного оценивания своей работы |
X. Включение в систему знаний. Цель – создать условия для применения усвоенных знаний в новых обстоятельствах 9.35-9.40 | Текстовые задачи на проценты представлены в заданиях к ЕГЭ. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания. Выполнение заданий из тестов ГИА Определите тип задач (ОГЭ,ЕГЭ) и составьте алгоритм решения: 1.Суша занимает 150 млн.кв.км, что составляет 30% поверхности Земли. Какова площадь всей поверхности Земли? 2. Из картофеля выходит 20% крахмала. Сколько крахмала выйдет из 45 т картофеля? 3. Из 400 зерен пшеницы взошло 350. Определите процент всхожести семян. Организует работу в группе; выявляет места и причины затруднения; создаёт условия для построения проекта выхода из затруднения; корректирует выявленные затруднения. Оценка командира группы - Где в жизненной ситуации нам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке? (обсуждение) Проценты применяются на уроках химии, географии, биологии, физики, в банковской сфере, социологии и др. -Зачем нам нужны проценты? (Дают возможность легко сравнивать части целого -Упрощают расчеты и поэтому очень распространены. -Где вы видели применение процентам? Зачем нужны проценты? На многих продуктах питания стоит жирность, например, процентное содержание вещества. | Участвует в работе по решению задач; оценивает правильность выполнения заданий по эталону; осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работает в группе); формулирует собственное мнение и аргументирует его. Работа в группах. -В карточке с заданиями на урок найдите упражнения для групповой работы. -Капитан распределит задания ,если возникнет какая-то проблема при решении заданий он должен оказать помошь в решении. См. приложение. Как только группа завершила работу , капитан сообщает об этом. -Проверяем по эталону. ( эталон решения раздается каждой группе по требованию) -выставляет оценки капитан за работу в группе. После завершения работы в группах учитель подводит итог | формирование у обучающихся самостоятельного осознанного оценивания своей работы и работы своих одноклассников и проговаривания результатов деятельности всего класса. умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, |
XI этап Итог урока формирование навыков самоанализа и самоконтроля 9.40-9.42 | 1. Тест.(самостоятельно) 1) Процент – это: а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа; в) десятая часть числа. 2) 8% – это: а) 0,08; б) 0,8; в) 0,007; г) 0,0007. 3) 0,269 – это: а) 269% б) 2,69% в) 26,9% г) 0,269%. 4) 25% класса – это: а) половина учеников класса; б) четверть учеников класса; в) пятая часть класса; г) двадцать пятая часть класса. Код ответов: 1б, 2а, 3 в, 4 б. Самооценка | Выполняют тест Взаимопроверка | |
XII. Домашнее задание с комментированием (3 мин) формирование навыков самоанализа и самоконтроля
9.42-9.43 | Урок подходит к концу. Ребята, откройте дневники и запишите задание на дом. На доске и слайде записано домашнее задание: Учебник: п.1.6, №855б, №856в, №861(базовый) №861, №863 (продвинутый) Повторить п.1.4-1.5 Найдите все номера, записанные на доске. Внимательно прочтите задания. Есть ли у вас вопросы? (Ответы детей) Индивидуальное домашнее задание на неделю: подготовить проект по теме: Проценты в нашей жизни Проценты в нашей семье Проценты и зарплата Проценты и скидки при покупках Банковские вклады Задачи на проценты в ОГЭ и ЕГЭ -
Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. | |
XIII. Рефлексия (2 мин) формирование у обучающихся осознанного оценивания своей работы и работы своих одноклассников в достижении цели
9.43-9.45 | Что нового вы узнали на уроке? Какие задачи мы ставили в начале урока? Наша цель достигнута? Н следующих уроках мы продолжим решать задачи на проценты, банковские задачи, задачи на смеси и сплавы, задачи ОГЭ и ЕГЭ. Прием «Продолжи фразу» - Я могу себя похвалить… - Мне было интересно…. - Мне было трудно… - Я хочу сказать спасибо… Я очень доволен своей работой. | Мне надо разобраться в некоторых вопросах. | У меня много ошибок. | Оцените свою работу и сдайте оценочные листы. (Сосчитайте количество баллов в листе самооценки и в соответствии с критериями выставите себе отметку). Спасибо за урок! | Участвуют в беседе по обсуждению достижений по подготовленным вопросам. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Самооценка результатов своей деятельности, формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности.. |