разнообразных форм самостоятельной работы и эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями, умениями, навыками.
Воспитательные: 1.Воспитывать познавательный интерес, повышать мотивацию к изучению
математики. 2. Организовать взаимодействие «Учитель-ученик» и «ученик-ученик».
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения
1.Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические; б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные; в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые; г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником.
Учитель: Умные глазки смотрят на меня. Сначала садятся девочки, а теперь – мальчики.
- Мотивация.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получить
Только лишь отметку «5».
- Эмоциональный настрой.
- Ребята, а настроение у вас какого? (ВО!)
С таким хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим виртуальное космическое путешествие в Солнечную систему. Заодно проверим свои знания и умения по выполнению изученных нами действий с многозначными числами.
Слайд 1-й «Путешествие в Солнечную систему».
Почувствуем себя в роли путешественников-исследователей, которые занимаются изучением космического пространства. Корректировать нашу работу будет Центр управления полётом. Это наши гости. Свои наблюдения будем записывать в бортовой журнал. Бортовым журналом сегодня будет наша тетрадь по математике.
Все согласны отправиться в такое путешествие?
Что же самое главное мы должны делать на уроке, чтобы целыми и невредимыми вернуться из такого необычного путешествия?
Д: Дружно, активно работать, правильно и быстро думать, уметь анализировать, делать выводы, обобщать, наблюдать, догадываться.
Учитель: А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
- чуткие уши,
- ловкие руки,
- сообразительные головы.
Учитель: Как вы думаете, какой вид транспорта нам нужен для полёта?
Отгадайте-ка загадку!
Чудо –птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд!
Правильно, ракета.
На 1-ом слайде появляется ракета.
Перед полётом в бортовых журналах нужно обязательно записать дату. Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа. Какое сегодня число? Кто из вас охарактеризует это число?
Д: Однозначное, из разряда единиц, нечётное, натуральное число, сосед чисел 8 и 10, самое большое однозначное число.
Учитель: Правильно.
Кто же догадается, как эта цифра связана с нашим уроком?
Д: Мы будем путешествовать по Солнечной системе, а в Солнечной системе – 9 планет.
Слайд 2-ой «Планеты Солнечной системы».
3. Актуализация опорных знаний.
Все космонавты перед полётом проходят жесточайший отбор. Вот и я проверю, можно ли вас допустить к полёту
А) Устный счёт. (Презентация)
1)Найди 2/6 числа360
2) Найди всё число, если пятая часть 80
3)3/5 ц=?кг
4)2дм2мм=?мм, 2века 2года=?лет
5)- Я задумала число, если его увеличить в 6 раз, то получиться 120. Какое число я задумала?
6) Длина прямоугольника 10см, а ширина в2 раза меньше. Найди площадь.
Заправить нашу ракету топливом поможет ваша смекалка. Чем меньше вы допустите ошибок в вычислениях, тем больше горючего мы нальём.
Ответы на вопросы. Задание на смекалку.
Летели по небу в стае 13 куриц и 20 петухов. Сколько птиц летело по небу? (О, куры и петухи не летают.)
Пять мышат ели сыр. Кошка подкралась и схватила одного мышонка. Сколько мышат остались доедать сыр? (Нисколько, разбежались.)
Несла женщина в корзинке 100 яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц? (0.)
Термометр показывает 25° мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? (–25°.)
Сколько всего квадратов на рисунке? (14 квадратов)
У: Молодцы! Баки наши полны. Теперь нужно быстро в уме решить эти примеры.
А теперь вспомним величины и поработаем с ними.
4-ый слайд «Величины».
300 км = ____________________ м. (Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 300 000 метров Юрий Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой земле.)
6 кг = ____________________ г. (Эта величина обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много: Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они вернулись на Землю.)
3 год = ___________________ мес. (Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос.)
108 мин. = ______ час. _______ мин. (Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты.)
Молодцы, подготовка у вас отличная. Всё готово, пора взлетать. Повторяем за мной.
Есть сесть поудобнее. Есть пристегнуть ремни. Есть ключ на старт. Есть контакт. Есть включить мотор. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК
Закрываем глаза!
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
Можно открывать глаза.
4. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Слайд «Солнце»
У: Самое главное в Солнечной системе – Солнце. Как вы думаете, можем близко приблизится к Солнцу? Почему?
У: Скажите какова температура на поверхности Солнца?
Д: 3.000 градусов.
У: Внутри температура просто чудовищная в 5.000 раз больше, чем снаружи. Вопрос: Какова температура Солнца внутри?
Д: Чтобы узнать какая температура внутри Солнца, нужно температуру на поверхности Солнца увеличить в 5.000 раз.
У: Правильно. Запишем это в бортовой журнал. У доски поработает…..
3000*5000=15.000.000
Молодцы, быстро считаете. Полетели дальше.
Слайд «Меркурий»
У: Перед нами – планета Меркурий.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима. Изжарит котлету.
Повёрнута к Солнцу одной стороной
С другой – страшный холод и мёртвый покой!
Что нового узнали об этой планете?
Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем, сколько часов длятся сутки на Меркурии?
Запишем в бортовые журналы, что одни сутки на Меркурии равны 59 Земным суткам. Нужно вычислить, сколько часов длятся сутки на Меркурии?
У доски поработает….
1 сутки = 24 часа
24*59=1.416 часов.
Может ли человек жить на этой планете? Нет. Тогда мы покидаем эту планету и отправляемся дальше.
Физкультминутка.
Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полёте они находят время на спортивные упражнения. Давайте немного отдохнем и сделаем космическую зарядку.
Мы ногами – топ-топ-топ.
Мы руками – хлоп-хлоп-хлоп.
Мы глазами – миг-миг-миг.
Мы плечами – чик-чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к солнышку подняли!
Слайд «Венера»
Ну что же, друзья,
В жизни много дорог
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далёк.
Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. По размерам эта планета равна нашей планете Земля. Днём на Венере +100 градусов, а ночью - -23 градуса.
Сейчас мы решим ещё один пример. И узнаем, сколько же земных суток длится 1 год на Венере.
Пример: 1.350:6= ?
У доски решает пример …..
1.350:6= 225 земных суток.
Может ли человек жить на этой планете? Нет. Полетели дальше.
Слайд « Земля».
У: Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живём, и как видно не зря.
Планета Земля – родимый наш дом!
Но много ли дети мы знаем о нём?
(Ответы детей)
Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до поверхности Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором.
Вам предлагается решить вот такую задачу.
Задача.
Самый тяжелый из найденных метеоритов – Гоба. Его масса – 66 т. А метеорит Анигито в 2 раза легче, чем метеорит Гоба. Вес метеорита Бакубирито на 8500 кг меньше, чем Анигито. Узнайте вес метеорита Бакубирито.
1) 66: 2 = 33 (т) – масса Анигито
33т = 33000кг
2) 33000 – 8500 = 24500 (кг) – масса Бакубирито
Ответ: вес метеорита Бакубирито 24.500кг или 24т 500кг.
Молодцы, справились с задачей. Полетели дальше.
Слайд «Марс».
Следующая планета Марс. Марс меньше нашей планеты в 7 раз. На Марсе есть зима, весна, лето и осень. Планета Марс покрыта льдом. Узнаем, сколько дней составляет 1 год на Марсе. Для этого найдём делимое в данном выражении.
… : 10=68 (ост.7)
Ответ: Итак, 1 год на Марсе составляет 687 дней.
Может ли человек жить на этой планете? Дальше и дальше летим мы от Солнца.
Слайд «Юпитер».
Перед нами – Юпитер. Сутки на Юпитере короткие – 10 часов: 5 часов – день, 5 часов – ночь. Как вы думаете, планета Юпитер больше размером или планета Земля?
Вычислив частное 960 и 8, вы узнаете во сколько раз Юпитер больше Земли.
960:8=в 120 раз.
Гимнастика для глаз.
По краям доски развешаны звёздочки. Дети глазами проводят от одной звёздочки к другой.
Молодцы, полетели дальше.
Слайд « Сатурн».
В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом. Какая это планета? (Сатурн). На этой планете холодно и темно. Если мы найдём закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце Сатурна.
На слайде: 1966, 1981, 1996 …
Д: Каждое последующее число на 15 больше предыдущего.
У: Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер. Вычислите, в каком году следующий раз исчезнет кольцо.
Д: В 2011 году.
Молодцы, правильно.
У: Какие самые далёкие планеты Солнечной системы?
Д: Уран, Нептун, Плутон.
У: Давайте полетим дальше.
Слайд «Лу-лу и планеты Уран, Нептун и Плутон»
У: А это кто?
Д: инопланетянин.
У: Это ЛУ-ЛУ. Давайте прочитаем хором то, что он написал.
Здесь холодные миры
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне – колотун! (значение: ОЗНОБ, ДРОЖЬ)
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!
У Лу-Лу есть задание. Если мы сумеем выполнить то, что он просит, то не будет нам мешать и отпустит домой.
(учащиеся решают уравнения на доске(по одному) и выполняют взаимопроверку парами, остальные решают последнее уравнение на местах)
2) Решение задачи:
№5с.95
Конь –огонь скачет по земле со скоростью 1500м/мин, а по небу летит в 3 раза быстрее. Какое расстояние он преодолеет, если путь по земле длится 20мин, а по небу в 4 раза меньше. (Один ученик записывает условие и решение за классом , комментируемое управление)
Слайд « До встречи!»
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Завершаем наш полёт. Трём ладошкой о ладонь, нагреваем ладошки и закрываем глаза.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
Можно открывать глаза.
Любой космонавт, возвращаясь на Землю, должен предоставить отчёт о проделанной работе. Вот и вы сейчас расскажете, что вы делали во время путешествия? Что вам понравилось? Узнали вы что-нибудь интересное, новое?
Рефлексия.
Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам выразить своё отношение к уроку. Выберите из предложенных фраз ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке и нарисуйте цветным карандашом звёздочку в конце предложения.
Сегодня мне было интересно на уроке.
Я узнал много нового.
Я хочу, чтобы таких уроков было больше.
Сегодня мне было скучно.
Домашнее задание. № 216 на с. 74
А теперь встаньте те, кто считает, что
класс работал хорошо и может помочь другим ребятам
класс работал хорошо, но помогать другим затрудняется