Этап; время; цель этапа; УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности 2 мин. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. Формируемые УУД: Личностные: самоопределение
| Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Рада всех вас видеть на уроке математики. Ребята, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и пожелайте удачи. (Слайд1) - Вам условие понятно? - Это слышать мне приятно. А сейчас математическая разминка. - Сколько хвостов у 180 коз? - Сколько ушей у 30 мышей? - Сколько рогов у 140 коров? - Сколько ног у 25 лошадей? - Если у палки отрезать один конец, сколько концов у неё останется? - На прошлом уроке мы с вами отправились в космическое путешествие и оказались на планете Деление. Какие знания вы получили и закрепили? - Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться. Откройте тетради и запишите дату. А в чистописании красивыми цифрами запишите число 384467 км, которые мы пролетели до планеты Деление. Проверьте, правильно ли вы написали. Давайте проведём «Мозговой штурм». Расскажите всё, что вы знаете об этом числе. (Слайд2) | Включаются в учебную деятельность.
Да!
Ребята рассказывают о компонентах и свойствах деления
|
2.Актуализация знаний 7 мин. Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.
Формируемые УУД: Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
| 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. (Слайд 3) -Какую закономерность вы установили? - Предлагаю, прежде чем вы назовёте частное, объяснить приём деления. | Участвуют в диалоге:
- Можно посчитать треугольники. - Можно выявить закономерность.
Выявляют закономерность. -Нужно назвать частное. Объясняют приём деления. - В первом треугольнике пример на табличное деление. - Во втором – способ подбора. - В третьем – 28 дес. : 4 = 7 дес. - В четвёртом – 126 разбиваем на удобные делимые 90 и 36; 90 : 9 = 10 36 : 9 = 4 10 + 4 = 14 - В пятом – 800 и 160 800 : 4 = 200 160 : 4 =40 200 + 40 = 240 - В шестом - (затрудняются) |
3. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) 5 мин Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Формируемые УУД: Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли | 1.Ведёт побуждающий диалог. -Почему вы затруднились назвать частное в последнем треугольнике?
- Как предлагаете решить?
- Хорошо, вычислите на калькуляторе и запишите ответ.
- Этих знаний вам достаточно?
2. Побуждает к осознанию темы и цели урока. - Можете ли вы сформулировать тему урока?
- Какая формулировка темы точнее? - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (слайд 4) | Участвуют в диалоге. - Не можем решить устно, т. к. число четырёхзначное Выдвигают гипотезы: - на калькуляторе - столбиком Вычисляют на калькуляторе и фиксируют ответ в тетради. - Решив на калькуляторе, мы не научимся решать такие примеры сами. В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет. Тогда можно решить пример письменно – столбиком. Варианты: - Деление многозначных чисел на однозначные столбиком - Письменное деление многозначных чисел на однозначные. - Вторая - Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные. |
4. «Открытие» детьми нового знания. 12 мин Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Формируемые УУД: Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем
| 1. Стимулирует к деятельности. - Предлагаю два варианта: первый – сама покажу вам приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами. Какой вариант выберете вы и почему? 2. Организует деятельность - Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. (Слайд 5) - Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно. - Назовите число, которое получили в частном. - Где мы можем посмотреть и проверить решение? - Откройте учебники на странице 78, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. - Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? (слайд 6) - Сейчас объясним приём деления на доске. 3.Вызывает к доске ученика, верно решившего пример. 4. Организует работу в парах по составлению алгоритма деления - Что такое алгоритм? - Сейчас мы составим алгоритм деления многозначных чисел на однозначные. У вас на партах карточки, на которых действия алгоритма напечатаны не до конца. Работая и обсуждая в парах, вы допишите действия алгоритма. (Приложение) 5.Организует анализ составленных алгоритмов (слайд 7) - О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? | Предпочитают «открывать» новое знание сами
Пытаются решить пример самостоятельно.
Называют ответы.
- В учебнике. Работают с информацией в учебнике и корректируют ошибки.
Сверяют и поднимают руки.
Называют частное в треугольнике. Объясняют приём деления
- Пошаговое выполнение действий
Работают в парах, дополняя алгоритм 1.Выделяем первое (неполное делимое) 2.Делением находим (цифру частного) 3.Умножаем, узнаём сколько (разделили) 4.Вычитаем, находим (остаток) 5.Остаток сравниваем с (делителем) - Остаток должен быть меньше делителя |
5. Первичное закрепление 5 мин. Цель: Усвоение нового способа действий Формируемые УУД: Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: овладение алгоритмом деления | 1.Организует работу по закреплению нового знания - Закрепим полученные знания, выполнив письменное деление с объяснением на доске (№389 – 2 примера)
2.К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого»
|
Два ученика работают у доски, остальные - в тетради.
|
6. Музыкальная физминутка. 2 мин. | - Ребята, какая-то тучка прилетела и закрыла нашу планету. Давайте отдохнём под весёлую песенку. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 9 мин. Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха Формируемые УУД: Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество | 1. Предлагает 4 задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти лишнее. ( Слайд 8) 2.Предлагает определить уровень сложности оставшихся заданий. 3.Выделяет задания разным цветом на слайде по уровню сложности. - Вы выбираете из оставшихся заданий только одно, то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. 4. Наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет – уровень сложности) - Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей. - Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. (слайд 9) (слайд 10) (слайд 11) -Оцените свою работу. | Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б. - Лишнее задание Б, т. к. оно не подходит к теме урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел. Определяют уровень сложности заданий и формулируют их А – выполнить деление и проверку. - В – вспомнить порядок действий и вычислить. - Г – решить уравнение Выбирают и выполняют задание.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценивают: + или - |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) 3 мин Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания. Формируемые УУД: Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка
Гимнастика для глаз. Анимация «Космос» | 1.Организует анализ полученного результата урока - Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели? 2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке. Оцените свою работу на «лестнице знаний» Низшая ступень – плохо понял новый материал. Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать. Верхняя ступень – всё понял, всё получается! (Слайд 12) - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? -А теперь пора возвращаться на нашу планету Земля. Расслабьтесь и отдохните
3. Проводит инструктаж по домашнему заданию. ( Слайд 13) Обязательно выполнить №23 в тетрадях на печатной основе. По желанию - №390 в учебнике | Вспоминают поставленную цель урока. - Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные. - Достигли. Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Высказывают мнения
Выполняют глазами движение предметов
Находят нужные задания и задают вопросы по их выполнению. |