kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Действия с целыми числами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Изучение математики в основной школе на¬правлено на достижение следующих целей:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Действия с целыми числами»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Боронукская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №        от            г.

Директор школы

                                                                ____________ Н.А.Потапова

                


Проект программы внеурочной деятельности раздела образовательной программы

по математике «Действия с целыми числами» 6 класс

   

Составила

                                                                            учитель математики Никитина Т.А.

                                     

Содержание:


  1. Пояснительная записка

Направленность программы

Вид программы

Вид детского объединения

Возраст детей

Срок реализации

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Цели и задачи программы

Отличительные особенности программы

Формы и режим занятий

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По программе в целом

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

  1. Содержание дополнительной образовательной программы

Знакомство с национальными играми «Биилкэ», «Хаамыска», «Хабылык»

Техника игры

Художественное моделирование

Составление композиций

Оформление работ

Презентация

Участие в конкурсах, олимпиадах

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Формы проведения занятий и подведение итогов по каждому разделу


Пояснительная  записка


Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Изучение математики в основной школе на­правлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.

2) в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики и развитии цивилизации и современного общества.

3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования;

создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая

Вид программы – авторская

Вид детского объединения – группа

Возраст детей – 12 – 13 лет

  • Срок реализации – 2 года

Актуальность программы

Изучение математики в 5 – 6 классах способствует  приобре­тению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует ло­гическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

В ходе наблюдения прихожу к выводу, что учащиеся часто сталкиваются с проблемой: как выполнить действия с целыми числами. В процессе обучения ребятам неоднократно приходится встречаться с целыми числами (решение уравнений и неравенств, решение систем уравнений и неравенств, действия с  одночленами и многочленами, преобразование алгебраических выражений). И вот тут возникает масса проблем. Учащиеся неверно выполняют действия (заменяют одно действие другим), «теряют» знаки или наоборот ставят там, где не нужно.

Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:

  • низкий уровень мыслительной деятельности;

  • отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;

  • отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашнего задания со стороны родителей;

  • неразвитое внимание и память учащихся;

  • недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

  • отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения;

Немало важную роль играет вычисление с рациональными числами тогда как в школах введены ЕГЭ-ы. В отношении математики это технология, по мнению специалистов, на практике не является вполне адекватной с точки зрения основной задачи экзамена выпускников школы.

Такая точка зрения имеет очевидное основание в специфике математики, где главное - не столько получение истины «правильного ответа», сколько правильность рассуждений, приведших к этой истине.

Я считаю, что в 6 классе необходимо приложить все усилия для того чтобы ребёнок не только запомнил правила действий с рациональными числами, но и умел грамотно применять эти правила при решении заданий. В связи с этим соответствующий учебный материал должен быть представлен в наиболее доступном для каждого ученика виде.

Изучение раздела программы «Действия с целыми числами» позволяет наиболее подробно рассмотреть понятие рационального числа и действий связанных с ним. С первых дней занятий стоит задача творческого поурочного и тематического планирования тем и разделов предмета, использования дополнительных дидактических материалов и методическо — психологических  приемов.

После изучения данного раздела ребята должны владеть приёмами действий с целыми числами. Они должны научиться  выполнять задания, применив наиболее удобный для них способ. Овладеть приёмами устного счёта.

Использование различных форм организации учебной деятельности повышает интерес к изучению данного раздела, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию.

Применение на уроках игровых технологий позволяет сформировать необходимые понятия. Посредством таких уроков  активизируются психические процессы учащихся: восприятие, память, мышление, внимание. Дети с увлечение работают на уроках, «открывают» новые для них понятия и правила.








Глава 1 Цели и задачи изучения раздела «Действия с целыми числами»


Цель программы 

– развитие познавательных процессов и мыслительных операций;


-формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности

посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных

универсальных учебных действий;


-приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового

знания, его преобразованию и применению;


-создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды

Задачи программы

1.1  Познавательная:

  • Продолжение  формирования центральных математических понятий;

  • Знание и правильное употребление терминов, связанных с рациональными числами;

  • Умение складывать рациональные числа с помощью игровой технологии;

  • Формирование логической культуры учащихся, связанной с процессом выполнения действий с рациональными числами;

  • Выработка прочных навыков арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

 

1.2  Развивающая:

  •  подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;

  •  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, интереса к изучению математики;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни.

 

1.3  Воспитательная:

  • воспитание качеств личности, формируемых в ходе учебной математи­ческой деятельности и обеспечивающих социальную мобильность, творче­скую активность, способность принимать самостоятельные решения.


2. Ожидаемые результаты освоения раздела  «Действия с целыми числами» учебной программы по математике для 6 класса.

В результате изучения раздела «Действия с рациональными числами» ученик:

  • учится складывать и вычитать рациональные числа с помощью игровой технологии;

  •  знает правила сложения и вычитания чисел рациональных чисел и умеет применять их в процессе вычисления;

  • знает правила действий умножения и деления рациональных чисел и умеет применять  их на практике;

  • знает свойства действий с рациональными числами и умеет применять их для упрощения вычислений;

  • дополняет свои знания о числе;





Ученик:

  • планирует  и осуществляет  алгоритмическую деятельность, выполняет  заданные и конструирует  новые алгоритмы;

  • исследует, проводит эксперименты, обобщает, ставит и формулирует новые задачи;

  • ясно, точно, грамотно излагает  свои мысли в устной и письменной речи, использует различные языки математики (словесный, символический, ), свободно  переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • Систематизирует, анализирует и классифицирует информацию, использует разнообразие информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

  • владеет навыками самостоятельной познавательной деятельности;

  • видит применение изучаемого материала в практической деятельности.


Основные виды деятельности обучающихся:

-      решение ;

-      оформление математических газет;

-      знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-      проектная деятельность

-      самостоятельная работа;

-      работа в парах, в группах;

-      соревнования между


Глава 3. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, принципов и форм организации учебной  деятельности учащихся.

3.1. Использование игровых технологий в образовательном  процессе.

 

Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

Технология (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста. Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.

В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.


Игры можно разделить на:

индивидуальные;

          парные;

          групповые;

коллективные.

Вид деятельности

Физическая (двигательная)

       По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Игровая среда

Настольная


 Формы занятий:

По количеству детей, участвующих в занятии – коллективная и групповая.

По способностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум (решение занимательных задач), олимпиада, конкурс, работа со СМИ.

По дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Занятия организуются 1 раз в неделю. В год 35 часов. Продолжительность каждого занятия не превышает 45 минут.


Материально-технические условия.

Для успешной реализации программы необходимо:

- просторный кабинет;

- видеокамера; 

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор.

- набор игр «Биилкэ», «Хаамыска», «Хабылык»;

- дополнительная литература по математике.


Глава 4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы раздела

«Действия с целыми числами»

1.     Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(11ч)















Тема

Кол – во часов

Цели занятия

Используемые методические средства

Формы организации учебной деятельности

Методы обучения

1-2

Вводное занятие

2

-презентация;



 

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Проблемный

3-4


Сложение чисел с помощью игровой технологии






Сложение отрицательных чисел

2

Вводится правило сложения отрицательных чисел

-презентация;

-тесты;

-индивидуаль

ные карточки;

-тренажёры для отработки действий;

- дидакт. игра

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Проблемный

Частично –

поисковый

5-7

Сложение чисел с разными знаками

3

Вводится правило сложения чисел с разными знаками

-презентация;

-тесты;

-индивидуаль

ные карточки;

-тренажёры для отработки действий;

- дидакт. игра

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Проблемный

Частично — поисковый

8-10

Вычитание

3

Вводится понятие

вычитания  чисел

-презентация;

-тесты;

-тренажёры для

отработки действий;

-дидакт. Игра.

коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Проблемный

Частично — поисковый

11

 

Контрольная работа

1

Контроль знаний

индивидуальные карточки



 

 

           

                              2.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел(12ч)


Тема

Кол – во часов

Цели уроков

Используемые методические средства

Формы организации учебной деятельности

Методы обучения

1-3

Умножение

3

Вводится правило умножения положительных и отрицательных чисел

-презентация;

- тесты;

-тренажёры для отработки действий;

- дидакт. игра

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Проблемный

4-6

Деление

3

Вводится правило деления отрицательных чисел, и чисел с разными знаками

-презентация;

- тесты;

-тренажёры для отработки действий

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Проблемный

7-8

Рациональные числа

2

Водится понятие рациональных чисел либо в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби

-презентация;

-тесты;

-индивидуаль

ные карточки;

 

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Объяснительно — иллюстративный

9-11

Свойства действий с рациональными числами

3

Повторение переместительного и сочетательного закона сложения, показать на примерах их применение для рациональных чисел

-презентация;

- тесты;

-тренажёры для отработки действий

-коллективная работа;

-работа в группах;

-самостоя

тельная работа

Частично — поисковый

12

Контрольная работа

1

Контроль знаний

-индивидуальные карточки



 

 

 

 

 
























Содержание курса


№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

Числа и операции над ними

Из истории рациональных чисел, загадочность цифр

 

6

 

2.

Математическая игра «Биилкэ»

Национальная игра

 

8

3.

Математическая игра «Хабылык»

Национальная якутская игра

8

4.

Математическая игра «Хаамыска»

8

5.

Общие понятия

Обобщение изученного в курсе.  Математические игры, конкурсы, соревнования.

5



Календарно-тематическое планирование


п/п

по

теме

Тема

Дата





план

факт

Числа и операции над ними (6 часов)





1-2

1-2

Вводное занятие. Математические игры-игры наших предков. Игра «Биилкэ», «Хабылык», «Хаамыска».



3-4

3-4

Из истории рациональных чисел.



5-6

5-6

Логические задания с рациональными числами ( цепочки, закономерности). Сложение и вычитание рациональных чисел



Математические

игры (24асов)





7

1

Старинная игра. Игра «Биилкэ». Цепочки примеров.



8-9

2-3

Игра с числами и предметами



10-11

4-5

Игра на четность и на нечетность.



12-13

6-7

Игра на смекалку и на быструю реакцию, находчивость, ловкость рук.



14

8

Игра на вычисление в уме (сложение положительных и отрицательных чисел в пределах 100).




15

9

Старинная игра. Игра «Хабылык». Цепочки примеров.



16-17

10-11

Игра с числами и предметами



18-19


Игра на четность и на нечетность.



18-19

1-2

Игра на быструю реакцию, ловкость рук, на сообразительность



20-21

3-5

Игра на вычисление в уме (Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел в пределах 100.)




22

6-7

Соревнование на



25-26

8-9

Решение старинных задач



27-28

10-11

Задачи повышенной трудности



29

12

Задачи в стихах



Общие понятия (4 часа)





30 - 31

  1. 2

Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. Урок «Сказочная математика»



32

3

Дерево возможностей.  Блиц-турнир



33

4

Итоговое занятие. Игра “Велогонка”




Список литературы



  1. Аммосова Т.П. О5олорго аан маннайгы математическай ойдобуллэри сайыннарыы. Якутскай, 1979.

  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподвания математики в начальных классах. М., Просвещение, 1984.

  3. Беребердина Н. Развитие интереса к математике. Газета «Математика», №39, 2002.

  4. Галкина Р.С. Таблица умножения достойна умножения. Журнал «Начальная школа», №10, 2002.

  5. 5.Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М., Просвещение, 1989.

  6. Минаева С.С. О формировании навыков вычисления в уме. Журнал «Математика в школе», №5, 1987.

  7. Пак И.И. Приемы рационализации вычислений как средство развития мышления учащихся. Журнал «Математика в школе», №5, 1984.

  8. 8.Редькина Т. Игровые уроки. Газета «Математика», №2, 2002

  9. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1997.

  10. Совайленко В.К. Кому нужна неразбериха? Журнал «Математика в школе», №2, 2000.

  11. Федоров А.С. Обугэлэрбит оонньуулара. Якутскай, 1992.

  12. Царкева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся. Журнал «Начальная школа», №11, 2002




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Действия с целыми числами

Автор: Никитина Тамара Алексеевна

Дата: 06.01.2023

Номер свидетельства: 622367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок математики в 6 классе "Все действия с целыми числами" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-matiematiki-v-6-klassie-vsie-dieistviia-s-tsielymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "134839"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416823005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Презентация и конспект урока на тему "Действия с целыми числами. Правила выбора, вручения и приема подарков». "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistviia-s-tsielymi-chislami-pravila-vybora-vruchieniia-i-priiema-podarkov"
    ["file_id"] => string(6) "103002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402562999"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме" Все действия с целыми числами""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vsie-dieistviia-s-tsielymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "257842"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448388749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Действия над числами в пределах 10"
    ["seo_title"] => string(40) "dieistviia-nad-chislami-v-priedielakh-10"
    ["file_id"] => string(6) "287264"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454442264"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Тема урока: Действия с целыми числами и обыкновенными дробями (повторение). "
    ["seo_title"] => string(81) "tiema-uroka-dieistviia-s-tsielymi-chislami-i-obyknoviennymi-drobiami-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117517"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412809870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства