Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Изучение математики в основной школе на¬правлено на достижение следующих целей:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Содержание дополнительной образовательной программы
Знакомство с национальными играми «Биилкэ», «Хаамыска», «Хабылык»
Техника игры
Художественное моделирование
Составление композиций
Оформление работ
Презентация
Участие в конкурсах, олимпиадах
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Формы проведения занятий и подведение итогов по каждому разделу
Пояснительная записка
Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.
2) в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики и развитии цивилизации и современного общества.
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая
Вид программы – авторская
Вид детского объединения – группа
Возраст детей – 12 – 13 лет
Срок реализации – 2 года
Актуальность программы
Изучение математики в 5 – 6 классах способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
В ходе наблюдения прихожу к выводу, что учащиеся часто сталкиваются с проблемой: как выполнить действия с целыми числами. В процессе обучения ребятам неоднократно приходится встречаться с целыми числами (решение уравнений и неравенств, решение систем уравнений и неравенств, действия с одночленами и многочленами, преобразование алгебраических выражений). И вот тут возникает масса проблем. Учащиеся неверно выполняют действия (заменяют одно действие другим), «теряют» знаки или наоборот ставят там, где не нужно.
Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
низкий уровень мыслительной деятельности;
отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашнего задания со стороны родителей;
неразвитое внимание и память учащихся;
недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения;
Немало важную роль играет вычисление с рациональными числами тогда как в школах введены ЕГЭ-ы. В отношении математики это технология, по мнению специалистов, на практике не является вполне адекватной с точки зрения основной задачи экзамена выпускников школы.
Такая точка зрения имеет очевидное основание в специфике математики, где главное - не столько получение истины «правильного ответа», сколько правильность рассуждений, приведших к этой истине.
Я считаю, что в 6 классе необходимо приложить все усилия для того чтобы ребёнок не только запомнил правила действий с рациональными числами, но и умел грамотно применять эти правила при решении заданий. В связи с этим соответствующий учебный материал должен быть представлен в наиболее доступном для каждого ученика виде.
Изучение раздела программы «Действия с целыми числами» позволяет наиболее подробно рассмотреть понятие рационального числа и действий связанных с ним. С первых дней занятий стоит задача творческого поурочного и тематического планирования тем и разделов предмета, использования дополнительных дидактических материалов и методическо — психологических приемов.
После изучения данного раздела ребята должны владеть приёмами действий с целыми числами. Они должны научиться выполнять задания, применив наиболее удобный для них способ. Овладеть приёмами устного счёта.
Использование различных форм организации учебной деятельности повышает интерес к изучению данного раздела, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию.
Применение на уроках игровых технологий позволяет сформировать необходимые понятия. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, память, мышление, внимание. Дети с увлечение работают на уроках, «открывают» новые для них понятия и правила.
Глава 1 Цели и задачи изучения раздела «Действия с целыми числами»
Цель программы
– развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
-формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности
посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий;
-приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению;
-создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды
Задачи программы
1.1 Познавательная:
Продолжение формирования центральных математических понятий;
Знание и правильное употребление терминов, связанных с рациональными числами;
Умение складывать рациональные числа с помощью игровой технологии;
Формирование логической культуры учащихся, связанной с процессом выполнения действий с рациональными числами;
Выработка прочных навыков арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
1.2 Развивающая:
подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, интереса к изучению математики;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни.
1.3 Воспитательная:
воспитание качеств личности, формируемых в ходе учебной математической деятельности и обеспечивающих социальную мобильность, творческую активность, способность принимать самостоятельные решения.
2. Ожидаемые результаты освоения раздела «Действия с целыми числами» учебной программы по математике для 6 класса.
В результате изучения раздела «Действия с рациональными числами» ученик:
учится складывать и вычитать рациональные числа с помощью игровой технологии;
знает правила сложения и вычитания чисел рациональных чисел и умеет применять их в процессе вычисления;
знает правила действий умножения и деления рациональных чисел и умеет применять их на практике;
знает свойства действий с рациональными числами и умеет применять их для упрощения вычислений;
дополняет свои знания о числе;
Ученик:
планирует и осуществляет алгоритмическую деятельность, выполняет заданные и конструирует новые алгоритмы;
исследует, проводит эксперименты, обобщает, ставит и формулирует новые задачи;
ясно, точно, грамотно излагает свои мысли в устной и письменной речи, использует различные языки математики (словесный, символический, ), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
Систематизирует, анализирует и классифицирует информацию, использует разнообразие информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
видит применение изучаемого материала в практической деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся:
- решение ;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- соревнования между
Глава 3. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, принципов и форм организации учебной деятельности учащихся.
3.1.Использование игровых технологий в образовательном процессе.
Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
Технология (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста. Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.
Игры можно разделить на:
индивидуальные;
парные;
групповые;
коллективные.
Вид деятельности
Физическая (двигательная)
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;