2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Какие числа мы изучаем? - Какие числа называются рациональными? - Приведите примеры рациональных чисел? - Какие операции мы умеем выполнять с рациональными числами? Подводится итог: - Итак, так как мы изучили все действия с рациональными числами, то пришло время полученные знания обобщить и систематизировать. - Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. - Для того чтобы достичь поставленной цели, я приглашаю вас в путешествие по стране Рациональных чисел. (использование игровых технологий) Чтобы не заблудиться в этой стране, я составила маршрут нашего следования. Посмотрите, он представлен на слайде. - Мы побываем на различных станциях этой страны. Результат посещения той или иной станции вы будете фиксировать в личной карте путешественника (записывать полученные баллы), которая представлена на слайде и есть у каждого из вас на парте. (использование технологий личностно-ориентированного обучения) - Заполните карту, вписав в пустой прямоугольник фамилию, имя и класс. - Все готовы? Итак, отправляемся в путешествие. | Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают предположения: - повторение, закрепление изученных правил действий с рациональными числами; - совершенствование навыков выполнения арифметических действий с рациональными числами. Знакомятся с маршрутом путешествия. Карта путешественника представлена на слайде и есть у каждого учащегося на парте. (Приложение 1) Заполняют карту путешественника. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Возврат на слайд 3 с помощью кнопки |
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся | - Каждая станция имеет свое название. Первая станция – Повторительная. - На этой станции вам будут предложены вопросы на знание основных правил (алгоритмов) действий с рациональными числами. За каждый верный ответ – 1 балл. - Продолжите предложения: 1. Чтобы сложить два отрицательных числа… 2. Чтобы сложить два числа с разными знаками… 3. Чтобы найти разность двух чисел… 4. Чтобы умножить два отрицательных числа… 5. Чтобы умножить два числа с разными знаками… 6. Чтобы разделить два отрицательных числа… 7. Чтобы разделить два числа с разными знаками… 8. Чтобы решить уравнение… - Приведите примеры: - двух отрицательных чисел, сумма которых равна -21; - двух чисел с разными знаками, сумма которых равна -21; - двух чисел с разными знаками, сумма которых равна 21; - двух чисел, разность которых равна -21; - двух отрицательных чисел, произведение которых равно 21; - двух чисел с разными знаками, частное которых равно -21; - двух чисел с разными знаками, произведение которых равно 21. - Найдите модули чисел, которые фигурировали в предложенном задании. Сравните их. - А как вы думаете - почему мы получили именно число 21? (Примечание: можно взять любое другое число, лишь бы оно совпадало с датой проведения урока.) - открываем рабочие тетради, записываем число 21.03.17, классная работа. - Молодцы! Задания, предложенные на первой станции, мы с успехом выполнили. Подводим итог, вписываем полученное количество баллов в карту путешественника. - А теперь мы с вами на второй станции – Ошибочной. Как вы думаете – почему она так называется? - Вам предлагается задание, которое необходимо выполнить в группах. Вспомните правила работы в группах. Определите лидера в каждой из групп. Задача лидера – координация работы группы. - Вам необходимо найти ошибки в примерах, которые представлены на слайде и есть на ваших партах. На выполнение задания – 5 минут. Постарайтесь не только исправить ошибки, но и определить какой пункт того или иного алгоритма был нарушен. Найдите ошибки: 1) 32 + (-48) = -80 2) -2,7 + (-3,6) = 6,3 3) 26 – 74 = 48 4) 54 : (-3) = 18 5) -12 (-7) = -84 6) -6,7 – (-10,8) = -6,7 + (-10,8) = -17,5 - Проверяем. - Подводим итоги. Прошу лидеров оценить работу каждого члена группы: 2 балла – принимал активное участие в ходе всего обсуждения, находил и исправлял ошибки; 1 балл – принимал участие в обсуждении, но не всегда был активен, затруднялся в нахождении и исправлении ошибок; 0 баллов – не принимал никакого участия. - Молодцы, вы справились с предложенным заданием. Переходим к третьей станции – Исследовательской. - Выполните следующее задание: замените звездочки числами так, чтобы получилось верное равенство. 1 вариант | 2 вариант | 1) -2 + * = -6 | 1) * + (-10) = -16 | 2) * + 8 = -6 | 2) -14 + * = -8 | 3) 16,8 + * = 7,3 | 3) * + (-9,4) = 8,4 | 4) * (-4) = -136 | 4) 48 * = -288 | 5) -18 : * = 3 | 5) -28 : * = 7 | 6) * - 8,9 = -4,1 | 6) 7,2 - * = -1,7 | Работаем самостоятельно по вариантам. На выполнение задания – 7 минут. - Меняемся тетрадями. Проверяем работу своего товарища, используя информацию на слайде. Если задание выполнено верно, то ставим знак «+», если нет, то знак «-». - Подсчитываем количество верно выполненных заданий – это количество баллов, полученное на данной станции. - Молодцы. Переходим к четвертой станции – Неизвестной. Как вы думаете – почему она так называется? - Работаем по вариантам. Вашему вниманию предлагается по три уравнения различного уровня сложности для каждого варианта. Определитесь, какое из уравнений вы будете решать. В оставшееся время у вас есть возможность решить еще одно из уравнений и заработать дополнительные баллы. (использование технологии уровневой дифференциации) - Проверяем. Ответы к уравнениям представлены на слайде. В случае неверного решения на доске учащимся предлагается найти и исправить ошибки, за что начисляются дополнительные баллы. - Подсчитайте и запишите в карту путешественника количество баллов, полученных вами. - Молодцы! Переходим к пятой станции – Спортивной. - Вам необходимо восстановить цепочки вычислений. Работаем по рядам. Каждая пара выполняет одно действие (по порядку) и передает лист следующей паре. - Проверяем. Каждый из рядов должен был получить в ответе одно и то же число – «5». Это не случайно. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше ребят за работу на сегодняшнем уроке получили бы отметку «5». - Оцениваем себя: 2 балла – вы выполнили действие правильно, и ряд получил верный ответ; 1 балл – вы выполнили действие правильно, но ряд не получил верный ответ; 0 баллов – вы выполнили действие неправильно. | Слушают задание. Продолжают предложения, воспроизводя тем самым изученные алгоритмы выполнения действий с рациональными числами. Приводят примеры чисел, удовлетворяющих поставленным условиям, т.е. применяют изученные алгоритмы на практике в нестандартной ситуации. Находят модули чисел 21 и -21, сравнивают их. Получают одно и то же число 21. Замечают, что число 21 получили неслучайно, так как сегодня 21 марта. Записывают в тетрадях число, классная работа. Подсчитывают количество полученных баллов, вписывают в карту путешественника (второй столбец строки «Станция №1»). Высказывают предположения: - в предложенных заданиях нужно будет найти и исправить ошибки. Вспоминают правила работы в группах, выбирают лидера. Слушают задание, которое представлено на слайде, печатный вариант имеется на каждой парте. (Приложение 2) Лидер определяет порядок работы группы: либо все работают совместно, либо предложенные примеры распределяются между членами группы, учащиеся работают самостоятельно, а лидер оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. По одному учащемуся от каждой группы исправляют найденные ошибки (каждая группа – 1 пример), комментируя при этом – какой пункт того или иного алгоритма был нарушен (работают на интерактивной доске). Лидеры оценивают работу каждого члена своей группы, его работу оценивает вся команда. Вносят полученные баллы в карту путешественника (второй столбец строки «Станция №2»). Слушают задание. Задание представлено на слайде, печатный вариант имеется также на каждой парте. (Приложение 3) Выполняют задание самостоятельно по вариантам. Взаимопроверка по готовым правильным решениям, представленным на слайде. Подсчитывают количество полученных баллов, заполняют карту путешественника (второй столбец строки «Станция №3»). Высказывают предположение: - Будем находить что-то неизвестное, т.е. решать уравнение. Слушают задание. Задание представлено на слайде, печатный вариант имеется также на каждой парте. (Приложение 4) Решают уравнения самостоятельно в тетрадях. Одновременно шесть человек у доски решают эти же уравнения. Осуществляется самопроверка с помощью слайда. Заполняют карту путешественника (второй столбец строки «Станция №4»). Слушают задание. Задание представлено на слайде, печатный вариант имеется также на каждой парте. (Приложение 5) Выполнив свой пример, каждая пара вписывает в лист с заданием полученный ответ и передает следующей парте. Одновременно вписывается ответ и на интерактивной доске. Заполняют карту путешественника (второй столбец строки «Станция №5»). | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся, согласование усилий по достижению общих целей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов; умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; готовность к преодолению трудностей; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение объективно воспринимать отметки. Личностные: формирование готовности к сотрудничеству, к оказанию помощи. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Возврат на слайд 3 с помощью кнопки Слайд 10 Слайд 11 Возврат на слайд 3 с помощью кнопки Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Возврат на слайд 3 с помощью кнопки Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Возврат на слайд 3 с помощью кнопки Слайд 18 Слайд 19 Возврат на слайд 3 с помощью кнопки |