Как можно изобразить движение какого-нибудь предмета? ( С помощью числового луча).
Какие дополнительные отметки нужны на этом луче? ( Стрелка, указывающая направление движения и скорость; точка, откуда начинается движение).
2. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа.
5 человек решают задачу.
Два грузовика должны были вывезти 420 брёвен из леса. Первый грузовик вывез 1/3 часть всех брёвен, сделав 5 рейсов. Остальные брёвна вывез второй грузовик, который за один рейс брал на 42 бревна больше. Сколько рейсов сделал второй грузовик?
Фронтальная работа.
а) Рост Маши 1м 50см, что составляет 5/3 роста Вани. Какой рост у Вани? ( 150: 5 3=90см)
б) Мама получила зарплату 3500 рублей. 40% всей суммы она израсходовала на коммунальные платежи. Сколько рублей у неё осталось? (3500:100 40=1400руб.)
в) Вовочка 3/5 часа катался на велосипеде, а потом 1/5 часа смотре «Ералаш». Сколько всего времени Вовочка посвятил отдыху? ( 60:5 4=48мин.)
Решите уравнения. Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете имя знаменитого математика.
И х + 4 = 7 Х 3 + а = 6
Р 9 - у = 7 А с - = 1
Т в – 4 =2
Архит Тарентский ( 430-365 г. до н.э.) – знаменитый древнегреческий математик, астроном, государственный деятель. Он обладал большим талантом и трудолюбием. Архит был неутомимым: он доказывал теоремы и строил деревянного летающего голубя, решал задачу об удвоении куба и мастерил детскую трещотку.
Проблемный вопрос.
Мы ежедневно занимаемся математикой: учимся решать задачи, отрабатываем вычислительные навыки. А в каких областях деятельности нужны знания математики?
(инженер, продавец, конструктор, экономист и т.д.)
Физминутка:
1.»Качание головой»
2. «Одеваем шапочку»
3. «Стрельба глазами»
Работа по теме урока.
Начертим числовой луч. Цена деления 3 клетки.
Что такое числовой луч?
Что нужно знать о числовом луче?
Какие действия можно выполнять на числовом луче?
Как найти расстояние от точки В до точки А?
( 15-3=12 АВ=12)
Как найти расстояние от точки Д до точки К?
( 19-8=11 ДК=11)
Движение пешехода по числовому лучу описывается формулой х=4+3 . Из какой точки луча началось движение, в каком направлении и с какой скоростью происходило? Покажите на чертеже.
В какой точке пешеход будет через 2 часа?
Движение велосипедиста описывается формулой 21- 7 . Из какой точки луча началось движение, в каком направлении и с какой скоростью происходило?
В какой точке велосипедист будет через 3 часа?
4.Самостоятельная работа.
( По сборнику самостоятельных работ Л.Г.Петерсон стр.51-52
Физминутка.
1.Зажмурить глаза, сосчитать до 5, открыть. Повторить 3 раза.
2. «Ленивая восьмёрка».
5.Решение задач.
Задача №3 стр.79 (фронтальная работа)
Задача №4 стр. 79 (самостоятельно)
Специалистам в какой области нужны знания величин S V t, соотношения этих величин? (лётчики, машинисты, шофёры, капитаны и т.д.)
Проблемный вопрос.
А как вы думаете, портному, реставратору одежды нужны знания математики?
Решение задачи.
Специалисту по подборке мехов нужно заменить поношенное место в форме квадрата новым мехом. Для этого он подобрал 3 кусочка меха: квадратный со стороной 3см, прямоугольный со сторонами 2см и 3см и прямоугольный со сторонами 2см и 5см. Вычисли площадь данного квадрата.
(3 3 + 3 2 + 2 5 =25см)
Итог урока: что закрепляли на уроке?
какова главная мысль урока?
(высказывания детей о том, какое значение имеют математические знания в дальнейшей самостоятельной жизни, в выборе профессии).