kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Числовая последовательность. Решение задач. Выбор схемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по математике на тему: "Числовая последовательность. Решение задач. Выбор схемы". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Числовая последовательность. Решение задач. Выбор схемы"»

Календарно - тематическое планирование по математике 1 класс (4 часа в неделю)


п/п

Тема урока

(содержание урока)

Кол-во ча

сов

материал

учебника

материал

рабочей тетради

сам. работы

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

план

Дата факт


Сравнение и счёт предметов

12ч.









1

Знакомство с учебником математики. Форма предметов.

1

1 часть

стр. 4-5


1 часть

стр. 4-5


Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам.

Называть признаки различия, сходства предметов, числа в порядке их следования при счете.

Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная.

Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам.

Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Описывать признаки предметов с использованием слов: большой-маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, шире – уже, толстый – тонкий, длинный – короткий.

Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа, левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов.

Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом.

Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10, порядковый счет предметов.

Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй…

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх – вниз, вправо – влево.

4.09


2

Разговор о величине. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам.

1

стр. 6-7

стр. 6-7


5.09.


3.

Расположение предметов. Описание расположения объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний,

1

Стр.8-9

Стр.8-9


6.08


4.

Количественный счёт предметов в пределах 10

1

стр.10-11

стр.10-11


7.09


5.

Порядковый счёт предметов, используя числительные: первый, второй…

1

стр. 12-13

стр. 12-13


11.09


6.

Сравнение предметов. Признаки отличия, сходства двух-трех предметов.

1

стр. 14-15

стр. 14-15

тест 2

12.09


7.

Расположение предметов по размеру. Порядок расположения предметов по величине.

1

стр. 16-17

стр. 16-17



13.09


8.

Сравнение групп предметов. Отношения «столько же, «больше, «меньше».

1

стр. 18-19

стр. 18-19

тест3

14.09


9.

Расположение по времени. Порядок следования событий: Что сначала? Что потом?

1

стр. 20-21

стр. 20-21


18.09


10.

Сравнение предметов. Отношения «на сколько больше? на сколько меньше?»

1

стр. 22-24

стр. 22


19.09


11.

Сравнение предметов. Отношение «поровну».

1

стр.25-26

стр. 23

тест 4

20.09


12.

Проверочная работа №1 по теме «Сравнение и счет предметов»


1

стр.27



21.09



Множества и действия с ними

9 ч.







13




Множество. Элементы множества. Характерные свойства элементов множества.

1

стр. 28-29

стр. 24-25


Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества.

Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. Устанавливать равные множества

Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки.

Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке. Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между. Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между. Рисовать орнаменты и бордюры.


25.09


14.

Части множества. Способы задания множеств.

1

стр. 30-31

стр. 26

тест 5

26.09


15

Части множества. Способы задания множеств путем перечисления его элементов.

1

стр. 32-33

стр. 27


27.09


16

Знакомство с понятием «равные множества». Объединение предметов в группы по сходным признакам.

1

стр. 34-35

стр. 28

тест 6

28. 09


17

Сравнение равных и неравных множеств.


1

стр. 36-37

стр, 29



2.10


18


Точки и линии. Обозначение точек на чертеже.

1

стр. 38-39

стр. 30-31


3.10


19

Расположение множеств. Расположение точек на прямой и плоскости в указанном порядке.

1

стр.40-43

Стр. 32-33


4.10


20

Повторение изученного по теме «Множества и действия с ними»

1

стр. 44-45



5.10


21

Проверочная работа № 2 по теме «Множества и действия с ними».


1




9.10



Числа от 1 до 10. Число 0.

Нумерация.

25ч.






22

Знакомство с числом 1 и цифрой 1.

1

стр. 46-47

стр. 34-35


Записывать числа от 1 до 10. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

Различать и называть прямую линию. Обозначать прямую двумя точками. Различать, изображать и называть отрезок, треугольник, линии замкнутые и незамкнутые на чертеже. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями.

Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания).

Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс), - (минус), = (равно)

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания). Составлять числовые выражения на нахождение суммы (разности). Вычислять сумму (разность) чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение с использованием термина «сумма» различными способами.

10.10


23

Знакомство с числом 2 и цифрой 2.

1

стр. 48-49

стр. 36-37

тест 7

11.10


24

Прямая. Обозначение и изображение прямой на чертеже.

1

стр.50-51

стр. 38-39


12.10


25.

Составление математических рассказов. Подготовка к введению понятия «задача»

1

Стр.52-53

Стр.40-41

тест 8

16.10


26.

Знаки математических действий. Составление рассказа по картинкам и числовым выражениям

1

Стр.54-55

Стр. 42-43


17.10


27.

Отрезок. Обозначение отрезка на чертеже.

1

стр. 56-57

стр. 44-45


18.10


28.

Знакомство с числом 3 и цифрой 3.

1

стр.58-59

стр. 46-47


19.10


29.

Треугольник. Обозначение треугольника.

1

Стр.60-61

Стр. 48-49


23.10


30.

Знакомство с числом 4 и цифрой 4.

1

стр.62-63

стр. 50-51


24.10


31.

Четырёхугольник. Изображение четырехугольника на чертеже.

1

Стр.64-65

Стр. 52-53


25.10


32.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков (больше),

1

стр.66-67

стр. 54-55


26.10


33.

Знакомство с числом 5 и цифрой 5.

1

стр.68-69

стр. 56-57


6.11


34.

Знакомство с числом 6 и цифрой 6.

1

стр.70-71

стр. 58-59



7.11


35

Замкнутые и незамкнутые линии. Распознавание линий на чертеже.

1

Стр.72-73

Стр. 60-61


8.11


36.

Проверочная работа № 3 по теме «Нумерация»

1




9.11


37.

Введение понятия «суммы». Составление числовых выражений на нахождение суммы.

1

стр.74-75

стр. 62-63


13.11


38

Введение понятия «разность». Действие «вычитание».

1

стр.76-77

стр. 64-64


14.11


39

Знакомство с числом 7 и цифрой 7.

1

стр.78-79

стр. 66-67


15.11


40.

Отрезок. Длина отрезка. Сравнение длины отрезков.

1

Стр.80-81

Стр. 68-69


16.11


41

Знакомство с числом 0 и цифрой 0.

1

стр.82-83

стр. 70-71


20.11


42

Знакомство с числом 8 и цифрой 8.

1

стр.84-85

стр. 72-73


21.11


43

Знакомство с числом 9 и цифрой 9.

1

стр.86-87

стр.74-75


22.11


44

Знакомство с числом 10. Работа над составом чисел от 2 до 10.

1

стр.88-89

стр. 76


23.11


45

Проверочная работа № 4 по теме «Числа от 1 до 10»

1




27.11


46

Работа над ошибками. Повторение по теме «Числа от 1 до 20»

1

Стр.90-91

стр. 77



28.11



Сложение и вычитание

59 ч.







47

Понятие «числового отрезка». Действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка

1

стр. 92-93

стр. 78-79


Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства

Выполнять сложение и вычитание. Присчитывать и отсчитывать по 1,2….с помощью числового отрезка. Выполнять вычисления вида - 6, - 7, - 8, - 9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10, 20 с переходом и без перехода через разряд.

Решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько», «столько же и еще…» «столько же, но без …», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Моделировать условие задачи в два действия. Анализировать условие задачи в два действия, составлять план её решения.

Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины ( в сантиметрах).

Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы

Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей.

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения.

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и несколько единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что означает каждая цифра в их записи.

29.11


48

Сложение и вычитание числа 1.

1

стр. 94-95

стр. 80-81


30.11


49

Сложение и вычитание вида □ + 1; □ – 1.

1

Стр.96-97

Стр.82- 83


4.12


50

Нахождение значения числового выражения в несколько действий

с помощью числового отрезка.

1

стр. 98-99

Стр. 84-85


5.12


51

Сложение и вычитание числа 2.

1

стр.100-101

стр. 86-87


6.12


52

Сложение и вычитание вида □ + 2; □ – 2.

1

стр.102-103

Стр. 88-89


7.12


53

Введение понятия «задача». Составление задачи на сложение и вычитание.

1

стр.104-105

стр. 90-91


11.12


54

Сложение и вычитание числа 3.

1

стр. 106-107

стр. 92-93


12.12


55

Сложение и вычитание вида □ + 3; □ – 3.

1

Стр.108-109

Стр.94-95



13.12


56

Сантиметр. Измерение отрезков. Чертеж отрезков заданной длины.

1

стр.110-111

2 часть

стр. 4-5


14.12


57

Сложение и вычитание числа 4.

1

стр.112-113

стр. 6-7


18.12


58

Освоение приёма вида □ + 4; □ – 4.

1

стр.114-115

стр. 8-9


19.12


59

Контрольная работа №1 по теме: Сложение и вычитание в пределах 4»

1




20.12


60

Практическое освоение понятия «столько же…».


1

стр.116-117

стр. 10-11


21.12


61

Практическое освоение понятия «столько же и ещё…; столько же.., но без…».


1

стр.118-119

стр. 12-13


25.12


62

Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

1

стр.120-121

стр. 14-15


26.12


63

Проверочная работа

5 по теме «Столько же, но без..»


1




27.12


64

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

1

стр.122-123

Стр. 16-17


28.12


65

Повторение изученного по теме: «Столько же, но ез…»

1

стр.124-125


тест 9

15.01


66

Закрепление по теме: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».

1

стр. 126-128



16.01


67

Сложение и вычитание числа 5. Способы прибавления и вычитания числа 5 с помощью числового отрезка.

1

2 часть стр.3-5

стр. 18-19


17.01


68

Освоение приёма вида □ + 5; □ – 5. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2, по 3, по 4, по 5.

1

стр. 6-7

стр. 20-21



18.01


69

Сложение и вычитание вида □ + 5; □ – 5.

1

стр. 8-10

Стр. 22-23



22.01


70

Задачи на разностное сравнение. Составление задач по рисунку, схеме.

1

стр.11-12

стр. 24-25


23.01


71

Проверочная работа № 6 по теме «Числа от 1 до 10. Число 0»

1




24.01


72

Решение задач на разностное сравнение.

1

стр. 13-14

стр. 26-27


25.01


73

Введение понятия «масса». Сравнение предметов по массе.

1

стр.15-16

стр. 28-29


29.01


74

«Масса. Единицы массы».

1

стр.17-18

Стр. 30-31


30.01


75

Сложение и вычитание отрезков. Различные ситуации взаимного расположения отрезков.

1

стр.19-21


тест 10

31.01


76

Проверочная работа

7 по теме «Отрезок»

1




1.02


77

Введение понятия «слагаемые, сумма», формирование умения читать и записывать суммы.

1

стр.22-23

стр. 32


5.02


78

Слагаемые. Сумма. Составление и чтение математических записей

1

стр. 24-25

стр. 33


6.02


79

Переместительное свойство сложения. Сравнение суммы с использованием переместительного свойства.

1

стр.26

стр. 34-35


7.02


80

Проверочная работа

8 по теме «Решение задач»

1





8.02


81

Решение текстовых задач на нахождение суммы.

1

Стр. 27-28

Стр. 36-37


12.02


82

Контрольная работа №2 по теме: «Решение задач»

1




13.02


83

Решение текстовых задач разных типов


стр. 28-29



14.02


84

Сложение чисел 6,7,8,9 с использованием переместительного свойства.

1

стр. 30

стр. 38-39


15.02


85

Закрепление состава изученных чисел с 6до 9 с использованием переместительного свойства

1

стр. 31

стр. 40


26.02


86

Освоение приёмов вида □ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9.

1

стр. 32

стр. 41

тест 11

27.02


87

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Составление и чтение математических записей

1

стр. 32-33

стр.42-43


28.02


88

Составление и чтение математических выражений на вычитание.

1

стр. 34-35

стр. 44-45


1.03


89

Проверочная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание. Единицы массы».

1




5.03


90

Задачи с несколькими вопросами. Подбор разных вопросов к условию задачи.

1

стр.35-36

стр. 46



6.03


91

Решение задачи с несколькими вопросами.

1

стр.37-38

стр. 47


7.03


92

Структуру задач в два действия. Составление плана решения.

1

стр. 40-41

стр. 48-49


12.03


93

Решение задач в два действия.

1

Стр.42-43

Стр. 50-51


13.03


94

Проверочная работа № 10 по теме «Задачи в два действия»

1




14.03


95

Введение понятия «литр». Сравнение сосудов по вместимости.

1

стр.44

стр. 52-53


15.03


96

Правило нахождения неизвестного слагаемого.

1

Стр. 45-46

Стр. 54-55

Тест 13

19.03


97

Вычитание чисел 6,7,8,9 с использованием знаний состава числа.

1

стр.47-48

стр. 56-57


20.03


98

Освоение приёмов вида □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ – 9.

1

стр.48-50


тест 14

21.03


99

Проверочная работа № 11 по теме «Литр»

1




22.03


100

Контрольная работа № 3 по теме: Решение задач в два действия.






4.04


101

Табличные случаи сложения чисел в пределах 10

1

стр.51-52

стр. 58-59

тест 15

5.04


102

Освоение таблицы сложения. Решение задач

1

стр.53-54

стр. 60



9.04


103

Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

1

стр. 55

стр. 61


10.04


104

Повторение по теме: Решение задач в два действия.

1

стр. 56-57


тест 16

11.04


105

Проверочная работа № 12 по теме «Таблица сложения и вычитания»

1




12.04



Числа от 11 до 20

Нумерация. Сложение и вычитание.

27ч






106

Образование чисел второго десятка. Чтение, запись и сравнение чисел второго десятка.

1

стр. 58-59

стр. 62-63


16.04


107

Двузначные числа от 10 до 20. Чтение и запись чисел второго десятка.

1

стр.60-61

стр. 64-65

тест 17

17.04


108

Нумерационные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.сСравнение чисел второго десятка.

1

стр.62-63

стр. 66-67


18.04


109


Проверочная работа № 13 по теме «Нумерация. Числа от 11 до 20»

1




19.04


110

Дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах.

1

стр.64-66

стр. 68-69


23.04


111

Контрольная работа № 4 по теме: Нумерация. Числа от 11 до 20.

1




24.04


112

Приемы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток

1

стр. 67

стр. 70-71


25.04


113

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20, используя счетный материал.

1

стр.68

стр. 72-73


26.04


114

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20. Измерение длин отрезков.

1

стр.69-70

стр. 74-75


3.05


115

Решение задач в два действия. Сложение и вычитание в пределах 20.

1

стр.71

стр. 76


7.05


116

Повторение по теме «Решение задач в два действия и на разностное сравнение».

1

стр.72-73

стр. 77


8.05


117

Проверочная работа № 14 по теме «Числа от 11 до 20. Решение задач»

1




10.05


118

Работа над ошибками. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.

1

стр.73-74

стр. 78-79


14.05


119

Сложение с переходом через десяток. Приемы выполнения действий сложения с переходом через десяток

1

стр.75-76

стр. 80-81



15.05


120

Сложение с переходом через десяток, используя счетный материал

1

стр.77-78

стр. 82-83


16.05


121

Административная контрольная работа № 5

1




17.05


122

Сложение с переходом через десяток. Решение задач в два действия.

1

стр.79-82

стр. 84-85


21.05


123

Повторение по теме: Сложение с переходом через десяток.

1

стр.83-84


тест 18

22.05


124

Таблица сложения до 20. Решение примеров на сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20

1

стр.87-88

стр. 86-87


23.05


125

Вычитание с переходом через десяток. Приемы выполнения действий с переходом через десяток

1

стр.88-89

стр. 88-89


24.05


126

Вычитание с переходом через десяток. Решение задач в два действия.

1

стр.89-90

стр. 90-91


28.05


127

Вычитание двузначных чисел, используя счетный материал

1

стр.91-92

стр. 92-93

тест 19

29.05


128

Решение выражений, используя приемы вычитания двузначных чисел

1

стр.92-94

стр. 94-95



30.05


129

Проверочная работа № 15 по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток»

1




24.05


130

Работа над ошибками. Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток»

1




28.05


131

Итоговая контрольная работа № 6

1




29.05


132

Работа над ошибками. Повторение по теме «Решение задач в два действия»

1




30.05





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Числовая последовательность. Решение задач. Выбор схемы"

Автор: Шуенкова Елена Владимировна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. "
    ["seo_title"] => string(63) "zadachi-na-uvielichieniie-umien-shieniie-na-nieskol-ko-iedinits"
    ["file_id"] => string(6) "138883"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417618792"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "тесты по теме "Алгоритмы" "
    ["seo_title"] => string(27) "tiesty-po-tiemie-alghoritmy"
    ["file_id"] => string(6) "182357"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425496739"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике "
    ["seo_title"] => string(113) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "226699"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440425090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства