Просмотр содержимого документа
«Числитель и знаменатель дроби»
Тема урока: Числитель и знаменатель дроби.
Математика. 4 класс. Л. Г. Петерсон.
Цель: cформировать представление об образовании дроби, её числителя и знаменателя; умение читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: иметь представление об образовании дроби, читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия; контролировать и сличать способы действия и его результата с заданным эталоном; выделять и осознавать то что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; выбирать наиболее эффектные способы решения задач; формулировать проблему, самостоятельно ставить алгоритм действия при решении проблемы; анализировать, сравнивать, классифицировать, доказывать.
Коммуникативные УУД: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимать причины успеха в учебной деятельности.
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, вы знаете что одна хорошая минута сделает одно хорошее дело, десять хороших минут сделают десять хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за целый урок?
-Молодцы! Я желаю вам сегодня сделать много хороших дел.
-Давайте не будем терять ни минуты! Внимание на экран (просмотр мультфильма "Мы делили апельсин..").
Коммуникативные (планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками ), регулятивные (способность регулировать свои действия; учиться работать по предложенному учителем плану) УУД.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Ребята, что волк сделал с апельсином? Как он его разделил?
- А что такое доля? (равная часть).
-Кто очень внимательно смотрел мультфильм и может сказать на сколько долей был разделен апельсин? (на 5: еж, чиж, утята, котята, бобр).
-Значит какую часть апельсина получил каждый из участников? Как это записать? (запись в тетради и на доске 1/5)
-Послушайте задачу.
Арбуз разрезали на 7 равных кусков и 2 куска дали Ире. Какая часть арбуза у Иры? Как это можно записать?(слайд со схематическим изображением арбуза в виде круга, разделенного на 7 равных частей, две части закрашены)
Познавательные (находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; анализировать, сравнивать, классифицировать, доказывать), коммуникативные (уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи), регулятивные (выделять и осознавать то что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; учиться работать по предложенному учителем плану) УУД.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Чем эта задача отличается от тех что мы уже решали?
- На сколько равных частей разрезали арбуз?
- Сколько таких частей дали Ире? Какая эта доля арбуза?
- Как же мы можем это записать? (запись в тетради и на доске 2/7)
- Что обозначает эта запись?
- Чем дробь 2/7 отличается от дробей, которые встречались на предыдущих уроках?
- Посмотрите на наши записи 1/5, 2/7. Как в математике называются такие записи ? Как называются числа записанные над и под чертой?
- Что нам представит узнать на сегодняшнем уроке?
Познавательные(самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формулировать проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать), коммуникативные(уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи), регулятивные(выделять и осознавать то что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) УУД.
4. Построения проекта выхода из затруднения.
- Для того чтобы познакомиться с новым математическим термином для обозначения долей, выполним задания на карточках.
Расставь доли в порядке возрастания
1
8
1
2
1
5
1
10
1
7
р
ь
б
д
о
Познавательные (самостоятельно ставить алгоритм действия при решении проблемы; анализировать, сравнивать, классифицировать), регулятивные(способность регулировать свои действия) УУД.
- Какое слово у вас получилось?
- Итак, доли мы записываем при помощи дробей.
- Где мы можем прочитать определение что такое "дробь" и как называют компоненты дроби?
5. Реализация построенного проекта.
- Откройте с. 79 учебника, прочитайте правило.
- Что мы называем дробью? (Одну или несколько равных долей целого)
- Какие буквы будем использовать для записи дроби в общем виде?
(m и n, а разделять их чертой) и вид этой дроби будет такой:
(Учитель записывает на доске)
- Как называется число m, записанное над чертой? (Числитель)
- А число n, записанное под чертой? (Знаменатель)
- Что показывает знаменатель? (На сколько равных частей разделили целое)
- А числитель? (Сколько таких частей взяли)
- Что интересного узнали про проценты?
Познавательные (находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания), коммуникативные(уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи), регулятивные (выделять и осознавать то что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; учиться работать по предложенному учителем плану) УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Работа по учебнику
№2 с. 79
(у доски по 1 фигуре)
- Прочитайте задание.
-На сколько частей разделен квадрат?(на 9).
-Сколько частей закрашено? Какой дробью можно это записать. (3/9).
-Назовите числитель и знаменатель получившейся дроби. (Знаменатель 9 , так как разделили на 9 равных частей, а числитель 3, так как взяли три части).(Аналогично с другими фигурами.)
Познавательные (находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; выбирать наиболее эффектные способы решения задач; формулировать проблему, самостоятельно ставить алгоритм действия при решении проблемы; анализировать, сравнивать, доказывать) УУД.
№ 4 с. 80
Прочитай дроби. Назови числитель и знаменатель, объясни что они обозначают.
(устно по цепочке, предварительно необходимо прочитать статью из учебника на с. 80)
Познавательные (находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; анализировать, сравнивать, классифицировать)УУД.
№5-6 с. 80
Выразите дроби в процентах, запишите проценты в виде дробей.
(работа в паре, коллективная проверка)
Познавательные (осознанно и произвольно строить речевые высказывания; выбирать наиболее эффектные способы решения задач; анализировать, сравнивать, классифицировать) , коммуникативные (планировать сотрудничество с одноклассниками; контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.) УУД.
Познавательные (выбирать наиболее эффектные способы решения задач; анализировать, сравнивать, классифицировать, доказывать), коммуникативные корректировать и оценивать действия партнера) УУД.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
с. 80 №3 самостоятельно по вариантам: 1 вариант -1,3 фигура; 2 вариант - 2,4 фигура.
- Нарисуйте фигуры, закрасьте указанные части.
- Проверьте по эталону (слайд)
Познавательные (находить и выделять необходимую информацию; выбирать наиболее эффектные способы решения задач; самостоятельно ставить алгоритм действия; анализировать, сравнивать), регулятивные : (способность регулировать свои действия; контролировать и сличать способы действия и его результата с заданным эталоном; работать по предложенному плану) УУД.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где можно использовать полученные знания? (В решении примеров, задач, уравнений).
- Я предлагаю вам решить задачу № 7 с. 80.
- Чтобы ответить на главный вопрос задачи, что нам надо знать?
(Сколько всего деталей необходимо сделать рабочему).
- Каким действием? (вычитанием)
- Нам известно сколько деталей сделал рабочий? (Да. 16.)
- А весь объем задания известен? (Нет, но сказано, что он сделал 1/8 часть)
- Можем найти число по его части? Как?
- Значит, как найдём, сколько всего деталей должен сделать рабочий? (16 умножить на 8)
Теперь мы можем найти сколько деталей ему осталось сделать? Как?
- Запишите решение задачи. (Один ученик выполняет за доской, затем проверка).
Познавательные (находить и выделять необходимую информацию; строить речевые высказывания; выбирать наиболее эффектные способы решения задач; формулировать проблему, самостоятельно ставить алгоритм действия при решении проблемы; анализировать, сравнивать, доказывать), регулятивные( контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи) УУД.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- С какими числами познакомились? (Дробями)
- Что называют дробью? (Одну или несколько равных долей целого).
- Возьмите лист самонаблюдения, оцените свою работу на уроке.
Познавательные(находить и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; выбирать наиболее эффектные способы решения задач; анализировать, сравнивать, классифицировать, доказывать), коммуникативные (контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи), регулятивные (способность регулировать свои действия; выделять и осознавать то что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) УУД.