УРОК-ПОХОД ЗА НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ.
Тема урока :
«Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби» 8класс.
.Цели урока :
Образовательные:
Изучить правило освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.
Научить учащихся применять его на практике.
Развивающие: формировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений, развивать вычислительные навыки.
Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля.
. Тип урока: урок комбинированный.
Оборудование: карточки с заданиями,ответами. Графопроектор, таблица «Квадратные корни».
НАШ ДЕВИЗ: «СЧЁТ И ВЫЧИСЛЕНИЯ-
ОСНОВА ПОРЯДКА В ГОЛОВЕ»
Ход урока.
1 этап. Организация класса. Настрой учащихся на работу в классе.
Музыкальное сопровождение «Учат в школе».
Учитель:для успешного похода мы должны хорошо подготовиться.
2 этап.Станция «Подготовительная».
Устная работа. Повторение теории.
Девиз: «Повторение – мать учения».
Что называют арифметическим квадратным корнем из числа а?
Как найти квадратный корень из произведения, дроби?
При каком а выражение имеет смысл?
Чему равен ?
Чему равно ?
.Вычисли: (задания на карточках).
Эстафета.Учащиеся выполняют задания на доске по одному Остальные учащиеся работают в тетрадях.
3этап. Станция «Творческая» Работа в парах: Подбери недостающий множитель так, чтобы результат не содержал знака квадратного корня.
4 этап. Станция « Работа над новым материалом».
Почему верно равенство?
; |
Задача. Преобразовать алгебраическое выражение к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал знаков квадратных корней:
Создаётся проблема!
Решение.
Используем основное свойство дроби, то есть подбираем такой множитель, чтобы при умножении на него в знаменателе дроби не оказалось квадратных корней.
Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе.
5 этап. Станция «Теоретическая» Работа с алгоритмом. С учебником п19.
Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби:
- Разложить знаменатель дроби на множители.
- Если знаменатель имеет вид или содержит множитель , то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид , то числитель и знаменатель дроби надо умножить на выражение, сопряженное знаменателю.
- преобразовать числитель и знаменатель дроби, если возможно, то сократить полученную дробь.
Выражения вида и называются сопряженными.
6 этап. Станция «Самостоятельная »
Используя алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби решить следующие задания.
Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе.
Умение освобождаться от иррациональности в знаменателе во многих случаях облегчает тождественные преобразования выражений.
7этап. Станция « Подведение итогов нашего похода».
- Что понимают под освобождением от иррациональности в знаменателе дроби?
- Для чего нужно уметь освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби?
- Каким алгоритмом мы можем для этого воспользоваться?
8этап Станция «Поход домой».
Задание на дом:
П.19 Выучить алгоритм.
1 уровень: №432,433,
2 уровень: №434,436
Творческое задание
Мартышка – апельсинов продавщица,
Приехав как – то раз к себе на дачу,
Нашла там с радикалами задачу.
Но сосчитать не в силах стройный ряд,
Разбрасывать их стала все подряд.
И молвила: « Что толку в той задаче
Коль из нее не слепишь новой дачи!»
Мы верим все же, что мартышки мненье –
Не истинно для тех, кто знает толк ученье
И просим вас, девчонки и мальчишки,
Решить задачу на хвосте мартышки.
№503(б)