Просмотр содержимого документа
«Числа от 11 до 100. Образование чисел»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
АЛЕКСЕЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Тема урока: «Числа от 11 до 100. Образование чисел»
Составила: Рыкова Н.А.
Урок 4. Числа от 11 до 100. Образование чисел
Цели: научить считать десятки и единицы; показать образование чисел из десятков и единиц; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки и единицы; называть числа; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
На аэродроме было 5 самолетов и 7 вертолетов, 6 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится:
а) хотя бы один самолет;
б) хотя бы один вертолет?
(В воздух могли подняться 6 вертолетов, значит, утверждать, что в воздухе находится хотя бы один самолет, нельзя. Если в воздух поднялись все самолеты (5), то шестой обязательно вертолет.)
Кате 4 года, Вале на 2 года меньше, а Петя уже ходит в школу. Кто из детей самый старший? Кто самый младший? Докажите свои ответы. (Самый старший Петя, самая младшая Валя. В школу идут в 6 или 7 лет, Кате 4 года (7 4), Вале 4 ‑ 2 = 2 года (7 2, 4 2).)
(На доске запись.)
1,0
1, 1, 0, 0
1, 1, 1, 0, 0, 0
1, 1, 1, 1, 0, 0, 0, 0
— Найдите закономерность. (Число нулей и единиц увеличивается на 1.)
2. Устный счет
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пучки палочек, учащиеся — карточку с числом, затем наоборот.)
— Какие числа пропущены?
(Учитель показывает пример, учащиеся — карточку с ответом.)
9 + 3 = 9+ 1 +
12 ‑ 6 = 12 ‑ ‑4
7 + 4 = 7 + + 1
15 ‑ 7 = 15 – 5 ‑
17 ‑ 8 = 17 ‑ ‑
— Сосчитайте и покажите ответы с помощью карточек.
Найдите сумму чисел 30 и 40. (70.)
Вычтите из 5 десятков 2 десятка. (30.)
На сколько 70 больше, чем 10? (На 60.)
Из какого числа нужно вычесть 20, чтобы получилось 40? (60.)
Найдите разность чисел 90 и 20. (70.)
Увеличьте 50 на 40. (90.)
Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала? (10.)
К 8 десяткам прибавили число и получили 80. Какое число прибавили? (0.)
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 31).)
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня на урок пришел Математик. Кто догадался, почему? (На уроке будет новый материал.)
(Учитель берет в руки 10 палочек.)
— Сосчитайте, сколько палочек.
(Учащиеся хором считают.)
— Что такое десять? (1 десяток.)
(Учитель связывает палочки в один пучок, затем начинает прибавлять к десятку палочек по одной палочке.)
— К десятку палочек добавили 1 палочку. Сколько стало палочек? (11.)
(Учитель делает запись на доске.)
1 дес. 1 ед. — 11
— К десятку палочек добавили 2 палочки. Сколько стало палочек? (12.)
(Учитель делает запись на доске.)
1 дес. 2 ед. — 12
(Аналогично разбираются остальные числа до 20.)
— Как мы получили все эти числа? (К 1 десятку добавляли палочки.)
— Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Математик сегодня расскажет, какие числа получатся, если палочки добавлять не к 1 десятку, а к нескольким.
IV. Работа по теме урока
— Давайте свяжем и второй десяток, который у нас получился. Сколько всего получилось десятков? (2.)
— А сколько это отдельных палочек? (20.)
Продолжим образование следующих чисел, так же присчитывая по 1. Добавим 1 палочку. Теперь палочек у нас 20 и 1. Союз «и» не произносим. Получаем число 21.
(Учитель делает запись на доске.)
2 дес. 1 ед. — 21
Добавляем еще одну палочку. Теперь у нас 20 и 2 — 22.
(Учитель делает запись на доске.)
2 дес. 2 ед. — 22
— Назовите следующие числа.
— Что вы можете сказать об образовании чисел от 10 до 20 и от 20 до 30? (Каждое последующее число на 1 больше предыдущего.)
— Почему? (Мы присчитываем по 1.)
— Продолжайте прибавлять по одному от 30 до 35, от 38 до 42, от 87 до 91, от 96 до 100.
(Далее учитель называет двузначные числа, учащиеся выделяют из них десятки и единицы и выкладывают соответствующие модели из геометрических фигур.)
62 ‑
23 ‑
51 ‑
— Чему мы сейчас учились? (Называть двузначные числа и выделять из них десятки и единицы.)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух —
И с разбегу в воду плюх!
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 7).
(Устное выполнение.)
№ 2 (с. 7).
— Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц. (18.)
— Назовите соседей этого числа. (17 и 19.)
— Назовите число, в котором 9 десятков и 9 единиц. (99.)
— Назовите предыдущее число. (98.)
— Назовите следующее за числом 99 двузначное число. (Такого числа нет, 99 — самое большое двузначное число.)
— Назовите число, в котором 10 десятков. (100.)
— Сколько цифр использовали для записи этого числа? (Три.)
100 — это самое маленькое трехзначное число.
2. Минутка чистописания
— Какая цифра похожа на перевернутый стул? (4.)
(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 4.)
— Как нужно писать цифру 4? (Примерный ответ. Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. От центра проводят горизонтальную линию вправо и чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.)
— Пропишите цифру 4 на целую строчку.
3. Работа по учебнику
№ 3(с. 7).
— Прочитайте задачу.
(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные составляют краткую запись под руководством учителя.)
Д . ‑ 7 чел.
М. ‑ ?, на 2 чел.
— Решите задачу.
(Тем, кто затрудняется с решением, учитель оказывает индивидуальную помощь. Проверка. Один ученик проговаривает решение задачи и ответ. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.)
№ 4 (с. 7).
— Прочитайте задачу. Сравните ее с предыдущей задачей. (Обе задачи о мальчиках и девочках, известно первое число, нужно найти второе. Отличаются тем, что в первой задаче в условии были слова «на 2больше», а во второй — «на 2меньше».)
— Поставьте вопрос и решите задачу.
(Тем, кто затрудняется с решением, можно дать карточки с краткой записью или схематическим рисунком.)
Д . ‑ 7 чел.
М. ‑ ?, на 2 чел.
М .
Д. ‑ ?
(Фронтальная проверка.)
VII. Рефлексия
— Прочитайте числа друг другу. Скажите, сколько в каждом числе десятков, сколько единиц.
Вариант 1: 65, 40, 32, 25, 19, 55, 81, 63.
Вариант 2: 87, 90, 51, 16, 37, 88, 39, 92.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что вам показалось сложным?
Домашнее задание
1. Учебник: № 5, задание на полях (с. 7).
2. Составить узор из двузначных чисел (по желанию).