данный урок является обобщающим по теме четырехугольники. Учащиесяработаеют по готовым чертижам, что способствует рациональному распределению времени на уроке. в течении урока идет обобщение теоритических знаний учащихся по данном теме, рещают заданияпо уровням сложности, что дает возможность дажеслабым учащимся принять активное участие в уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Четырехугольники »
Сабақ жоспары – План урока
Күн / Дата: 19.10,20.10 Пән – Предмет геометрия 8 Сабақ / Урок №15
Тақырып / Тема: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Четырехугольники»"
Сабақ түрі / Тип урока: изучение нового материала, повторительно-обобщающий, тренировочный, комбинированный, закрепления знаний, формирования умений и навыков, контроль, коррекция ЗУН.
Оқыту мен тәрбиеледің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:
1.білімділік – образовательная - повторение понятия всех видов четырехугольников, их свойств;
2.дамытушылык – развивающая - развитие мыслительной деятельности при практической работе, развитие творческих способностей, логического мышления учащихся; развитие математической речи, умения систематизировать и обобщать знания;
3.тәрбиелік – воспитательная - воспитание самостоятельности, активности
Оқыту әдісі / Методы обучения: Словесные: слово учителя, рассказ, диалог, консультация, объяснение, разъяснение; Наглядные:демонстрация, схема, таблица, видео, слайды, формула, чертеж; Практические:творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником, работа с дидактическим материалом.
Бақылау әдісі / Методы контроля: Бақылау түрлері/ Виды контроля:
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке поглотим с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
.
2. Мотивация урока.
Мы изучили материал главы «Четырёхугольники», работая с каждым видом отдельно. В ходе работы научились применять полученные знания на практике. Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим пройденный материал в устной работе и в процессе решения упражнений. В ходе выполнения самостоятельной работы и проверочного тестирования выявим уровень овладения знаниями, умениями, навыками и устраним пробелы. Уметь определять вид четырёхугольника и применять его свойства необходимо будет и в дальнейшем, как при введении новых тем, так и в практике. Даже в 10,11 классах, при работе с объёмными фигурами эти знания часто применяются при решении задач. Поэтому очень важно усвоить весь материал и научиться его применять на практике.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.
Повторим определения и свойства четырехугольников
Математический диктант. (На доске заранее нарисованы фигуры).
Отвечая на вопросы диктанта, пишем ответ – номер фигуры, обладающей данным свойством.
У какой из фигур диагонали, пересекаясь, делятся пополам? (1,2,3,4)
У какой из фигур диагонали равны? (2,4)
У какой из фигур диагонали делят углы пополам? (3,4)
У какой из фигур диагонали перпендикулярны? (3,4)
У какой из фигур диагонали равны и перпендикулярны? (4)
У какой из фигур равны все углы? (2,4)
У какой из фигур равны противолежащие углы? (1,2,3,4)
У какой из фигур равны углы, прилежащие к одной стороне? (2,4)
У какой из фигур противолежащие стороны попарно параллельны?(1,2,3,4)
У какой из фигур параллельна пара противолежащих сторон? (1,2,3,4,5)
4. Решение задач по теме «Четырехугольники»
Учащиеся решают задачи у доски с подробными комментариями.
1. В прямоугольнике АВСD диагонали пересекаются в точке О. . Найти углы, которые образуют диагонали прямоугольника с его сторонами.
2. Стороны четырехугольника, взятые последовательно, пропорциональны числам 2; 5; 2; 5. Периметр четырехугольника равен 42 см. Найти стороны. Определить вид четырехугольника.
Решают задачу самостоятельно по готовому чертежу с минимальной помощью учителя
3. Найти угол СВК:
Следующий этап урока – решение задач. Он пройдет под девизом: “Думаем много, пишем мало”.
Ученики по очереди читают в слух задачи, учащиеся записывают в тетради «да» или «нет». Объясняют свой ответ
ЗАДАЧА № 1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?
( «нет» Такая проверка недостаточна. Четырехугольник мог выдержать такое испытание, не будучи квадратом, ромб тоже имеет равные стороны)
ЗАДАЧА № 2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете?
( «нет» Эта проверка ненадежна. В квадрате, конечно, диагонали равны, но не всякий четырехугольник с равными диагоналями есть квадрат. Равные диагонали могут быть у прямоугольника и у равнобокой трапеции).
ЗАДАЧА № 3. Третий паркетчик при проверке квадратов убеждался в том, что все 4 части, на которые диагонали разделяют друг друга, равны между собой. По его мнению, это доказывало, что вырезанный четырехугольник есть квадрат. А по-вашему?
(«нет» Этим свойством обладают не только диагонали квадрата, Но и диагонали прямоугольника).
Учитель проводит оценку деятельности учащихся на втором этапе урока, а также интеллектуальную рефлексию, используя следующие вопросы:
Можно ли предложенные в задачах приемы использовать в жизненных ситуациях?
Достаточен ли уровень ваших знаний по теме “Четырехугольники”, для решения подобных проблем?
5. Геометрическая пауза.
Применение в жизни. (Сообщение):
Учащимся заранее дается задание найти применение четырехугольников в повседневной жизни в разный отраслях.
Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ.
Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.
В сельском хозяйстве применяют квадратно – гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше, этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.
В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.
6. Дифференцированная самостоятельная работа учащихся.
Уровень 0
Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3см и 7см
Определите градусную меру тупого угла в ромбе, если острый угол равен 420
Уровень А
Найдите оставшиеся углы трапеции, если два из них равны 360 и 1170
Периметр прямоугольника равен 48см. найдите стороны параллелограмма, если одна сторона больше другой на 3 см.
Уровень В
Найдите углы , если разность двух углов равна 550
Найдите периметр ромба, если угол В=600 и АС=10,5см.
Уровень С
В ромбе одна из диагоналей равна стороне. Найдите углы ромба.
Найдите периметр прямоугольника АВСД, если биссектриса угла А делит сторону ДС на отрезки равные 2,7 см и 4,5см
7. Творческое задание «Сказка-вопрос»
Предлагается заслушать сказку, которая заканчивается тремя вопросами. Прослушав сказку (2 раза), необходимо письменно ответить на вопросы (в тетрадях). Правильность ответов проверяется в конце урока, когда тетради учащиеся сдадут.
Сказка-вопрос
Собрались все четырехугольники на одной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся в царство четырехугольников. Кто первый придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На их пути встретилась глубокая река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли реку и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Они дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Вопросы:
Кто стал королем? (квадрат)
Кто был основным соперником? (прямоугольник)
Кто первым выбыл из соревнования? (Трапеция)
8. Итоги урока. Д/з. повторить §1-5 №71 при решении задачи воспользуйтесь свойствами равнобедренной трапеции
9. Рефлексия:
Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают ответы на вопросы в тетради, ).
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересно / не интересно
Задачи для решения у доски
В прямоугольнике АВСD диагонали пересекаются в точке О. . Найти углы, которые образуют диагонали прямоугольника с его сторонами.
Стороны четырехугольника, взятые последовательно, пропорциональны числам 2; 5; 2; 5. Периметр четырехугольника равен 42 см. Найти стороны. Определить вид четырехугольника.
Думаем много – пишем мало
ЗАДАЧА № 1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?
ЗАДАЧА № 2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете?
ЗАДАЧА № 3. Третий паркетчик при проверке квадратов убеждался в том, что все 4 части, на которые диагонали разделяют друг друга, равны между собой. По его мнению, это доказывало, что вырезанный четырехугольник есть квадрат. А по-вашему?
Дифференцированная самостоятельная работа учащихся.
Уровень 0
Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3см и 7см
Определите градусную меру тупого угла в ромбе, если острый угол равен 420
Уровень А
Найдите оставшиеся углы трапеции, если два из них равны 360 и 1170
Периметр прямоугольника равен 48см. найдите стороны параллелограмма, если одна сторона больше другой на 3 см.
Уровень В
Найдите углы , если разность двух углов равна 550
Найдите периметр ромба, если угол В=600 и АС=10,5см.
Уровень С
В ромбе одна из диагоналей равна стороне. Найдите углы ромба.
Найдите периметр прямоугольника АВСД, если биссектриса угла А делит сторону ДС на отрезки равные 2,7 см и 4,5см