kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Четность и нечетность функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания по теме "Четность и нечетность функций" для подготовки учащихся  к ЕГЭ по алгебре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Четность и нечетность функции»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа

рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края





Четность (нечетность) функции

















Учитель математики

1 категории

Кушнарь Лариса Александровна



Тема урока: Четность (нечетность) функции.

Тип урока, форма: урок итогового повторения, урок подготовки к ЕГЭ.

Учебная задача урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Четность (нечетность) функций» для подготовки учащихся к ЕГЭ по алгебре на основе анализа заданий типа А и В, свойственных для ЕГЭ.

Диагностируемые цели:

В результате ученик:

Знает:

- определение четной (нечетной) функции;

- как по графику функции определить является функция четной, нечетной или функцией общего вида;

- как по аналитическому заданию функции определить является ли она четной, нечетной или функцией общего вида;

- частные виды четных (нечетных) функций;

- сумма четных ( нечетных) функций есть функция четная (нечетная);

- произведение четных (нечетных) функций есть четная функция;

- произведение четной и нечетной функции есть нечетная функция;

- если внешняя функция действует на четную функцию, то композиция этих функций есть функция четная.

Умеет:

- по аналитическому и графическому заданиям функций определять является функция четной, нечетной или функцией общего вида;

- решать задачи на применение определения и свойств четной (нечетной) функции;

Понимает:

- что график четной функции симметричен относительно оси Оу, а график нечетной функции – относительно начала координат.



Ход урока.

Ученикам выдается раздаточный материал, на котором в разброс изображены графики четных, нечетных функций и функций общего вида..

- Перед вами несколько графиков функций. На какие группы можно разбить эти графики?

(1 группа: графики симметричные относительно оси Оу;

2 группа: графики симметричные относительно начала координат;

3 группа: оставшиеся.)

- Какое свойство функции говорит нам о симметрии относительно оси ординат? Начала координат?

( четность, нечетность)

- Запишите тему нашего сегоднешнего урока: « Четные и нечетные функции».

-Вспомните определение четной (нечетной) функции.

(функция у = f( x) , где x из Х называется четной (нечетной), если для любого значения х из Х выполняется равенство : f(-x) = f(x) ( f(-x) = - f (x)).)

- Запишите данное определение в таблицу.

- В какой из выделенных вами групп находятся графики четных функций? Нечетных? Функций общего вида?

- Чем вы руководствовались при выполнении этого задания?

( определением четной и нечетной функции)

- Сформулируйте правило по которому по графику функции можно определить к какому типу функции принадлежит этот график.

( если график функции симметричен относительно оси ординат, то функция четная, если график функции симметричен относительно начала координат, то функция нечетная)

- Запишите это правило в таблицу.

- какой вывод можно сделать об областях определения четных и нечетных функций?

(для любой четной или нечетной функции областью определения может являться только такое множество, для которого оба числа х и – х либо одновременно входят в область определения функции, либо одновременно не входят в область определения).

- Сконструируйте несколько множеств, которые могут быть областью определения четных или нечетных функций.

(1) D(f) = (-∞;3)U (-3;-1)U(-1;1)U(1;3)U(3; +∞);

2) D(f) = (-∞; -7)U(-7;4)U(-4;0)U(4;7)U(7; +∞);

3) D(f) = (-∞;0)U(0;+ ∞);

4) D(f) = (-∞;+∞).)

- Хорошо. Теперь начертите 4 системы координат, пронумеровав их цифрами 1,2, 3,4. Изобразите в них графики четырех функций так, чтобы одна из них являлась функцией четной, другая – нечетной, а третья – функцией общего вида. На оставшейся системе координат начертите произвольный график функции. Попросите соседа по парте определить номер графика, соответствующего функции четной, функции нечетной, а также функции общего вида.

( например:

)

- Определите является функция четной, нечетной или функцией общего вида:

а) f(x) = 5x4 +7x2-23;

б) f(x) = │x - 7│ + │x + 7│;

в) f(x) = x3 + 5 sinx;

г) f(x) = cosx + 3.

- Постройте алгоритм определения четности 9нечетности функции по ее аналитическому заданию.

1) проверить симметричность области определения функции. Если не симметрична, то функция общего вида

2) f(-x)

3)сравнить f(-x) и f(x):

а) f(-x) = f(x), то четная;

б) f(-x) = -f(x), то нечетная;

в) если хотя бы в одной точке из области определения f(-x)≠ f(x), и хотя бы в одной точке f(-x)≠ - f(x),то функция не является ни четной, ни нечетной.

- Запишите этот алгоритм в таблицу.

- Постройте график функции f, если при х ≥ 0 значение функции находится по формуле у = х – 2 и известно, что функция f – четная.

( так как функция четная, то ее график будет симметричен относительно оис ординат, то есть достаточно построить график при х ≥ 0 и отразить его симметрично относительно Оу.


- Хорошо.

Далее учитель разбивает класс на 10 групп. Каждая группа получает индивидуальное задание.

1 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная в результате суммы (разности)двух четных функций;

2 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная в результате суммы (разности) двух нечетных функций;

3 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная в результате суммы (разности) четной и нечетной функции;

4 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная в результате произведения(частного) двух четных функций;

5 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная в результате произведения (частного) двух нечетных функций;

6 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная в результате произведения(частного) четной и нечетной функции;

7 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная как композиция двух четных функций;

8 группа : определить четной или нечетной является функция, полученная как композиций четной и нечетной функции;

9 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная как композиция нечетной и четной функции;

10 группа: определить четной или нечетной является функция, полученная как композиция двух нечетных функций.

Через 5 минут проверяем и делаем выводы:

  1. Сумма и разность нечетных функций – нечетные функции, а произведение и частное двух нечетных функций (кроме деления на 0) – четные функции;

  2. Сумма, разность, произведение и частное (кроме деления на 0) четных функций – четные функции;

  3. Если в композиции обе функции нечетные, то функция будет нечетной, во всех остальных случаях получаем четную функцию.



В конце урока предлагаем ученикам выполнить небольшой тест:

1) Среди предложенных функций выберите четную:

а) у =x2 sinx; в) у = х3+ 6cosx;

б) у = х6 + 5х4 + х2; г)у = х5tgx.

2) На одном из следующих рисунков изображен график нечетной функции. Укажите этот рисунок.

1)


2)

3)

4)


3)Непрерывная нечетная функция f(x), определенная на всей числовой оси, на промежутке (0; +∞) обращается в 0 в четырех точках. Найдите число корней уравнения f(x) = 0 на промежутке (-∞; +∞).

Домашнее задание:

  1. Приведите примеры четных и нечетных функций. Докажите, что приведенные вами функции являются четными или не четными.

  2. Приведите примеры функций, которые не являются четными и не являются нечетными из-за того, что область определения несимметрична относительно точки О.

  3. Постройте график функции f, если при х≤0 значения функции находятся по формуле у = х +4 и известно, что функция f – четная.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Четность и нечетность функции

Автор: Кушнарь Лариса Александровна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 487029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Степенная функция, её свойства и график "
    ["seo_title"] => string(46) "stiepiennaia-funktsiia-ieio-svoistva-i-ghrafik"
    ["file_id"] => string(6) "138563"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417548918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Презентация для урока алгебры и начала анализа по теме "Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций" (11 класс) "
    ["seo_title"] => string(144) "priezientatsiia-dlia-uroka-alghiebry-i-nachala-analiza-po-tiemie-chietnost-niechietnost-pieriodichnost-trighonomietrichieskikh-funktsii-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242517"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445484505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Четные и нечетные функции"
    ["seo_title"] => string(30) "chietnyieiniechietnyiefunktsii"
    ["file_id"] => string(6) "332460"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464970493"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Практическое занятие по теме: "Построение и чтение графиков функций""
    ["seo_title"] => string(79) "praktichieskoie-zaniatiie-po-tiemie-postroieniie-i-chtieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "264047"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449650734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока "Свойства функции" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-svoistva-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "203302"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429455211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства