Цели урока: знакомство с определениями четной и нечетной функции; использование алгоритма исследования функции на четность; исследование симметричности графиков четной/нечетной функции и их построение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: знакомство с определениями четной и нечетной функции; использование алгоритма исследования функции на четность; исследование симметричности графиков четной/нечетной функции и их построение.
Развивающие: развитие навыков построения графиков четной и нечетной функции; развитие логического мышления; развитие умений анализировать и делать выводы; развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи; воспитывать умение работать в парах, прислушиваться к мнению одноклассника.
Задачи:
Ввести понятие симметричного множества.
Сформулировать определения четной/нечетной функции.
Вывести алгоритм исследования функции на четность.
Научиться исследовать функцию на четность с использованием алгоритма.
Методы обучения:словесно-наглядный; групповой; индивидуальный; фронтальный.
Ход урока.
1. Приветствие. Мобилизация на работу.
2. Актуализация знаний.
Задание: Найти область определения функций:
1. . 2. . 3. . 4. .
Выполняют самостоятельно в тетрадях, затем по желанию выходят к доске записать ответ.
Задание классу: сравнить область определения функций 2 и 4.
Вопрос: Что их объединяет, что общего? (Дети формулируют вывод о том, что множество элементов содержит и противоположные элементы).
3. Изучение нового материала.
Вводится понятие симметричного множества.
Формулируются определения четной/нечетной функции.
Вопрос: может ли быть, что для функции не выполняется ни одно из условий: f(-x)=f(x) или f(-x)=-f(x)? Приведите пример.
В таком случае функция не является ни четной, ни нечетной.
Рассмотреть примеры на понятие четности и нечетности функции: у = х4; у = х3; у = 2х+3.
Вопрос: какой должна быть область определения функции при исследовании её на четность?
Учитель вместе с детьми формулирует алгоритм исследования функции на четность/нечетность. Записываем в тетрадь.
Исследовать функцию у = х4+ , используя алгоритм.
Вопрос: Графики каких известных вам функций обладают симметрией? Относительно чего? Какой вывод можно сделать о четности функций? Почему?
Обучающиеся делают вывод: график четной функции симметричен относительно оси Оу, график нечетной функции симметричен относительно начала координат
Рассмотреть геометрический смысл свойства четной и свойства нечетной функции.
Задание: построить весь график функции, если нарисована его часть и задана четность функции. №11.11. (чертежи заранее подготовлены на доске). Дети по желанию выходят к доске и достраивают графики функций.
4. Закрепление изученного материала.
Задание: исследовать на четность функции: , , , . Работа на месте самостоятельно.
Затем взаимопроверка в парах.
Задание (индивидуальное): Известно, что функция f(x) – четная и возрастает при х0. Определите характер монотонности функции при x
Дополнительное задание: №11.28.
Подведение итогов урока.
Вопросы: что нового узнали?
Проговорить алгоритм исследования функции.
Что было интересно? Какие были сложности?
6. Домашнее задание. П.11 (в учебнике), №№11.10, 11.20(б), 11.21(г), 11.18.