Просмотр содержимого документа
«« Час. Минута. Определение времени по часам»»
Авторская разработка интегрированного урока
(математика, чтение, труд)
Тема:« Час. Минута. Определение времени по часам»
Цели урока:
познакомить с единицами измерения времени - часом и минутой;
учить узнавать время по часам;
показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля.
развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь;
прививать любовь к предметам
Оборудование:
учебник «Математика. 2 класс»;
модели часов;
карточки с выражениями для счета;
карточки с пословицами о времени;
макет часов, стрелки для работы по труду;
компьютерная слайд-презентация, экран
Ход урока:
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности
Учитель. Отгадайте загадку:
Без ног и без крыльев оно.
Быстро летит, не догонишь его.
Ученик. Время.
Учитель. Что всегда идет, А с места не сойдёт?
Ученик. Время, часы.
Учитель.Прочитайте пословицы и поделитесь вашими мыслями.
Минутка час бережёт. Делу время – потехе час. Век живи – век учись. Уч.-ся .Все пословицы говорят о времени
Учитель.Подумайте, о чём говорит такая пословица?
«Поздно поднялся - день потерял!»
- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? Тогда не будем терять время – будем работать.
3. Целевая установка
Учитель . Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Ученики. О времени. О часах.
Учитель. С помощью чего же люди ориентируются во времени?
- Может быть, кто-то догадался о чём мы сейчас поговорим?
- Неужели, это так важно, знать который час?
- А вы умеете определять время по часам? Поднимите ручки, кто умеет? Мы научимся на уроке определять время по часам.
Учитель. Наш помощник сегодня трудолюбивая Минутка.
«Минутка час бережет!»
Дети объясняют значение пословицы:
« Поздно поднялся, ничего не успел.»
Физическая минутка
Электронная музыкальная зарядка для глаз
Учитель.- Выполняем вместе с нашей героиней Минуткой (руки за голову, повороты головой вправо и влево, глазами следят за движущимися предметами)
- Проследите глазками за движущимися предметами, которые будут на слайдах. При этом можно будет сделать повороты головой.
4. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний.
Устный счёт
Учитель. - Наша помощница Минутка предлагает вам посчитать примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам ).
Сколько успеем посчитать примеров ?!.
6+5 1+97
13-7 32-2
8+7 98+0
80-30 30+1
20+1 19-9
1+19 5+4
Дети записывают ответы в тетради, строку через клетку:
11; 6; 15; 50; 21; 20; 98; 30;98;31;10;9.
Записывают эти числа по порядку, в порядке возрастания.
Учитель. Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя. Вот и сегодня мы будем ценить каждую минутку на уроке.
Учитель. - Какие виды часов вы знаете?
Ученики. Ручные часы, электронные, напольные, будильник, часы с кукушкой настенные и др.
Учитель. А кто из вас умеет определять время по часам?
Детям предлагается посмотреть на часы, где на каждом циферблате показано разное время .
Учитель. Вы знаете, как были изобретены часы, а как выглядели первые часы?
5.Первичная проверка понимания.
Учитель.- Послушайте следующую загадку.
Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз, Та, что выше, — каждый час.
-О чем это загадка?
Ученица. О стрелках часов.
Учитель. Давайте рассмотрим часы. В ней используются две стрелки: маленькая и большая. Как они называются ?
Учитель.Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется минутой.
- Давайте сосчитаем на ваших моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого.(5)
- А сколько всего этих чёрточек?(60) Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.
-Так сколько же в часе минут? (60 мин.)
1ч = 60 мин.
1мин. =60 сек.
(Ученики делают запись в тетрадях.)
Развивающая минутка
Учитель.- И вновь задание, которое предлагает нам Минутка.
- Посмотрите ровно минутку, запомни ряд чисел и запиши в тетрадь по памяти .
5 мин. , 10 мин., 15 мин, 20 мин., 25 мин., 5 ч.
- Какое число ты исключил? По какому принципу построен ряд? Через каждые пять чисел
Что больше 5 мин. или 5 ч. ?Запись в тетради. 5 мин.
Физическая минутка
Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, кто время бережёт. Раз-два, три – четыре Три-четыре, раз-два. Шесть-пять, пять-шесть предлагаем тихо сесть.
(Движение руками вправо, влево; наклоны вперёд, назад; круговые движение корпусом тела, руки на поясе.)
6. Первичное закрепление знаний
Тренировочные упражнения (работа с муляжами часов)
а) Поставь стрелки часов по заданному времени (показывают 2ч.35 мин.; время начала учебных занятий; 12 ч.; 6 ч.;9ч.; 3 часа и др.; запись данных в тетрадь; работа у доски одного ученика 30мин.-10мин.=20мин)5. Закрепление
1)Работа в учебнике.
- Откройте учебники и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика.
- Как движется часовая стрелка?
- Как движется минутная стрелка?
2). Определение времени по часам.
- Перед вами лежат модели часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок:
-3 часа
- 8 часов 30 минут
- 5 часов 15 минут (или 15 минут девятого)
-4 часа 45 минут (без пятнадцати три)
Учитель.- Продолжаем определять время.
-Узнайте, какое время показывают часы.
6.Физкультминутка
Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам) Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так. (раскачивание туловища) Налево — раз, направо — раз, Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево — вправо) Мы тоже можем так.
7. Работа по закреплению.
3)Решение задачи.
Золушка танцевала первый танец 5 минут, а второй на 10 минут дольше. Сколько минут танцевала Золушка второй танец?
-Можете сразу ответить на вопрос задачи?
Ответы учащихся.
4)- Продолжаем учиться определять время по часам.
Какое время покажут часы через 10 мин, если сейчас
1час 15 мин
9часов 20 мин
5)Решение примеров за 1 минуту.
50+7=
6+7=
98-8=
14-7=
100-30=
19-8=
55+5=
17-9=
Учитель.- А сейчас посмотрим, сколько примеров вы сможете решить за 1 минуту. У вас есть карточки с примерами, по моей команде начинаете все одновременно, а время покажут нам песочные часы.
—Вы убедились, что минута — это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно.
8.Домашнее задание:
Если умеешь жить по часам, Время тебе послушно, Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.
Составить свой режим дня по пословице «Делу время - потехе час» (с указанием времени отдыха и работы).
9. Итог урока:
- Какую роль в жизни человека выполняют часы?
-Научились вы определять время по часам?
-Вот какие вы молодцы. Мы так много с вами узнали, потрудились, значит, время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его.
Учитель: Берегите свое и чужое время! Нам помогала наша сказочная Минутка.