Внеклассное мероприятие по математике на тему: «Время. Единицы измерения времени»
Цели:
- Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся; развитию кругозора, процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Формировать творческие способности, повышать уровень математической культуры.
- Глубже раскрыть роль математики в жизни; способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах.
Ход мероприятия.
– Прочитайте загадку:
«Оно длиннее всего на свете – и короче.
Быстрее всего – и медленнее.
Самое дробное – и самое неразрывное.
Его меньше всего ценят,
Но больше всего сожалеют о его отсутствии.
Без него ничего не может быть сделано.
Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа,
А когда много – дает возможность вздохнуть спокойно».
– Что это? (– Время.)
– Правильно! Время сегодня будет главным на нашем мероприятии.
– Что такое время? (–Период, эпоха, подходящий, удобный срок, благоприятный момент; пора дня, года; продолжительность, длительность чего-нибудь.)
– Прочитайте, пословицы. Читают:
- На час отстанешь – за день не догонишь.
- Минутка час бережет.
- Делу – время, потехе – час.
- Век живи – век учись.
– О чем говорят эти пословица? (Учащиеся высказывают разные варианты ответов: Нужно ценить время, делать все во время, а не откладывать на потом).
– С помощью чего измеряют время, вы ответите, отгадав загадки:
Никогда не отдыхаем, Идут минуты и года,
Никогда не устаем, Но мы не дремлем никогда.
Все шагаем и шагаем, Что это? (– Часы.)
На одной ноге идем…
Ученики каждой группы подготовили информацию, которую излагает представитель группы.
Слайд 7, 8. Ученик 1. Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, были днем – солнце, а ночью – звезды.
Слайд 9, 10. Ученик 2. Египетские часы – две соединенные под углом планки. Это первые египетские часы. Утром, когда солнце вставало, конец падающей тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что это шесть часов утра.
Ученик 3. Длину утренней тени делили на 6 одинаковых (равных) частей. Считалось, что прошел час, когда тень проходила от одной метки до другой. Ученик 4. В полдень часы переворачивали другим концом, и тень, увеличиваясь, снова шла по отметкам.
Ученик 5. Получалось шесть утренних и шесть вечерних часов, то есть всего двенадцать дневных часов.
Слайд 11.Ученик 6. В нашем городе Таганроге есть солнечные часы, которые стоят на каменной лестнице. Они построены в 1833 г., во времена правления шестого по счету градоначальника, барона Отто Романовича Франка.
Слайд 12. Ученик 7. Позднее египтяне изобрели водяные часы, которые показывали время и днем и ночью. Их называли «ночные часы».
Ученик 8. Это был сосуд, из которого через отверстие определенного размера постепенно, ровно за 1 час, вытекала вода. Потом снова заполняли сосуд водой. Это не удобный, но довольно точный способ измерения времени.
Учитель:
– Как вы думаете, каково происхождение выражения «время истекло», которое мы употребляем в речи в настоящее время? (– Оно возникло в Древнем Египте, когда использовали водяные часы.)
Слайд 13. Ученик. В природе есть природные часы. Люди издавна пользовались ими. Цветы шиповника распускаются в 4-5 утра. А в 7-8 закрываются. Цветок одуванчика при хорошей погоде раскрывается к 6 часам утра и будет цвести до 3 часов дня.
Ученик 9. Цветочные часы можно найти и в поле, и в огороде. Цветы картофеля распускаются, как и цветы одуванчика. Есть и ночные цветы. В 8 часов распускаются ночные фиалки и цветы табака, которые бывают открыты всю ночь, а с восходом солнца они закрываются.
Слайд 14. Демонстрируются различные виды часов старинные и современные. Со временем люди изобрели различные часы от механических до электронных.
Задание 1. Определите время по часам с точностью до минуты. Прочитайте различными формами выражения определенного времени. (Выполняют).
Например: 1) 10 часов 11 минут, или 11 минут одиннадцатого; 2) 5 часов 58 минут, или без двух минут шесть; 5 часов 58 минут утра или вечера.
Слайд 16. Демонстрируются песочные часы.
– Как вы думаете, где в жизни используются песочные часы? (– Песочные часы используются, когда необходимо фиксировать определенный промежуток времени в медицине, в спорте, в музыке и т. д.)
– Песочные часы бывают 3 мин, 5 мин, 10 мин, 20 мин.
Слайд 17.
– С помощью песочных часов проверим, кто правильно решит больше примеров за одну минуту? Запишите только ответы.
Слайд 18. Проверка. Сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли решены примеры у соседа.
Слайд 19. На этапе защиты проекта каждой группе предлагаются задания:
Задание 2. «Нарисуйте на этих часах минутную и часовую стрелку так, чтобы они показывали: 4 часа 50 минут, 17 часов 10 минут, 23 часа».
Задание 3. «Запишите нечётные числа в порядке возрастания». (Одновременно работа идёт у доски)
– Какое получилось слово? (– Сутки.)
А
С
О
Т
И
М
У
Р
К
Е
72
3
32
45
75
36
19
100
65
84
3
19
45
65
75
С
У
Т
К
И
На доске выполнена запись: «День и ночь – сутки прочь».
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Если ваши сутки начнутся в 10 часов ( вы проснулись в это время), то когда они закончатся? Если ваши сутки начнутся в 7 часов утра? (– Сутки закончатся в 10 часов; в 7 часов.)
– Вы отлично поработали, познакомились с различными видами часов, справились со всеми заданиями. Наше мероприятие подходит к концу. Помните, что каждому из вас необходимо дорожить временем, ведь если «На час отстанешь – за день не догонишь».