Бабочки и математика
Последний урок четверти посвящен повторению темы «Все действия с десятичными дробями». На уроке используется как учебный, так и развлекательный материал. Поощрительные жетоны учитель раздает тоже в виде бабочек, которые дети, при желании, могут раскрасить (приложение 2). В конце урока ребята из бумаги в технике оригами складывают и раскрашивают свою бабочку.
Домашняя работа: с чем у вас ассоциируется бабочка? о каких бабочках вы хотели бы рассказать одноклассникам? Выполните небольшую презентацию.
Оборудование: проекционная доска, проектор, разрезанные карточки для начала урока (приложение), поощрительные жетоны (приложение), листы с заданиями (приложение).
Цель урока:
в творческой форме вспомнить все действия с десятичными дробями, повторить правила действий с дробями,
в увлекательной форме познакомиться с некоторыми видами бабочек, с легендами о бабочках,
расширить свой кругозор о бабочках, не только насекомых, но и рыбах, о бабочках в астрономии, в нумизматике, о бабочках-фракталах, о поделках в форме бабочек, об оригами-бабочках и т.д.
Ход урока
У вас на столах лежат фрагменты картинок, которые вы должны собрать. Что объединяет собранные вами картинки? (на них изображены насекомые). А подробнее вы познакомитесь сегодня только с одним видом насекомых – это …. (приложение 1)
Слайд 1
(….бабочки) Какие ассоциации у вас возникают с бабочками? (можно попробовать посчитать количество бабочек на картинке)
Слайд 2
Здравствуйте! Добро пожаловать на урок «Бабочки и математика»!
Слайд 3
А вы знаете, как по легенде появились бабочки?
КОГДА-ТО БОГИНЯ ЦВЕТОВ ФЛОРА РЕШИЛА СДЕЛАТЬ БОГУ ЗЕВСУ ПОДАРОК: ОНА ВЗЯЛА ЧИСТОТУ РАННЕГО
УТРА, СВЕЖЕСТЬ ГОРНОГО РУЧЬЯ, ХРУСТАЛЬНЫЙ БЛЕСК УТРЕННЕЙ РОСЫ, КРАСОТУ И БЛАГОУХАНИЕ ВСЕХ ЗЕМНЫХ РАСТЕНИЙ И СОЗДАЛА ЦВЕТОК, РАВНОГО КОТОРОМУ НЕ БЫЛО НА ВСЕМ БЕЛОМ СВЕТЕ. БОГ ЗЕВС, УВИДЕВ ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОДАРОК, НЕ УДЕРЖАЛСЯ И ПОЦЕЛОВАЛ НЕЖНЫЕ ЛЕПЕСТКИ. И - О ЧУДО! - ЦВЕТОК ОТОРВАЛСЯ ОТ СТЕБЛЯ И ПОЛЕТЕЛ. ТАК, ПО ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛЕГЕНДЕ, ПОЯВИЛИСЬ БАБОЧКИ...))
Слайд 4
Давайте знакомиться с этими удивительными созданиями.
Задание 1. Устно посчитайте примеры, ответы округлите до целого и узнайте, какая бабочка на кокой цветочек полетит и на какой цветочек бабочки не сядут?
Слайд 5
Геометрия бабочек очень сложная, сравнима с самыми сложными расчетами в авиастроении (ознакомительная информация).
Задание 2. А теперь, решив задание (даётся на листиках, ребята работают самостоятельно, за правильно решенные примеры получают жетон-бабочку, который могут раскрасить), вы узнаете название самой большой и красивой бабочки обитающей на территории нашей страны. (Ответ: махаон) (приложение 3)
№2
Слайд 6 бабочка Махаон
Слайд 7
А одной из крупных бабочек планеты является Атлас (Attacus atlas).
Сложите цифры ответа №2(в), полученное число умножьте на 1,2. Вы получите размах крыльев этой бабочки в сантиметрах (до 24 см). Ротовой аппарат не развит. Бабочки не питаются и живут за счет питательных веществ, накопленных в стадии гусеницы.
Слайд 8
Макросъемками природы, в том числе и созданием снимков ярких бабочек, занимаются многие фотографы. Но только норвежец Кьелл Сендвед (Kjell Sandved) увидел на их крылышках буквы латинского алфавита и решил собрать их все! На это занятие у фотографа ушло 24 года. Идея создать такой необычный алфавит появилась у Кьелла более 25 лет назад. «Я заметил бабочку внутри старой коробки для сигар. На ее крылышке была идеальная буква “F”. В моей голове словно вспыхнул свет: если в природе возникла одна буква, то вероятно, что существуют и остальные! И я решил стать первым, кто их найдет».
Слайд 9
За годы поисков фотограф нашел не только буквы алфавита и цифры от 1 до 9, но и обнаружил на крыльях бабочек и мотыльков поразительные узоры в виде лиц, глаз, животных и человеческих фигур.
Некоторые бабочки имеют изображения глаз, которые цветом и дизайном похожи на глаза совы. Эти экстраординарные изображения на крыльях бабочки появились в результате эволюции.
Задание 3. Выполните задание (даётся на листиках, ребята работают самостоятельно, за правильно решенные примеры получают жетон-бабочку, который могут раскрасить) и узнаете, какая бабочка преодолевает более 3000 км во время миграции. (приложение 4) №3
Слайд 10 Динамическая пауза
Спал цветок и вдруг проснулся, (руки под голову - спим)
Больше спать не захотел. (наклоны головы в сторону)
Шевельнулся, потянулся, (руки в стороны, руки вверх)
Взвился вверх и полетел. (маховые движения кистями рук)
Солнце утром лишь проснется, (приседания)
Бабочка кружит и вьется. (кружение)
Задание 4 (даётся на листиках, ребята работают самостоятельно, за правильно решенные примеры получают жетон-бабочку, который могут раскрасить). Выполните вычисления: (приложение 4) О
Е
0,6:0,05= 0,54:0,1= НА
Р
0,1-0,04= 0,32+0,1= Я
Ы
1,285= 0,71,250,8= С
М
0,5:0,2= (1-0,2)2= А
И
1:4= 3,4:17+0,8= Б
Т
3,9:0,13= (0,7+0,3):0,5=
Запишите в таблицы буквы, соответствующие найденным ответам и прочитайте названия областей, где тоже есть бабочки. Слайды 11-12
1 | 0,64 | 30 | 0,06 | 20 | 0,19 | 20 | 2,5 | 0,25 | 0,7 |
А | С | Т | Р | О | Н | О | М | И | Я |
0,06 | 6,4 | 2 | 6,4 | | 2,5 | 20 | 0,19 | 12 | 30 | 6,4 |
Р | Ы | Б | Ы | | М | О | Н | Е | Т | Ы |
Слайд 13- Голубая бабочка 5 долларов Республики Палау.
Слайд 14
Почему дети любят калейдоскоп? Потому что это так сказочно, обворожительно, волнующе красиво. Математика вся пронизана красотой и гармонией, только эту красоту надо увидеть. Вот как пишет сам Мандельброт в своей книге "The Fractal Geometry of Nature"-"Почему геометрию часто называют холодной и сухой? Одна из причин лежит в ее неспособности описать форму облаков, гор или деревьев. Облака - это не сферы, горы - не углы, линия побережья - не окружность, кора не гладкая, а молния не прямая линия..."
Слайд 15
Посмотрите на загадочные фракталы – и воображение унесет сверкающий вихрь спиралей, фантазия задумчиво кружится и порхает легкой бабочкой, а креативная мысль поражается богатству разноцветья и совершенству линий.
При фрактальном подходе хаос...перестает быть синонимом беспорядка и обретает тонкую структуру. Фрактальная наука еще очень молода, и ей предстоит большое будущее. Красота фракталов далеко не исчерпана и еще подарит нам немало шедевров - тех, которые услаждают глаз, и тех, которые доставляют истинное наслаждение разуму.
Переливающаяся бабочка-крапивница расправила крылышки и приготовилась лететь. Очень красивый фрактал бабочка, крупная с большими крыльями с ободками, как перья у птиц, желтого цвета, к центру переходящий в зеленый.
Слайд 16
Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает состоящий из фрагментов.
Слайд 17
Одним из основных свойств фракталов является само подобие. В самом простом случае небольшая часть фрактала содержит информацию о всем фрактале.
Задание 5. А можно сделать бабочку? Конечно, из дерева, из ниток, и даже из пластиковых бутылок! Слайды 18-20
Слайд 21 – А на День святого Валентина бабочку можно сделать из … жевательной резинки.
Слайд 22 Вы принесли на урок бумагу и цветные карандаши (фломастеры). Давайте вместе с вами сделаем оригами-бабочку.
Улыбнемся вместе - слайд 23.
И в конце урока познакомьтесь с притчей о бабочке:
Слайд 24
По древнеиндейской легенде бабочки - это чьи-то души, не улетевшие на небеса.
И Бог послал их на землю исполнить назначение почтальонов.
"Шепот желания" - надо так тихо прошептать бабочке, чтобы для всех земных существ оно осталось тайной, и отпустить ее.
Бабочки не умеют говорить, поэтому на своих крылышках она доставит просьбу прямо на небеса и, желание обязательно сбудется.
Домашняя работа: с чем у вас ассоциируется понятие «бабочка»? о каких бабочках вы хотели бы рассказать одноклассникам? Выполните небольшую презентацию.
Спасибо за урок!