Тема урока: Арифметическая прогрессия.
Стасенко О.В. учитель математики
КГУ «Кенаральская СШ»
Федоровского района
Костанайской области
Цель: Обобщить, систематизировать и проверить знания и умения по теме.
Задачи: 1. Формировать умение применять теоретические знания при выполнении устных и письменных заданий, а также при выполнении теста; умение работать в коллективе.
2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, развивать умение выделять главное, умение переноса знаний в новую ситуацию и развивать математический кругозор.
3. Воспитывать собранность и дисциплинированность учащихся.
Методы обучения: частично-поисковый(эвристический), тестовая проверка знаний, умений и навыков, системное обобщение, самопроверка, самооценивание и взаимооценивание.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая,
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с индивидуальными заданиями, контрольный лист.
План урока.
- Организационный момент.(2 мин.)
- Актуализация знаний (тест на соответствие, знание формул). (10 мин.)
- Решение задач. (25 мин.)
- Домашнее задание. (3 мин.)
- Рефлексия урока. (3 мин).
- Объявление оценок. (2 мин.)
Ход урока.
1. Психологическая минутка. Оргмомент. Объявляется цель урока.
Эпиграфом нашего урока я хочу взять слова Цицерона: «Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею».
(класс делиться на 4 группы – по количеству сильных учеников класса, они сами формируют себе команды, чтобы получились равно уровневые группы).
- В тетрадях запишите число, классная работа.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Арифметическая прогрессия».
2. Актуализация знаний. Тест на соответствие.
(Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении).
№ п/п
Вопросы
Ответы
1 Мы знаем, что любая последовательность имеет вид А4; 7; 10;…;31
2 Пусть в этой последовательности
а1=4; а2=7; а3=10; … ; аn=31 ,
т.е. пусть мы имеем последовательность
В предыдущему, сложенному с числом 3
3 В этой последовательности -5; - 2; 1;…. каждый последующий член равен
С равен предыдущему, сложенному с числом (-4) 4 А в последовательности 14; 10; 6; 2; -2; -6 и т.д.
каждый последующий член Д а1; а2; а3; …;аn 5
Слово «прогрессия» происходит от латинского слова Е начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же постоянным для данной последовательности числом 6
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой Ж разностью прогрессии и обозначается буквой d7 Постоянное число, которое прибавляется к каждому предшествующему члену прогрессии, называется 3 «прогресс»- движение вперёд («успех», «постоянное усиление»). Термин и обозначение ввели французские математики Ланьи (1692) и Безу (1797)
Ответы: 1-Д; 2-А; 3-В; 4-С; 5-З; 6-Е; 7-Ж. (на интерактивной доске).
Оценивание: «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки, «2» - более 2 ошибок. Оценка за тест заноситься в контрольный лист.
(Использовании ИКТ в преподавании, оценивание для обучения и оценивание обучения, новые подходы в преподавании и обучении).
Подготовка вопросов по проверке знаний формул по данной теме.
Лидер группы проверяют знание формул по теме, затем ответы учащихся оценивают и заносят оценку в контрольный лист. (Управление и лидерство в обучении) Оценка за теорию ставиться в контрольный лист.
3. Решение задач.
Каждая группа получает карточку с заданиями. (Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся) Оценка за решение задач заноситься в контрольный лист.
Карточка №1.
- Дано: аn=3; 7; 11;…. Найти а6.
- Дано: аn =10; 14;….. аn=106. Найти n.
- Является ли число 53 членом арифметической прогрессии -31; -28; ...
если да, то определите его порядковый номер.
- Дано: а1 =-10,5; а10 =12. Найти: S10.
- Дано: а1= 6,4; d = 0,8. Найти: S10.
Карточка №3.
- Дано: а1=17,6; d = -0,4. Найти а25.
- Дано: а3 = 7; а9 = -18. Найти: а1; а6; d.
- Является ли число 25 членом арифметической прогрессии -3; 4; 11; ..., если да, то определите его порядковый номер.
- Дано: -23; -20; …. Найти: S10.
- Дано: а1 = -3; а10 = 57. Найти: S10.
Карточка №2.
- Дано: аn=-10,2; -9,5; …. Найти: d.
- Дано: а2 = 1; а5 = 7. Найти: а1; а1000; d.
- Является ли число 156 членом арифметической прогрессии 2; 9; ...
если да, то определите его порядковый номер.
- Дано: а1 =-17; d = 6. Найти: S10.
- Дано: аn=2; 5; 8;…. Найти S15.
Карточка №4.
- Дано: а1 =1; а10 =16. Найти: d.
- Дано: а1 + а10 = 12; а8 –а5 = 4. Найти: а1; d.
- Является ли число 295 членом арифметической прогрессии 2; 9; ...
если да, то определите его порядковый номер.
- Дано: а1 =-17; d = 6. Найти: S10.
- Дано: аn=14,2; 9,6; …. Найти S10.
При решение задач по карточкам присутствует взаимопомощь быстрого ученика среднему и медленному ученикам. (Обучение талантливых и одаренных детей)
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Карточка № 1
а6 = 23.
n = 25;
а25 = 106.
да, n = 29;
a29 = 53.
S10 = 7,5.
S10 = 100.
Карточка № 2
d = 0.7.
a1 = -1;
d = 2;
а1000 = 1999.
да, n = 23;
a23 = 156.
S10 =100.
S15 =240.
Карточка № 3
a25 = 8.
a1 = 15;
а6 = -5;
d = -4.
да, n = 5;
a5 = 25.
S10 = -95.
S15 = 1005.
Карточка № 4
d = 1 2/3.
a1 = 0;
d = 4/3.
нет
S10 = 100.
S10 = -65.
Решение дополнительных задач
1) При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Решение.
Кладку бревен рассмотрим в виде арифметической прогрессии, где а1= 1, а2 = 2, аn = 12
d = 2 – 1 = 1 an = a1+ d · (n - 1) 12 = 1 + n – 1 n = 12
S = (1+12)/2 *12 =78 бревен.
Ответ: 78 бревен.
2) В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в 26 –ом ряду?
Решение: а1 = 7; d = 2; a26 = 7+2*25 = 57 Ответ: в 26 ряду 57 мест.
3) Отдыхающий, следуя совету врача, в первый день загорал 5 минут. А в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. На какой день время пребывания на солнце будет равно 40 минут?
Решение: а1 = 5; d = 5; an = 40. an = а1 + d (n-1). 40 = 5 + 5(n-1) = 5 + 5n – 5 = 5n. n = 8. Ответ: на 8 день.
4) Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м больше, чем в предыдущий. Сколько м уложат студенты за 15 дней.
Решение: а1 = 3; d = 2; a15 = ?. a15 = а1 + 14 d = 3 + 14*2 = 31 Ответ: 31 метр.
После решения этих задач лидер каждый группы переходит к другой группе с объяснением и решением своей задачи.
Выставление оценок в последней графе за участие работы в группе. Считаем средний бал работы на уроке – это и есть оценка за урок, которая выставляется в журнал.
- Задание на дом: п. 3.1,5.1. № 253 (4) Придумать задачу творческого характера.
- Рефлексия урока. Оцените урок по 10-бальной системе.
-У вас на партах листочки с тестами. Ответьте на вопросы .
1. Результатом своей личной работы считаю, что я …
А. разобрался в теории; Б. Научился решать задачи.
2. Что вам не хватало на уроке при решении задач?
А. знаний; Б. времени; В. Желания; Г. Решал нормально.
3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. одноклассники; Б. учитель; В. Учебник.
- Объявление оценок.
Самоанализ урока. Алгебра 9 класс. «Арифметическая прогрессия»
Урок алгебры проводила в 9 классе, где обучаются 12 учащихся, из них 4 ученицы обучаются на 4 и 5, а остальные учащиеся имеют средние и слабые знания. Данный урок является уроком обобщения, систематизации и контроля знаний по данной теме. Это завершающий урок первой части раздела «Числовые последовательности». Урок содержал учебный материал, в соответствии запланированными целями и задачами. Эффективно организована деятельность учащихся на протяжении урока. Класс разделен на 4 группы, в каждой группе есть «консультант», который давал рекомендации и помогал в решении задач своим одноклассникам. По завершении каждого этапа урока спикеры групп выставляет оценку за работу своим одногруппникам в контрольный лист, где учитывается объективность и обоснование отметки. Оценивание тестовых заданий проводится индивидуально, по критериям оценивания. Созданы условия для продуктивной работы проверки знаний и умений по данной теме (дифференцированные задания, устная и самостоятельная работы, решение тестовых заданий). Каждый этап урока содержал дидактические задачи для полноты и глубины проверки знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Использовались задачи различного типа. В течение урока ученики класса находились в поле зрения учителя, практически все девятиклассники были заняты конкретными заданиями.
При работе по модулю «Новые подходы в преподавании и обучении» я планировала актуализацию знаний провести в форме диалога: учитель – ученик и ученик-ученик; при решение задач на нахождение разности, неизвестного члена, суммы п-первых членов арифметической прогрессии; разбор дополнительных задач, решение тестовых заданий применила индивидуальную и групповую формы работы.
Модуль «Обучение критическому мышлению» пройдет через задания на умение обрабатывать полученную информацию по данной теме, анализировать ее и делать выводы при выполнение теста на соответствие.
При актуализации темы применяю модуль «Использование ИКТ в преподавании» т.е. проведение теста на знание теоретического материала, решение задач. Данный модуль дает возможность рационально использовать время на уроке (экономия времени), красочная наглядность.
В «Оценивание для обучения и оценивание обучения» применила формативное и суммативное оценивание, а также само- и взаимооценивание. Оценивание осуществляется по контрольным листам, в листах ответов тестовых заданий, используя критерии оценивания.
Работая в этом классе, с модулем «Обучение талантливых и одаренных детей», можно проследить работу со способными учащимися, которые обучаются на «4 и 5», которые на протяжении всего урока помогали мне в его проведении: роль консультанта, роль оценщика, роль координатора в группе; ими оказывалась помощь одноклассникам при решение задач.
В соответствии с модулем «Преподавание и обучение в соответствии с возрастным особенностями учащихся» задания, используемые в закрепление темы соответствуют возрасту и особенностям учащихся данного класса.
Модуль «Управление и лидерство в обучении». На протяжение всего урокоа при работе в группах, в парах лидерами являются сильные ученики
Итог за урок: «5» - 4, «4» - 2, «3» - 6.