Конспект
открытого урока
по математике в 9 классе
по теме:
«Арифметическая прогрессия»
Подготовила:
Шестопалова В.Н.
учитель математики
МКОУ «Шестопаловская ООШ имени
Героя Советского Союза П.Л.Пашина»
Золотухинского района Курской области
д.Демякино, 2015 г.
Тема урока: Арифметическая прогрессия.
Цели урока:
обобщить и систематизировать материал по данной теме;
проверить знания основных формул арифметической прогрессии;
оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;
развивать представления учащихся по использованию знаний об арифметической прогрессии в различных жизненных ситуациях;
способствовать развитию познавательного интереса учащихся, логического мышления, умений анализировать, выявлять закономерности, сопоставлять и обобщать полученные знания;
воспитывать культуру устной математической речи учащихся, ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный
дидактический материал для учащихся.
Формируемые УУД:
Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение самостоятельно организовывать свою работу;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логическое формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, осуществление и поиск необходимой и дополнительной информации;
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: проверить готовность учащихся и кабинета к работе, выявить отсутствующих; создать положительный настрой учащихся к работе.
Я хочу, чтобы наша встреча сегодня принесла много открытий, опыта и хорошего настроения.
Вместе с вами мы будем двигаться только вперёд, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд. Вы не против того, чтобы это высказывание было девизом этого урока?
Цели урока, мотивация.
Сообщение целей урока, мотивация на работу на уроке.
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания учащихся, которые необходимы для сознательного восприятия нового материала; организовать фронтальную деятельность класса; развивать быстроту реакций, математическое мышление, умение правильно понимать вопрос.
1).Устная фронтальная работа по теории данной темы:
- Дайте определение арифметической прогрессии, разности прогрессии.
- В чем заключается арифметическое свойство прогрессии?
- Как можно проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?
- Какими способами можно задать прогрессию?
- Чему равна сумма n первых членов арифметической прогрессии?
- Каким числом может быть n?
2). «Найди пару».
Цель: проверить прочность усвоения форму арифметической прогрессии.
Для того чтобы вы окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул, поработаем в парах.
Вам предлагается карточка, в которой вы вместе с соседом по парте должны «найти пару», соединив их стрелкой.
А сейчас выполним самопроверку, обменяйтесь карточками.
Выполнение заданий на практическое применение определений и формул.
Цель: закрепить и проверить практическое применение арифметической прогрессии при решении примеров.
- Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
а) 4; 8; 12;16;20; …
б) 2; 2; 2; 2; 2; …
в) 1; 4; 9; 25; 36; …
г) -3; 5; -2; 4; -1; …
д) -3; -1; 1; 3; 5; …
- дана арифметическая прогрессия (аn): 3; 7; 11; 15; 19; …
а) укажите ее первый член;
б) разность этой прогрессии;
в) седьмой член;
г) двадцать первый член;
д) сумму 5 первых членов;
Письменная дифференцированная работа
Цель: закрепить и проверить практическое применение арифметической прогрессии при решении примеров
Задания:
В арифметической прогрессии (an) а1=2; d=4 Найти a8
В арифметической прогрессии (xn) x1=12,x8=19 ; Найти d
В арифметической прогрессии : 9, 11, 13, … Является ли число 30 членом этой арифметической прогрессии?
Работа с учебником
№619
6. Физкультминутка.
Цель: восстановление работоспособности учащихся, воспитание правильного отношения к своему здоровью.
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец.
Зарядка окончена.
Ты – молодец!
7 Выполнение заданий из банка заданий ГИА
книга под редакцией А.Л.СЕМЕНОВА, И.В. ЯЩЕНКО
вариант№3 задание 6, вариант№7 задание 6, вариант№12 задание 6
8.Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированная).
Цель: закрепить и проверить практическое применение формул арифметической прогрессии при решении заданий и теста.
Задания 2 уровня
1. Найдите сумму первых 24 - х членов арифметической прогрессии, заданной формулой аn= 3n-2.
2. Из прогрессии 3; 6; 9; 12; …, найдите сумму первых 18-и членов.
Задания 1 уровня
1. Первый член арифметической прогрессии 2, разность 4. Укажите ее третий член.
А. 12
Б. 10
В. 8
Г. 14
2. Первый член арифметической прогрессии 5, второй 8. Укажите четвертый член.
А. 13
Б. 16
В. 14
Г. 11
3. Какое из чисел является членом арифметической прогрессии 2; 7; 12; :?
А. 21
Б. 22
В. 26
Г. 25
4. - 4; -1: - арифметическая прогрессия. Число 5 является членом данной арифметической прогрессии. Определите его номер.
А. 4
Б. 5
В. 3
Г. 6
5. Между числами 8 и 14 вставьте такое число, чтобы полученная последовательность чисел образовала арифметическую прогрессию.
А. 13
Б. 10
В. 12
Г. 11
6. Какая из следующих последовательностей может являться арифметической прогрессией?
А. 2; 4; 8; 16; :
Б. -5; 5; -5; 5; :
В. 2; 5; 8; 11; :
Г. 1; 4; 9; 16; :
Проверка, коррекция, анализ ошибок.
9 Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока, развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Тест.
Результатом своей личной работы считаю, что я…
А. Разобрался в теории
Б. Научился решать задачи
В. Повторил весь изученный материал
Чего вам не хватало на уроке при решении заданий:
А. Знаний
Б. Времени
В. Желания
Д. Решал нормально
Кто оказал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. Одноклассники
Б. Учитель
В. Учебник
Д. Никто
Выставьте себе баллы:
5 б. – все понял и могу объяснить другому;
4 б. – сам понял, но объяснить не берусь;
3 б. – для полного понимания надо повторить;
2 б. – я ничего не понял.
10 Задание на дом:
Цель: проверить усвоение изученного материала по теме урока.
а) составить кроссворд по теме « Последовательности. Арифметическая прогрессия ».
б) составить и решить тест по теме « Арифметическая прогрессия ».
в) из банка заданий ГИА найти и выполнить любые 3 задания.
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессия, вперед!»