Число: 10.03.2015г Преподаватель: Тасмагамбетова Г.Г
Класс: 5»б»
Цели:
1.Обобщить знания и умения по теме «Умножение десятичных дробей, деление десятичной дроби на натуральное число»;
2. Сформировать навыки выполнения действий с десятичными дробями ;
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Устный счет;
- Решение задач;
- Самостоятельная работа;
- Домашнее задание;
- Подведение итога урока.
Пояснительная записка: Нестандартный урок в форме сказки «По щучьему веленью». Урок сопровождается иллюстрациями из сказки, непосредственно связанными с заданиями. Т.к. это урок - обобщение изученного материала, используется фронтальный опрос, индивидуальная работа (во время самостоятельной работы).
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы.
У: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы побываем в сказочном мире. Поближе познакомимся с героем сказки «По щучьему виленью». Ребята, вы читали эту сказку?
Д:.Да.
У: А кто знает, как звали главного героя сказки?
Д:.Емеля.
У: Верно. Представьте, что все мы с вами попали в сказку. Главный герой этой сказки, Емеля, попадает в непростые ситуации, а нам нужно будет помочь ему разобраться со всеми трудностями.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили были старик со старухой и было у них 3 сына. Старшие - хозяйственные, сноровистые, только вот в учебе далеко не пошли. Младший же - Емелюшка - учился в далеком городе. С детства он полюбил решать задачи, да примеры. Решает он их день-деньской и даже поздней ноченькой. Приехал на каникулы Емелюшка домой, а дома - то все работают от зари до зари. Емеля же - на печи сидит, примеры решает. всю печь примерами исписал. А братья завидуют ему, что он ни чего не делает, да на зло ему в примерах ошибки делают! А Емелю это еще больше забавляет!.»
У: ребята, давайте посмотрим какие ошибки они допустили и поможем Емеле их исправить, а за одно и правила вспомним как умножать и делить десятичные дроби!
2.Актуализация опорных знаний (повторение правил)
На интерактивной доске изображена печь, на которой написаны примеры на вычисление, с допущенными за раннее ошибками. (Примеры написаны в столбик)
У: Давайте повторим правила на умножение и деление десятичных дробей(фронтальный опрос)
3. Устный счет
У: Ребята, а кто знает автора этой сказки?
Решив следующее задание вы это узнаете. (решаем устно)
0,25 *4=.+0,74=.-0,32=./0,71=.*3=. если >2,то.-0,23=.
<2,то.+0,23=.
Ответы: 1,9- народная сказка
2,3-А.С. Пушкин
1,3-Братья Грим
4. Решение задач
«Надоело Емеле сидеть на печи и отправился он на рыбалку. Взял у отца лодку и поплыл по реке.»
Задача: Плыл Емеля 1,4 часа против течения и 2,2 часа по течению. Скорость лодки 15 км/ч, а скорость течения 2 км/ч. Сколько километров проплыл Емеля на своей лодке за все это время?
(План решения обсуждается всем классом, один человек записывает решение на доске, остальные оформляют решение в тетради.)
Решение:
S-?
t движения по течению
t движения против течения
V лодки
V течения
?
2,2 ч
1,4 ч
15 км/ч
2 км/ч
- Как найти скорость, с которой Емеля плыл по течению?
- Как найти скорость движения против течения?
- Как найти расстояние, которое проплыл Емеля по течению? Какой формулой мы будем пользоваться?
- Как найти расстояние, которое проплыл Емеля по течению?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
1) (15+2)*2,2=37,4 (км) - Емеля проплыл по течению
2) (15-2)*1,4=18,2 (км) - Емеля проплыл против течения
3) 37,4+18,2=55,6 (км) - путь, который проплыл Емеля за время рыбалки.
«Не было клева у Емели, пока он на лодке плавал. Приплыл он к дому. А там отец его ждет по хозяйству помогать.
Пошел Емеля к реке за водой, стал набирать воду, да щуку поймал. Заговорила щука голосом человечьим: «Не губи меня, Емелюшка, отпусти назад в реку - мало нас щук сейчас в реке, а таких как я - математических, -одна. К тому же у меня есть детки малые. А за это я тебе подарю свои волшебные математические чешуйки.» Сжалился Емелюшка, и отпустил ее, а в замен получил задачки.»
У: Ребята, давайте поможем нашему герою их решить!
(На доске изображена щука с чешуйками, за которыми скрыты задания. Дети выходят по желанию к доске решать примеры,выбирают номер чешуйки, остальные работают в тетради)
Найдите значение выражения применив распределительный закон умножения:
1) 24*0,37+24*0,13=24(0,37+0,13)=24*0,5=12
2) 14,8*36+14,8*64=14,8(36+64)=14,8*100=1480
3) 5,98/23+3,22/23=(5,98+3,22)/23=9,2/23=0,4
Найти значение выражения:
4) 0,48у-0,29у+0,21у, если у=7
0,48*7-0,29*7+0,21*7=(0,48-0,29+0,21)*7=0,4*7=2,8
5) 24х+37х-21х, если х=14,8
(24+37-21)*14,8=40*14,8=592
Выполните действия:
6) 50,05-2,15*23=50,05-49,05=1
7) 120-(48*2,3+2,7)=120-(110,4+2,7)=120-113,1=6,9
Выполните деление в столбик:
8) 394,2/9=.
9) 82,44/12=.
10) 22,5/64
Решить уравнение:
11) (х+2,4)/8=2,3
Х+2,4=2,3*8
Х+2,4=18,4
Х=18,4-2,4
Х=16
12) 4у+7у+1,8=9,5
4у+7у=9,5-1,8
4у+7у=7,7
(4+7)у=7,7
11*у=7,7
у=7,7/11
у=0,7
Выполнить умножение:
13) 6,25*0,64=.
14) 0,58*0,12=.
15) 8,36*4,2=.
«Попросили братья Емелюшку съездить в лес за дровами. Прицепил Емеля сани к печи и поехал в лес.
Едет Емеля на своей печи по улице, а дорога была длинная. Решил Емеля скоротать время решая пример. »
(10518*42-27763*57+93*168+107*453)*0+2009=2009
(пример решается устно, на сообразительность)
«Не заметил Емеля как время пролетело, а он уже стоял перед лесом. А за лесом тем был царский дворец. Захотелось Емеле посмотреть на царевну несмеяну, которая там жила, а через лес дороги нет, деревья очень густые.
Зашумели деревья и говорят: «Коль решишь правильно задания, пропустим. »
5.Самостоятельная работа
У: ребята, давайте поможем Емеле встретиться с Царевной Несмеяной!
Открываем тетради и решаем самостоятельную работу.
1вариант (Уровень «3»)
- (2,8*52-9,3)/47
- 0,6*6,37
- 5,964/71
2вариант (Уровень «4»)
- 53*3,72-2,72/17
- 0,24*1,6
- 758,1/95
3вариант (Уровень «5»)
- 33,21*2,7+2,72/17
- 5,962/2,4
- х/11+0,6=0,9
(с обратной стороны доски написаны ответы, учащиеся сверяют результаты и выставляют себе оценки)
У:Помогли мы Емеле справиться с заданием. Кто решил все примеры правильно - поставьте себе «5»,2 -«4»,1 - «3».
«Нарубил Емеля дров. Дрова сами в сани сложились и веревкой перевязались. Подъехал Емеля ко дворцу, увидел свою ненаглядную. Несмеяна обрадовалась увидев его. Стали они жить поживать, да к свадьбе готовиться»
6. Домашнее задание
У: вот и сказки конец, да и наш урок подходит к завершению, а вы откройте дневники и запишите домашнее задание
п. 25 контрольные вопросы (Виленкин «математика 5 кл»)
7. Подведение итога
У: Ребята, какие мы сегодня с вами вспоминали правила?
- расскажите правило сложения(умножения, деления) десятичных дробей?