Актуализация. Для успешного усвоения новой темы урока необходимо прочное усвоение табличного умножения и деления, этому способствуют математические игры. Игра проводится в группах. Педагог выдает каждой группе конверт с заготовленными карточками, знакомит учеников с правилами игры «математическое лото». Обычно карточек больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них числовыми выражениями примеров табличного умножения и деления, сложения и вычитания. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Педагог, обходя группы, легко определяет результаты работы. Постановка цели (проблемная ситуация). – Сегодня мы выясним, какие затруднения есть у каждого из вас, исправим ошибки. Самостоятельная работа. Ученики выполняют задание №2 из учебника, вычисляют, записывая выражения столбиком. Ученики выполняют задание №3, ученики выполняют действия с величинами, используя правило вычисления значений выражений с именованными величинами. При умножении и делении именованной величины на однозначное число, действия выполняются так же, как и в случае с обычными числами, при записи ответа к числовому значению приписывается та же единица измерения. Коррекция затруднений Педагог проверяет правильность выполнения. – У кого возникли затруднения? – В каком месте вы допустили ошибку? – В чем причина допущенной ошибки? – Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей деятельности. (Выполнить дополнительные задания). – Какова дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить ошибки). – Используем алгоритм исправления ошибок. – Каждый проговаривает свою учебную задачу. Педагог предлагает задание в тетради с критериями оценивания. Я могу: объяснить алгоритм умножения и деления с одним переходом через разряд; применить алгоритм умножения и деления с одним переходом через разряд. Работа над ранее изученным. Педагог дает задания индивидуально, в зависимости от уровня продвижения ребенка. При выполнении задания №4 из учебника, ученики решают уравнения, в соответствии алгоритм решения усложненных уравнений: 1. Рассмотри уравнение. 2. Подумай, какую часть можно упростить. 3. Выполни возможные вычисления. 4. Запиши полученное простое уравнение. 5. Реши уравнение на основе правила нахождения неизвестного компонента действий. В задании №5 из учебника ученики вычисляют, записывая выражения столбиком. Задание №6 ученики выполняют в парах. В задании №6 а) из учебника необходимо составить задачу по схеме и решить ее. В задании №6 б) из учебника необходимо изменить данные, вопрос и составить новую задачу. Каждая пара сама выбирает вид парной работы. При использовании вида парной работы «деление элементов материала», первый ученик берет на себя всю работу, а второй ученик – контроль. При использовании вида парной работы «по операциям», первый ученик объясняет, второй записывает, первый соглашается или нет. Ученики выполняют задание №7 из учебника, заполняют пропуски, осуществляя перевод величин в предлагаемые единицы измерения на основе знания их соотношения. (1м=100см=10дм, 1см=10мм,1ч=60мин) Задание №9 носит исследовательский характер, необходимо расставить скобки так, чтобы получились верные равенства. Дети объединяются парами и предлагают разные варианты, сразу же проверяя их. Те, у кого первыми сошлись ответы, предлагают их на всеобщую проверку. а) 9 ∙ 8 + 12 : (4 + 2) = 74; б) (9 ∙ 8 + 12) : 4 + 2 = 23; в) 9 ∙ (8 + 12) : 4 + 2 = 47. В задании №8 из учебника ученики чертят отрезки, применив правило вычерчивания отрезков заданной длины. Используя правило сравнения, ученики определяют самый длинный и самый короткий отрезок, узнают, на сколько, применив удобный для них способ. |