Урок по комплексному применению знаний, умений и навыков по математике и информатике, 2класс
Тема. Алгоритмы. Использование алгоритмов при решении текстовых задач и при формировании вычислительных навыков.
Цели урока.
- Совершенствование вычислительных навыков и знакомство с различными способами задания алгоритма.
- Развитие логического мышления, речи, концентрации внимания на примере алгоритмических действий.
- Воспитание индивидуальной и коммуникативной деятельности, эмоциональной культуры учащихся.
Оборудование урока.
- Компьютер, проектор, презентация.
- Карточки «Этапы решения задачи»
- Раздаточный материал: карточки «И», «Л»; индивидуальные карточки,
конверты с записью этапов решения задачи; схемы краткой записи.
Ход урока
- Психологический настрой.
-Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь к ним и поприветствуйте.
- Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
А необычность урока в том, что мы будем его проводить вместе с Татьяной Евгеньевной. А как вы думаете, почему с Татьяной Евгеньевной? Попробуем доказать эту связь.
Посмотрите на доску и прочитайте глазками все слова. Прочитаем хором слова 1 столбика.
(На доске слова разным цветом).
истина разность
ложь выражение
алгоритм сумма
меньше больше равно множество
-На каком уроке мы встречаем слова из первого столбика? (на уроке информатики)
Прочитаем слова 2 столбика.
--На каком уроке мы встречаем слова из второго столбика? (на уроке математики)
Прочитаем слова, записанные ниже.
А почему слова, записанные ниже, не распределены по столбикам?
-Какой же мы можем сделать вывод? (информатика и матемематика тесно связаны между собой)
-И сегодня на уроке мы в этом убедимся.
II. Устный счёт. Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
-Для этого вам необходимо решить примеры и расставить ответы в порядке возрастания. Возьмите карточки, которые лежат у вас с краю парты и приступайте к выполнению задания.
2 х7= Г 4 х 3= Л
3 х 8= Р 9 х 9= М
5х 6= И 7 х8= Т
4 х 5= О 2 х 5= А
Проверим, как вы справились с заданием. (Проверка примеров, расстановка чисел). Какое слово у вас получилось? (алгоритм) Поднимите руки, у кого получилось это слово. Молодцы! Оцените себя.
-Так как же называется тема нашего урока? (алгоритм)
-А какую цель мы с вами поставим сегодня на уроке? (повторить, что такое алгоритм, вспомнить виды алгоритмов, выполнить вычисления с помощью алгоритма)
-Ребята, а что такое алгоритм? (это определённый порядок действий)
-В жизни, где встречается алгоритм?
-А какие виды алгоритма вы знаете?
Посмотрите на экран и скажите, почему этот алгоритм называется линейным? Циклическим? Разветвлённым?
- Линейный (Действия в программе выполняются друг за другом)
- Разветвленный (Алгоритм, в котором мы используем вопрос, на который можно ответить «да» или «нет).
- Циклический (Некоторые действия в алгоритме могут повторяться много раз).
III. Работа в парах.
–Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Но сначала мы должны вспомнить правила работы в паре. Какие правила работы в паре вы знаете?
*Говорить в полголоса.
*Не перебивать собеседника.
*Быть вежливым.
*Рассмотреть все точки зрения.
*Не отвлекаться.
-Возьмите карточку. Сразу договоритесь, кто из вас будет вписывать числа. Вы готовы? Приступаем к работе. (задания с использованием разных алгоритмов по рядам)
-Ну, что ж сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. (обращаемся к 1 ряду) Название какой сказки у вас получилось? А у вас? А у ребят из 3 ряда? Оцените свою работу.
-Что общего в ответах всех алгоритмов? (названия сказок)
-А какие это сказки? (Русские народные сказки.) А почему они называются народные?
IV. Физминутка.
-А сейчас я попрошу вас всех встать.
- Предлагаю к действию следующий алгоритм:
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки и согнули, кисти встряхнули, дети сбивают росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, руки согнули назад.
V. Применение алгоритмов на уроках математики.
-Ребята, а где ещё в математике можно применить алгоритм? (при решении уравнений, задач, выражений)
-Я предлагаю вам открыть учебник и решить задачу №5 на стр. 85
- Перед решением задачи попробуем восстановить алгоритм своих действий.
Это будет линейный алгоритм. У каждого в конверте карточки с этапами решения задачи. Разложите их у себя на столах в нужной последовательности. Один ученик работает у доски.
- Как озаглавите этот алгоритм?
(«Решение задачи»)
- Прочти задачу.
- Назови условие.
- Назови вопрос.
- Запиши кратко.
- Составь программу решения.
- Реши задачу.
- Назови ответ.
- Как можно дополнить алгоритм? ( п. 8. Выполни проверку).
- Воспользуемся составленным алгоритмом «Решение задачи».
- Прочитайте задачу.
- Назовите условие, вопрос.
- Назовите опорные слова.
Я вам предлагаю 3 вида схем. Посмотрите внимательно, какая схема подходит к нашей задаче. (1 ученик у доски составляет краткую запись)
- Можно ли сразу ответить на вопрос? Почему?
- Во сколько действий задача?
-Откройте тетрадь, запишите число и кл. работа.
Запишите решение задачи по действиям самостоятельно. (1 ученик у доски решает)
Проверим. Оцените свою работу.
VI. Закрепление пройденного.
-Ребята, у вас на партах лежат карточки: истинно, ложно.
Я предлагаю вам ответить на мои вопросы. Если вы согласны с моим утверждением, поднимаете карточку с буквой И, если не согласны, то с буквой Л. Будьте внимательны!
1.Для решения задач необходим алгоритм. (И)
2. Алгоритм – это программа действий. (И)
3. Алгоритм бывает только линейный. (Л)
4. При решении примеров алгоритм не применяется. (Л)
5. Вы сегодня на уроке хорошо работали. (И)
VІІ. Итог урока
-Ребята, какое слово часто звучало сегодня на уроке? (алгоритм)
-Что же такое алгоритм?
VІІІ. Рефлексия.
Посмотрите на доску и продолжите предложения.
-Сегодня на уроке я …
-Мне понравилось…
-Мне было трудно, когда я…
-Достигнута ли цель нашего урока?
Оценивание
Оценим свою работу. У кого за урок 3 восклицательных знака? Молодцы! А вообще, ребята, мне понравилось, как вы все сегодня работали на уроке.
Домашнее задание
Составить алгоритм решения уравнения.
С.78 №12 1ряд-1 уравнение
2ряд-2 уравнение
3 ряд-3 уравнение