Организационно-мотивационный | -Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. -Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их вместе. -Здравствуй, мир! Здравствуй, свет! Здравствуй, добрый человек! -Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям. Присаживайтесь, на свои места. Психологический настрой -У вас на партах лежат два солнышка – грустное и весёлое. Поднимите вверх то солнышко, которое выражает ваше настроение в начале урока. Давайте будем хорошо и активно работать на уроке, чтобы у нас у всех было радостное настроение. -Ребята, сегодня урок математики у нас необычный, потому что прямо сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по Солнечной стране. | Здороваются с гостями урока. Присаживаются на свои места. Поднимают вверх то солнышко, которое выражает настроение в начале урока. | Личностные: развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; развитие мотивов учебной деятельности. | Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание ситуации занимательности) Наглядный (иллюстрации солнышек) | 2 мин |
Актуализация знаний | -Ребята, посмотрите вот и наш капитан! Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучам пора вставать Нам на уроке помогать. На доске висит рисунок солнца. -Солнце радо встрече с вами и посылает на лучах математические приветы - примеры и задачи. Кто желает выйти к доске и снять с солнца первый луч? Прочитай, какое первое задание для нас приготовил капитан. Спасибо, присаживайся на своё место. (Учитель заранее вкладывает в несколько учебников детей картинки солнышек, вырезанные из бумаги.) -Ребята, наше солнышко потеряло своих друзей. Поможем ему найти их? Может быть, другие солнышки спрятались в ваших учебниках? Посмотрите внимательно. А кто найдёт, берите солнышко и выходите к доске. -Сколько всего солнышек мы нашли? -У каждого солнышка своё число. Прочитайте, пожалуйста, нам эти числа. -А теперь встаньте так, чтобы они расположились в порядке возрастания. А что это значит? (Дети становятся в порядке возрастания чисел) -Ребята проверьте, в верном ли порядке встали ваши одноклассники. Сколько в каждом из чисел десятков и сколько единиц? -Посмотрите внимательно, что происходит с каждым числом? -Какое число идет после 11, 12, 14, 15, 17, 18? -Откройте тетрадки, запишите сегодняшнюю дату 22 марта, начинайте писать с первой точки. Ниже начиная со 2 точки запишите «Классная работа». В следующей строчке отступите 1 клетку слева и восстановите целый ряд чисел от 11 до 20. Для этого вспомним правила при письме: Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь. -Поднимите руку, кто желает, прочитать числовой ряд от 11 до 20? Поднимите руку, у кого точно также? Молодцы! У кого по-другому исправьте. -С первым заданием нашего капитана вы справились отлично! Кто желает выйти к доске и снять с солнца второй луч? Прочитай, второе задание. -Ребята, медвежата отправились за малиной в лес, но несколько из них отстало. Посчитаем сколько мишек впереди? Послушайте внимательно задачку, которую оставил нам солнышко, и выберите нужную карточку, которая находится у вас на столах, с правильным ответом. (10, 9, 8, 11, 6) Шестнадцать весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но шесть из них устали, Потерялись и отстали. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? -Назовите решение, как вы узнали? -Правильно, всего впереди 10 мишек.
-Со вторым заданием нашего капитана вы справились отлично! Давайте узнаем следующее задание. Кто желает выйти к доске и снять с солнца третий луч? Прочитай, третье задание. -Ребята, солнце приглашает нас на цветочную поляну, посмотрите, цветы ещё не все расцвели, солнце просит помочь ему. Для этого надо снять «серединку», прочитать на ней запись и записать числовое выражение, затем поставить на место цветной стороной. -Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и записать первое числовое выражение? -Прочитай, что написано на «серединке» цветочка? Запиши это с помощью числового выражения. -Ребята, посмотрите на доску, верно ли ваш одноклассник справился с заданием? -Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и записать второе числовое выражение? Прочитай, что написано на «серединке» цветочка? Запиши это с помощью числового выражения. -Ребята, посмотрите на доску, верно ли ваш одноклассник справился с заданием? -Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и записать третье числовое выражение? Прочитай, что написано на «серединке» цветочка? Запиши это с помощью числового выражения. -Ребята, посмотрите на доску, верно ли ваш одноклассник справился с заданием? | Один ученик выходит к доске снимает с солнышка первый луч и читает, какое первое задание приготовил капитан. -Найдите пропавших друзей. Внимательно ищут солнышко в своих книжках. К доске выходят учащиеся, которые нашли в учебниках солнышки -4 солнышка. Одиннадцать, четырнадцать, семнадцать, двадцать. От меньшего к большему. 11-1 десяток и 1 единица, 14 – 1 десяток и 4 единицы, 17 – 1 десяток и 7 единиц, 20 – 2 десятка. -Оно увеличивается на 3. -После 11 идёт 12, после 12 – 13, после 14 – 15, после 15 – 16, после 17 – 18, после 18 – 19. В тетрадях самостоятельно восстанавливают ряд чисел от 11 до 20. -Один учащийся зачитывает, что он написал в тетради, другие проверяют свою работу. Один ученик выходит к доске снимает с солнышка второй луч и читает, какое второе задание приготовил капитан. -Посчитайте медвежат. -Да. Поднимают карточку с цифрой 10. -Всего за малиной в лес спешат 16 медвежат, но 6 из них отстали. Значит, нужно из 16 вычесть 6. 16 - это 1 десяток и 6 единиц. Из 1 десятка 6 единиц вычесть 6 единиц, получится 1десяток, или число 10. Один ученик выходит к доске снимает с солнышка второй луч и читает, какое третье задание приготовил капитан. -Докрасьте на поляне цветы. -Дети по одному подходят к доске, читают запись на цветке и записывают числовое выражение. 1. Первое слагаемое 10, второе 7. 10+7. Проверяют работу одноклассника 2. Уменьшаемое 17, вычитаемое 7. 17-7 3.Разность чисел 17 и 10. 17-10 | Предметные: закрепление знаний последовательности и записи чисел второго десятка; закрепление знаний состава числа 10, табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10. Познавательные: формирование умения следовать учебным действиям; формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения. Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: формирование умения применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий: «десяток», «единица», формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; | Словесный (закрепляющая беседа) Наглядный (иллюстрация солнца, друзей солнышек, цветочков, наблюдение за числовым рядом) Методы контроля в обучении (устный опрос, письменный) Частично-поисковый (эвристическая беседа) Практический (восстановление числового ряда, решение задачи, запись числовых выражений) Методы стимулирования долга и ответственности (поощрение Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание ситуации занимательности, создание проблемной ситуации) | 15 мин |
Закрепление с проговариванием во внешней речи | -Кто желает выйти к доске и найти значения выражений? -Объясни, как ты решил? Ребята, вы согласны с решением своего товарища, если да, то поднимите руку. -Спасибо большое, присаживайся на своё место.
-Ребята, перед тем, как мы отправимся в путешествие, солнышко предлагает нам набраться энергии и провести гимнастику для глаз. Глаза крепко закрываем. Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глаза вверх, глаза вниз, Поработай, не ленись -Молодцы! -Что случилось? Вот беда (солнышко закрывается). Кто-то солнышко украл! А чтобы узнать кто, послушайте внимательно стихотворение. В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там…. -Надо спасать солнце, а чтобы спасти его, нужно выполнить задание Бабушки Яги. -Откройте, пожалуйста, учебник на 53 с. и найдите задание на полях. Для того чтобы спасти солнышко нужно, чтобы избушка Бабушки Яги повернулась к нам передом, а к лесу задом, надо набрать число 10 разными способами. Число 10 можно набрать с помощью двух или трёх слагаемых. Например, сумма чисел 8 и 2 равна 10; к сумме чисел 5 и 2 прибавляем число 3, получается 10. Работаем в паре. Поднимите руку, кто желает ответить? (учитель спрашивает 2, 3 пары)
-Молодцы! Мы расшифровали, в каком домике живёт Баба-Яга. Оказывается, Бабушка-Яга не хотела красть наше солнце, а просто хотела путешествовать вместе с нами. Она извиняется и просит нас взять её с собой. Ну что возьмём с собой ещё одного путешественника? -Бабушка-Яга оказалась доброй, и пригласила нас к себе в гости. Откройте учебник на 53 с. Рассмотрите первый рисунок и запись под ним. Баба-Яга сушит грибы на верёвочке. Красные кружки - это поганки, а синие - мухоморы. Объясните, сколько всего прибавили грибов, сколько всего вычли. 1)7+3+5; 15-5-3 -Сколько было поганок на верхней верёвочке? -Сколько Баба-Яга прибавила мухоморов? -Сколько грибов стало на верхней верёвочке? -Сколько ещё осталось прибавить мухоморов? -Сколько всего грибов будет? Объясните, как вы узнали?
-Правильно. Сколько станет грибов, если убрать 5 мухоморов с нижней верёвочки? Объясните, как вы решили? -Сколько останется поганок, если убрать 3 мухомора с верхней верёвочки? Объясните, как вы узнали? -Молодцы, вы настоящие грибники! Теперь находите 1 задание на 53 с. Итак, ребята, устно по цепочке выполним этот номер с пояснением. Вам необходимо вычислить, каждый раз объясняя, сколько всего прибавили к числу или сколько всего вычли из него. 1. 8+2+1 2.6+4+3 3.18-8-1
| Первое слагаемое 10, второе 7 значение суммы равно 17. -10+7. 10 – это 1десяток. К 1 десятку надо прибавить 7 единиц, 1 десяток и 7 единиц – это число 17. Уменьшаемое 17, вычитаемое 7, значение разности равно 10. -17-7=10. 17 - это 1 десяток и 7единиц. Из 1 десятка 7 единиц вычесть 7 единицы, получится 1десяток, или число 10. Уменьшаемое 17, вычитаемое 10, значение разности равно 7. 17-10=7. 17 - это 1 десяток и 7единиц. Из 1 десятка 7 единиц вычесть 1 десяток, получится 7 единиц. Выполняют гимнастику для глаз. -Бабушка Яга. -Сумма чисел 7 и 3 равна 10; к сумме чисел 4 и 5 прибавляем число 1, получается 10; сумма чисел 6 и 4 равна 10 и т.д. -Да, возьмём. -7 поганок. -3 мухомора. -5 мухоморов. -15 грибов. К сумме чисел 7 и 3 прибавили число 5. Значение суммы 7 и 3 равно 10. 10 – это 1десяток. К 1 десятку надо прибавить 5 единиц, 1 десяток и 5 единицы – это число 15. -10. 15 - это 1 десяток и 5 единиц. Из 1 десятка 5 единиц вычесть 5 единицы, получится 1десяток, или число 10. -7 поганок. Из 10 вычесть 3, получаем 7. 1.К сумме чисел 8 и 2 прибавляем число 1. Значение суммы чисел 8 и 2 равно 10. 10 – это 1десяток. К 1 десятку надо прибавить 1 единицу, 1 десяток и 1 единица – это число 11. 10 и 1 – это 11. 2.К сумме чисел 6 и 4 прибавляем число 3. Значение суммы чисел 6 и 4 равно 10. 10 – это 1десяток. К 1 десятку надо прибавить 3 единицы, 1 десяток и 3 единицы – это число 13. 3.Из разности чисел 18 и 8 вычитаем 1. Из 1 десятка 8 единиц вычесть 8 единиц, получится 1десяток, или число 10. Из 10 вычитаем 1, получаем 9. | Предметные: закрепление знаний и умений объяснять, как образуются числа второго десятка, из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи, выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10, основываясь на знаниях по нумерации; закрепление знаний последовательности и записи чисел второго десятка; закрепление знаний состава числа 10, табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10. Познавательные: развитие умения ориентироваться в информации, представленной в учебнике. Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: формирование умения применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий: «десяток», «единица», «сумма чисел», «разность чисел»; формирование умения работать в паре, вести учебный диалог; формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие потребности сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий. | Наглядный (иллюстрация Бабушки-Яги) Частично-поисковый (эвристическая беседа) Практический (нахождение значений числовых выражений) Метод работы с учебником (выполнение упражнений: набор числа 10, работа с предметной моделью, прибавление к числу и вычитание) Моделирование Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание ситуации занимательности, создание проблемной ситуации) | 12 мин |
Включения изученного в систему знаний Решение задачи | -Кто желает выйти к доске и снять с солнца пятый луч? Прочитай, какое пятое задание для нас приготовил наш капитан. Спасибо, присаживайся на своё место. -Ребята, в Солнечном городе растёт много красивых цветов. Хотели бы вы их собрать и подарить кому-нибудь из близких? Для того, чтобы собрать букет мы должны решить задачу. Ознакомление с условием задачи -Обратите внимание на слайд и прочитайте задачу про себя. Кто прочитал задачу, поднимите руку. Анализ условий задачи -О чём говориться в задаче? -Что требуется узнать? -А какие ещё цветы присутствуют в букете? Знаем ли мы их количество? -А что нам уже известно в задаче о количестве ромашек в букете? -Верно. А как вы понимаете словосочетание «на 2 больше»? Поиск решения задачи. Решение задачи -Какой вопрос задачи? -Что мы знаем о количестве ромашек в букете? -А сколько васильков в букете? -Если мы знаем количество васильков в букете, а также нам известно, что ромашек на 2 больше, чем васильков, можем ли мы найти, сколько ромашек в букете? -Как мы найдём, сколько ромашек в букете? Каким действием? -Значит, сколько действий будет в решении задачи? -Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и записать решение задачи. Остальные ребята отступают 1 клетку вниз, на 2 точка и записывают решение задачи самостоятельно. -Проверьте своё решение задачи с решением на доске. У кого точно также как на доске поднимите руку? Молодцы, нарисуйте себе солнышко. Остальные ребята у кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте допущенные ошибки. Ответ на решение задачи -Теперь запишем ответ задачи. Для этого снова вернемся к вопросу нашей задачи. Кто желает прочитать его? -Как мы сформулируем ответ? -Правильно. Запишем ответ в тетрадь в следующей строчке (учитель записывает ответ задачи на доске). Резерв -Наше путешествие подходит к концу, и Бабушка-Яга решила поблагодарить нас и подарить нам сладкий подарок. В мою тарелку вмещается только 10 мандаринок. Сколько мандаринок можно доложить в каждую из этих тарелок. Мне нужно 2 помощника. Поднимите руку, кто желает выйти к доске и доложить мандаринки в тарелки? 1 ученик считает, сколько мандаринок уже у меня лежит в 1 тарелке? 2 ученик – сколько во 2. -Итак, сколько мандаринок в 1 тарелке? Мы знаем, что всего в тарелку входит 10 мандаринок. А в первой тарелке 5 мандаринок. Сколько в неё нужно добавить мандаринок, чтобы получилось 10? Как определим? -Сколько мандаринок во 2 тарелке? Мы знаем, что всего в тарелку входит 10 мандаринок. А во 2 тарелке 7 мандаринок. Сколько в неё нужно добавить мандаринок, чтобы получилось 10? Как определим? -Спасибо большое, вы мне очень помогли. Присаживайтесь на свои места. -Ребята, на последнем лучике написано «Решите примеры». Я предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках. 1 карточка солнышка, поэтому она самая трудная. Вторая карточка Бабушки-Яги она легче. Выберите подходящую для вас карточку и выполните задание. Вам необходимо решить примеры и найти значения выражений. Не забудьте на карточке написать вашу фамилию. Время на работу 3 минуты. 1 карточка 6+4=; 7+10=; 16-6=; 10-6. 2 карточка 17-7-2=; 7+3+4=;13-3-1=; 8+2+3. Ребята, время вышло. Отложите карточки на край стола, в конце урока сдайте их мне. | Один ученик выходит к доске снимает с солнышка второй луч и читает, какое третье задание приготовил капитан. -Подарите цветы. -Да. Читают задачу самостоятельно про себя В букете 8 васильков, а ромашек на 2 больше. Сколько ромашек в букете? – Что в букете 8 васильков, а ромашек на 2 больше. –Сколько ромашек в букете? –Васильки. Да, в букете 8 васильков. –Что их на 2 больше, чем васильков. –В букете количество ромашек на 2 больше, чем количество васильков. -Сколько ромашек в букете. -Их на 2 больше, чем васильков. -В букете 8 васильков. -Да. -К василькам прибавим 2. Сложением. -Одно действие. Один учащийся выходит к доске и записывает решение задачи, остальные записывают в тетради. 8+2=10 (р.) Проверяют работу в тетради -Сколько ромашек в букете? -10 ромашек. Ответ: 10 ромашек. - В 1 тарелке – 5 мандаринок. Так как в тарелке уже 5 мандаринок, то из 10 вычтем 5, получим 5. Значит в 1 тарелку нужно добавить 5 мандаринок. -Во 2 тарелке – 7 мандаринок. Так как в тарелке уже 7 мандаринок, то из 10 вычтем 7, получим 3. Значит во 2 тарелку нужно добавить 3 мандаринки Выполняют самостоятельно задания на карточке 1 карточка 6+4=; 7+10=; 16-6=; 10-6. 2 карточка 17-7-2=; 7+3+4=;13-3-1=; 8+2+3. | Предметные: отработка умений решать задачи в одно действие на увеличение числа на несколько единиц. Личностные: развитие начальных (элементарных) представлений о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике. Познавательные: формирование умения следовать учебным действиям; формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения. Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: формирование умения применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий: «десяток», «единица», «сумма чисел», «разность чисел». | Наглядный (демонстрация презентации) Частично-поисковый (эвристическая беседа) Практический (решение задачи) Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание ситуации) Методы контроля в обучении (методы письменного контроля) | |