kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Учитель: Ержанина Наталья Владиславовна.

Цели урока:

  • Систематизация знаний по указанной теме;
  • Подготовка к контрольной работе;
  • Совершенствование вычислительных навыков;
  • Развитие логического мышления;
  • Формирование коммуникативной компетенции.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая.

Методы:

Частично-поисковый, организация взаимодействия учащихся, тренировочное закрепление материала.

Материалы и оборудование:

Презентация к уроку, экран, компьютер для учителя; раздаточный материал.

План  урока

Этапы урока Время, мин

Организационный этап. 2 мин

Этап проверки готовности включения в урок. 4 мин

Этап проверки знаний.15 мин

Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 16 мин

Этап предъявления домашнего задания. 3 мин

Этап подведения итогов урока. 5 мин

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

Приветствует учащихся.  Предлагает ученикам познакомиться с этапами урока (указаны в оценочных листах). Предлагает  ребятам отметить свое настроение перед началом урока в «Оценочных листах». (Приложение 1)

Приветствуют учителя. Записывают дату в тетрадях. Отмечают свое настроение.

Этап проверки готовности к включению  в урок.

  • Фронтальный опрос.

Диалог с учащимися в результате, которого формулируется тема урока, и ставятся цели.

- Ребята предлагаю вам ответить на вопрос, что общего между картинками и математикой (слайд 2).

- Подсказка: бывает барабанная, бывает охотничья, бывает математическая…

- Какие виды дробей вы знаете?

-А какую дробь мы с вами изучаем?

Предлагаю следующий вопрос (слайд3): - Что перед вами?

- Можете дать характеристику этому числу?

- Как натуральное число может быть связано с дробью?

- Тогда вместе натуральное число и обыкновенная дробь могут быть…

Напомните мне тему, которую мы рассматривали на последних уроках.

- Какие действия со смешанными числами вы умеете выполнять?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Ребята сегодня  у нас завершающий урок по данной теме. Что обычно бывает после такого урока.

- Попробуйте сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Стратегия критического мышления «Светофор».

Зелёный – я готов  контрольной работе;

Жёлтый – у меня есть вопросы;

Красный – я не уверен в своих силах.

Учащимся предлагается оценить свою подготовку к контрольной работе.

Ученики отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

Дробь.

Обыкновенная, десятичная.

Обыкновенные дроби  с разными знаменателями.

Число.

Четное, двузначное, натуральное и т.п.

Может быть числителем дроби; может быть знаменателем дроби; может быть целой частью.

…смешанным числом.

Действия со смешанными числами.

Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями (слайд 4).

Контрольная работа.

Учащиеся формулируют цели урока:

  • Подготовиться к контрольной работе;
  • Повторить правила;
  • Повторить решение примеров.

Поднимают квадрат выбранного цвета.

Этап проверки  знаний:

«Разминка» (математический диктант)

«Алгоритмы» (проверка теоретического материала)

Индивидуальная работа.

Каждый ученик  получает карточку, которая содержит 5 заданий (слайд 5, приложение 2).

Взаимопроверка.

Учащимся предлагается обменяться карточками и выполнить проверку работы (слайд 6).

Объясняет критерии выставления оценки: 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3» и т.д.

Работа в группе.

Каждая группа получает свое задание:

Группа 1(слайд 7).

Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (из предложенных шагов  необходимо составить верный алгоритм, расставляя порядок выполнения действия и вычеркивая лишние действия, приложение 3).

Группа 2 (слайд 8).

Вставьте пропущенные слова так, чтобы правило вычитания смешанных чисел стало верным (приложение 3).

Группа 3.

Вспомнить и записать правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Обсуждение.

Выслушиваются ответы, формулируются правила (слайд 9, 10).

Ученикам предлагается оценить свою работу:

+ верно составлен алгоритм;

± были допущены ошибки;

-  не составили алгоритм.

Ученики выполняют задания на специальных листах.

Проверяют работы. Выставляют оценки.

Обмениваются карточками, выставляют свои оценки в «Оценочный лист».

Обсуждают, заполняют специальные листы, выступают, защищают свои ответы.

Обсуждают, дополняют ответы.

Выполняют оценку своей работы.

Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

"Дешифровщик» (решение примеров)

  «Альпинисты» (решение уравнений)

Индивидуальная и групповая работа.

Каждая группа получает задание: Выполните действия наиболее простым способом. Выберите букву соответствующую вашему ответу. Из полученных букв составьте слово. (Приложение 4)

Инструктаж учителя:

В каждой карточке предложено 5 примеров. Командирам групп необходимо распределить примеры между ребятами. Запись решения выполнять в тетради. Работаем под девизом: «Реши, проверь, помоги товарищу».

Проверка.  (Слайд 11,12,13,14)

На всех карточках одинаковые примеры, но правильные ответы соответствуют различным буквам.

Получившиеся слова: конус, минус, число.

- Оцените свою работу на данном этапе.

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку-задание: Найди корень уравнения. Подставь  полученное значение  в следующее уравнение  и реши его. (Приложение 5)

Инструктаж учителя:

- Предлагаю вам отправиться в горы. Как называют людей, которые отправляются в горы.

- Альпинисты поднимаются в горы в связке. Так и ваши уравнения связаны друг с другом: корень первого уравнения является  слагаемым второго уравнения и т.д. Решения записывайте в тетради.

- За выполнение этого задания каждый из вас получит оценку:1 верно решенное уравнение – «3», 2 уравнения – «4», 3 уравнения – «5».

Проверка. (Слайд 15)

Проверьте свои ответы. Поставьте себе оценку. Попробуйте ответить, почему у вас не получилось дойти до вершины.

Командиры групп распределяют задания. Учащиеся индивидуально решают примеры, делая записи в тетрадях. Обсуждают ответы, составляют слово.

Читают получившиеся слова. Проверяют ответы на примеры.

Оценивают свою работу.

Альпинисты.

Выполняют задание, записывая решения в тетради.

Выполняют проверку, ставят оценки. Делают выводы.

Этап информации о  домашнем задании.

Учитель поясняет домашнее задание (слайд 16,17):

1.На следующий урок: № 755, № 758,

 № 767 (4).

2. Составить задачу (творческое задание)

«Изобретатели». Составьте задачу в два действия (сложение и вычитание) используя предложенные смешанные числа 11 7/10, 15 4/25, 8 1/5. Задачу оформить на лист А4, задание принести через урок.

Ученики записывают домашнее задание

Этап подведения итогов урока

- Мы достигли вершины знаний. Напомните, какие цели мы ставили в начале урока. Как вы думаете, достигли мы их.

-Вернёмся к «Светофору». Покажите мне вашу готовность к контрольной работе.

Учитель отмечает активность учащихся, благодарит за работу, напоминает о предстоящей контрольной работе.

Выступают, делают выводы.

Поднимают квадрат выбранного цвета.

Ученики оценивают свою работу на уроке (настроение в оценочном листе).

Список литературы  используемой при подготовке и проведении урока:

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов. – Издание второе, переработанное.– Алматы «Атам?ра»  2005.

Математика. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательной школы  / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"»

Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Учитель: Ержанина Наталья Владиславовна.

Цели урока:

  • Систематизация знаний по указанной теме;

  • Подготовка к контрольной работе;

  • Совершенствование вычислительных навыков;

  • Развитие логического мышления;

  • Формирование коммуникативной компетенции.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая.

Методы:

Частично-поисковый, организация взаимодействия учащихся, тренировочное закрепление материала.

Материалы и оборудование:

Презентация к уроку, экран, компьютер для учителя; раздаточный материал.


План урока


Этапы урока

Время, мин

Организационный этап.

2 мин

Этап проверки готовности включения в урок.

4 мин

Этап проверки знаний.

15 мин

Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

16 мин

Этап предъявления домашнего задания.

3 мин

Этап подведения итогов урока.

5 мин


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

Приветствует учащихся. Предлагает ученикам познакомиться с этапами урока (указаны в оценочных листах). Предлагает ребятам отметить свое настроение перед началом урока в «Оценочных листах». (Приложение 1)

Приветствуют учителя. Записывают дату в тетрадях. Отмечают свое настроение.

Этап проверки готовности к включению в урок.

  • Фронтальный опрос.

Диалог с учащимися в результате, которого формулируется тема урока, и ставятся цели.

- Ребята предлагаю вам ответить на вопрос, что общего между картинками и математикой (слайд 2).

- Подсказка: бывает барабанная, бывает охотничья, бывает математическая…

- Какие виды дробей вы знаете?

-А какую дробь мы с вами изучаем?


Предлагаю следующий вопрос (слайд3): - Что перед вами?

- Можете дать характеристику этому числу?

- Как натуральное число может быть связано с дробью?



- Тогда вместе натуральное число и обыкновенная дробь могут быть…

Напомните мне тему, которую мы рассматривали на последних уроках.

- Какие действия со смешанными числами вы умеете выполнять?

- Сформулируйте тему нашего урока.




- Ребята сегодня у нас завершающий урок по данной теме. Что обычно бывает после такого урока.

- Попробуйте сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.







Стратегия критического мышления «Светофор».

Зелёный – я готов контрольной работе;

Жёлтый – у меня есть вопросы;

Красный – я не уверен в своих силах.

Учащимся предлагается оценить свою подготовку к контрольной работе.

Ученики отвечают на вопросы.





Предполагаемые ответы:

Дробь.


Обыкновенная, десятичная.

Обыкновенные дроби с разными знаменателями.


Число.

Четное, двузначное, натуральное и т.п.

Может быть числителем дроби; может быть знаменателем дроби; может быть целой частью.

…смешанным числом.


Действия со смешанными числами.

Сложение и вычитание.


Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями (слайд 4).

Контрольная работа.



Учащиеся формулируют цели урока:

  • Подготовиться к контрольной работе;

  • Повторить правила;

  • Повторить решение примеров.






Поднимают квадрат выбранного цвета.

Этап проверки знаний:

«Разминка» (математический диктант)







«Алгоритмы» (проверка теоретического материала)

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку, которая содержит 5 заданий (слайд 5, приложение 2).

Взаимопроверка.

Учащимся предлагается обменяться карточками и выполнить проверку работы (слайд 6).

Объясняет критерии выставления оценки: 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3» и т.д.

Работа в группе.

Каждая группа получает свое задание:

Группа 1(слайд 7).

Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (из предложенных шагов необходимо составить верный алгоритм, расставляя порядок выполнения действия и вычеркивая лишние действия, приложение 3).

Группа 2 (слайд 8).

Вставьте пропущенные слова так, чтобы правило вычитания смешанных чисел стало верным (приложение 3).

Группа 3.

Вспомнить и записать правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Обсуждение.

Выслушиваются ответы, формулируются правила (слайд 9, 10).

Ученикам предлагается оценить свою работу:

+ верно составлен алгоритм;

± были допущены ошибки;

- не составили алгоритм.


Ученики выполняют задания на специальных листах.


Проверяют работы. Выставляют оценки.

Обмениваются карточками, выставляют свои оценки в «Оценочный лист».



Обсуждают, заполняют специальные листы, выступают, защищают свои ответы.













Обсуждают, дополняют ответы.




Выполняют оценку своей работы.



Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.


«Дешифровщик» (решение примеров)











«Альпинисты» (решение уравнений)

Индивидуальная и групповая работа.

Каждая группа получает задание: Выполните действия наиболее простым способом. Выберите букву соответствующую вашему ответу. Из полученных букв составьте слово. (Приложение 4)

Инструктаж учителя:

В каждой карточке предложено 5 примеров. Командирам групп необходимо распределить примеры между ребятами. Запись решения выполнять в тетради. Работаем под девизом: «Реши, проверь, помоги товарищу».

Проверка. (Слайд 11,12,13,14)

На всех карточках одинаковые примеры, но правильные ответы соответствуют различным буквам.

Получившиеся слова: конус, минус, число.

- Оцените свою работу на данном этапе.

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку-задание: Найди корень уравнения. Подставь полученное значение в следующее уравнение и реши его. (Приложение 5)

Инструктаж учителя:

- Предлагаю вам отправиться в горы. Как называют людей, которые отправляются в горы.

- Альпинисты поднимаются в горы в связке. Так и ваши уравнения связаны друг с другом: корень первого уравнения является слагаемым второго уравнения и т.д.. Решения записывайте в тетради.

- За выполнение этого задания каждый из вас получит оценку:1 верно решенное уравнение – «3», 2 уравнения – «4», 3 уравнения – «5».

Проверка. (Слайд 15)

Проверьте свои ответы. Поставьте себе оценку. Попробуйте ответить, почему у вас не получилось дойти до вершины.



Командиры групп распределяют задания. Учащиеся индивидуально решают примеры, делая записи в тетрадях. Обсуждают ответы, составляют слово.








Читают получившиеся слова. Проверяют ответы на примеры.



Оценивают свою работу.









Альпинисты.


Выполняют задание, записывая решения в тетради.







Выполняют проверку, ставят оценки. Делают выводы.

Этап информации о домашнем задании.


Учитель поясняет домашнее задание (слайд 16,17):

1.На следующий урок: № 755, № 758,

№ 767 (4).

2. Составить задачу (творческое задание)

«Изобретатели». Составьте задачу в два действия (сложение и вычитание) используя предложенные смешанные числа 11 7/10, 15 4/25, 8 1/5. Задачу оформить на лист А4, задание принести через урок.

Ученики записывают домашнее задание

Этап подведения итогов урока


- Мы достигли вершины знаний. Напомните, какие цели мы ставили в начале урока. Как вы думаете, достигли мы их.

-Вернёмся к «Светофору». Покажите мне вашу готовность к контрольной работе.


Учитель отмечает активность учащихся, благодарит за работу, напоминает о предстоящей контрольной работе.


Выступают, делают выводы.



Поднимают квадрат выбранного цвета.



Ученики оценивают свою работу на уроке (настроение в оценочном листе).


Список литературы используемой при подготовке и проведении урока:

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов. – Издание второе, переработанное.– Алматы «Атамұра» 2005.

Математика. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательной школы / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010.


Приложение 1. «Оценочный лист»


Этапы урока


Настроение

  

«Разминка»(математический диктант)

5 4 3 2

Алгоритмы (Теоретический материал)

+ ± -

«Дешифровщик» (решение примеров)

+ ± -

«Альпинисты» (решение уравнений)

5 4 3

Настроение

  


Приложение 2. «Разминка»


МД ______(Ф.И.)____________

  1. Представьте число в виде неправильной дроби

  2. Выдели целую часть из неправильной дроби

  3. Сравни дроби .

  4. Выполни вычитание =

  5. Приведи дроби к общему знаменателю .

Приложение 3. «Алгоритмы»


  1. Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (укажите порядок выполнения шагов алгоритма, исключите лишние шаги)


Выполнить перекрестное умножение


Выполнить отдельно сложение целых частей и дробных частей


При необходимости сократить дробную часть


Привести дробные части к наименьшему знаменателю


Превратить смешанные числа в неправильные дроби


Занять единицу из целой части первого слагаемого


Если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, то выделить из неё целую часть и прибавить к целой части суммы


Сравнить числители слагаемых


  1. Вставьте пропущенные слова

Чтобы вычесть смешанные числа с разными знаменателями, можно:

  1. Привести дробные части к ___________________________ знаменателю;

  2. Если дробная часть уменьшаемого ____________ дробной части вычитаемого, занять _______________ из целой части;

  3. ______________ вычесть целые и дробные части;

  4. При необходимости _______________ дробную часть разности.

Приложение 4. «Дешифровщик»

2 группа.

Выполните действия наиболее простым способом.Выберите букву соответствующую вашему ответу.

Из полученных букв составьте слово.






н

е

с

р






о

д

я

в






а

б

и

г






н

л

е

р






и

ч

ж

а


1 группа.

Выполните действия наиболее простым способом.Выберите букву соответствующую вашему ответу.

Из полученных букв составьте слово.






а

е

м

к






с

у

я

в






а

б

н

и






н

и

л

р






п

у

ш

а


3 группа.

Выполните действия наиболее простым способом.Выберите букву соответствующую вашему ответу.

Из полученных букв составьте слово.






н

е

у

р






о

д

я

в






а

б

с

и






г

н

л

р






и

к

ж

а


Приложение 5.

Найди корень уравнения. Подставь полученное значение в следующее уравнение и реши его.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Автор: Ержанина Наталья Владиславовна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 320049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики "Вычитание смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-vychitaniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "188216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426624780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему " Сложение и вычитение смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitieniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "151472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420711656"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "114275"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411401501"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ "СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-smieshannyie-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "233115"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443008158"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Сложение и вычитание смешанных чисел» конспект  урока по математике 4 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel-konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459872640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства