kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

IОрганизационный момент. Рассаживаются по местам.

Психологическая минутка.Притча.

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: « Все в твоих руках…»

Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Все в твоих руках…»

* Учить умению получать, осмысливать и использовать информацию, настроить эмоционально и психологически на урок.Формирование информационной компетентности, компетентностное отношение к собственному здоровью.

III Повторение.

   1591-ый год. Франция. На французском троне король Генрих IV. Идет война с Испанией. Мы в доме французского математика, адвоката по профессии Франсуа Виета (1540 – 1603). Чем же занят хозяин? Он что-то пишет. Заглянем в его записи. На протяжении всего урока мы будем наблюдать за его работой. Слайд № 1.

  1. х2 – 15х + 14 = 0;
  2. 9 – 2х2 – 3х = 0;
  3. х2 + 8х + 7 = 0;
  4. 3х2 – 2х = 4;
  5. 6х2 – 2 = 6х;
  6. х2 = - 9х – 20. Что здесь записано? Назовите общий вид квадратного уравнения.

         А давайте-ка, ребята, разделите уравнения  на две группы, признак деления определите сами. Подсказка (стандартный вид квадратного уравнения:

                            ax2 + bx + c = 0)    Подсказка (обратить внимание: а ≠ 1 (общ. вид), а = 1 (приведенное     кв.ур.)) (спросить, что получилось)

В виде одного из примеров деления продемонстрировать слайд №2.

Исследовательская лаборатория 

Учебная самостоятельная работа

Учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний, закрепить знания о квадратных уравнениях.

Формирование познавательной, самообразовательной социальной компетентностей

IV Новый материал.

Тем временем, у месье Виета появились новые записи:

                      Слайд № 3. На сегодняшнем уроке будем заниматься только приведенными квадратными уравнениями.  Какие квадратные уравнения называются приведенными? 

Слайд № 4. Решите уравнения, результаты занесите в таблицу.

Заполнили таблицу. Для проверки слайды № 5, 6, 7

Посмотрите внимательно, не видите ли вы какой-либо связи между столбцами таблицы?

Какова связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами?

                (записать на доске) Контрпримеры

Слайд № 8. (выделено цветом)

Сформулируйте это утверждение в общем виде, чтобы могли применять его для любых приведенных квадратных уравнений. А теперь сравним ваши выводы с записями Франсуа Виета.

Слайд № 9. Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

 х2 + px + qx = 0, то

x1 + x2 = - p,

 x1 ? x2 = q. 

Вот видите, ребята, мудрец был прав, действительно оказалось все в ваших руках. Вы сегодня сделали такое же открытие, что и великий французский математик Франсуа Виет 417 лет назад. А как же мы назовем это утверждение? А можно ли так назвать наш сегодняшний урок?

Записываю тему урока на доске. А можно ли применять теорему Виета для любых квадратных уравнений? Как от общего вида квадратного уравнения перейти к приведенному?

Добавить в теорему:  Доказательство теоремы и еще несколько важных  свойств будет рассматриваться на следующем уроке.

Если кому- то трудно выучить теорему в том виде, в котором вы его вывели, то, может быть, вам помогут следующие стихи:        (ориентируемся на запись на доске x2 + b/аx + c/а = 0)

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни и дробь уж готова?

В числителе c, в знаменателе a.

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь, что за беда

В числителе b в знаменателе a.

 Физминутка

Исследование с использованием приобретенной учениками информации

Приведенные  квадратные  уравнения.

 x2 – 15x + 14 = 0                                                     

 x2 + 8x + 7 = 0

 x2 = - 9x - 20      

отвечают (первый коэффициент равен 1)      x2 + px + q = 0

Каждый ряд решает по одному уравнению. У доски три человека решают уравнения.

(работа в парах)

Есть связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами 

Сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение – свободному члену.

Парная экспериментальная работа Работа в парах.

 Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

 x2 + px + q = 0, то х1 + х2 = - p,                                 x1 ? x2 = q.

Записывают на доске.Теорема Виета.

Ответ (да или нет) разделить обе части уравнения на а.

ax2 + bx  + c = 0

x2 + b/ax  + c/a = 0

x2 + px  + q = 0 

Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

 x2 + px + q = 0, то  х1 + х2 = - p= -b/a  x1 ? x2 = q = c/a.

* Развивать личную позицию учащихся, опираясь на их знания, учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний.Отрабатывать умение делать выводы и обобщения, учить рациональной записи вывести теорему.Обучать работе с информацией, закрепить понимание темы, умение слушать, думать.Формирование самообразовательной, интеллектуальной компетентности.Развитие информационной компетентности, компетентности, содействующей саморазвитиюРазвитие коммуникативной и познавательной компетентностей, развитие индивидуальных способностей

V Закрепление. Учебник: № 573 стр. 124.

Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения

Образец записи: х1 + х2 =

                             х1 ? х2 =

Сконструировать уравнение по его корням: 2 и -5; -3 и 7; -12 и 3;  45 и -1;  -8 и -16;

Решить у доски три уравнения (D>0,D=0,D<0)

а) х2 + 5х – 6 = 0;

б) y2 – 10y + 25 = 0;

в) х2 + 9х + 22 = 0. 

Когда можно применять теорему?

Зачем она нужна?

Сцена «Признание Виета»

Заключение: скажем большое спасибо Франсуа Виету за его замечательное открытие и из 1591 года вернемся в наше время, потому что урок наш заканчивается.Два человека у доски. Каждое уравнение решают два человека двумя способами (по формуле и по теореме Виета) D≥0 

Упрощает решение квадратных уравнений. Инсценирование сцены из жизни Ф.Виета

Закрепить теорему Виета, формировать умения применять, развивать личную позицию учащихся.

*Формирование познавательной  и личностной компетентностей учащихся Развитие интереса к предмету

VI Рефлексия.

  1. теорема Виета;
  2. когда можно применять?
  3. Зачем нужна?

Самооценка.

Формулируют D≥0 Упрощает решение квадратных уравнений

*Учить оценивать, проводить рефлексию, активизировать умственную деятельность учащихся, развивать критическое мышление

Формирование познавательных и личностных компетенций

VII Домашнее задание.

Слайд № 10. Учебник: п. 33, № 577;

  1. Сконструировать квадратное уравнение, зная его корни

а) 2 и -3;

б) 1 и 5;

в) -6 и -4;

г) -2 и 3.

3) Какой вклад внес Ф. Виет в развитие математики и в  противостояние против Испании  .

*Проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры.

Развитие саморазвивающих  компетенций

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" »

Урок алгебры в 8-м классе по теме: "Теорема Виета"

Тема раздела: Квадратные уравнения

На изучение раздела отводится 21 час.

Учащиеся после изучения раздела умеют решать квадратные уравнения, находить подбором корни квадратного уравнения, используя теорему Виета, умеют исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам.


Цели урока: Теорема Виета.


обучающая: раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами (теорема Виета). Формирование способа конструирования квадратных уравнений по заданным корням;

развивающая: способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; развивать исследовательские навыки и самостоятельность путем составления ими уравнений;

воспитывающая: научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле; формировать навыки сотрудничества.


Оборудование:

  • медиапроектор;

  • настенный экран;

  • презентация, составленная из слайдов к уроку;

  • карточки с таблицей и домашним заданием.


Тип урока: урок усвоения новых знаний путем формирования ууд.


Форма урока: работа в группах и в парах









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

УУД

I

Организационный момент.

Рассаживаются по местам.



II

Психологическая минутка.

Притча.

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: « Все в твоих руках…»

Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Все в твоих руках…»

Слушают учителя.















Учить умению получать, осмысливать и использовать информацию, настроить эмоционально и психологически на урок

Формулирование познавательной цели.

Извлечение необходимой информации

III

Повторение.

1591-ый год. Франция. На французском троне король Генрих IV. Идет война с Испанией. Мы в доме французского математика, адвоката по профессии Франсуа Виета (1540 – 1603). Чем же занят хозяин? Он что-то пишет. Заглянем в его записи. На протяжении всего урока мы будем наблюдать за его работой.

Слайд № 1.

  1. х2 – 15х + 14 = 0;

  2. 9 – 2х2 – 3х = 0;

  3. х2 + 8х + 7 = 0;

  4. 2 – 2х = 4;

  5. 2 – 2 = 6х;

  6. х2 = - 9х – 20.

Что здесь записано?

Назовите общий вид квадратного уравнения.


А давайте-ка, ребята, разделите уравнения на две группы, признак деления определите сами.


Подсказка (стандартный вид квадратного уравнения:

ax2 + bx + c = 0)


Подсказка (обратить внимание: а ≠ 1 (общ. вид), а = 1 (приведенное кв.ур.))

(спросить, что получилось)

В виде одного из примеров деления продемонстрировать слайд №2.

Исследовательская лаборатория














Учебная самостоятельная работа

Учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний, закрепить знания о квадратных уравнениях.

Формирование познавательных ууд, выбор наиболее эффективных способов решения уравнения

Анализ,


Синтез

Умение слушать

Умение выражать свои мысли








Знаково-символические действия

IV

Новый материал.

Тем временем, у месье Виета появились новые записи:


Слайд № 3.


На сегодняшнем уроке будем заниматься только приведенными квадратными уравнениями.





Какие квадратные уравнения называются приведенными?


Слайд № 4.

Решите уравнения, результаты занесите в таблицу.


Заполнили таблицу. Для проверки слайды № 5, 6, 7




Посмотрите внимательно, не видите ли вы какой-либо связи между столбцами таблицы?

Какова связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами?

(записать на доске)


Контрпримеры

Слайд № 8. (выделено цветом)

Сформулируйте это утверждение в общем виде, чтобы могли применять его для любых приведенных квадратных уравнений.




А теперь сравним ваши выводы с записями Франсуа Виета.


Слайд № 9.

Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

х2 + px + qx = 0, то

x1 + x2 = - p,

x1x2 = q.


Вот видите, ребята, мудрец был прав, действительно оказалось все в ваших руках. Вы сегодня сделали такое же открытие, что и великий французский математик Франсуа Виет 417 лет назад.






А как же мы назовем это утверждение?

А можно ли так назвать наш сегодняшний урок?

Записываю тему урока на доске.

А можно ли применять теорему Виета для любых квадратных уравнений?

Как от общего вида квадратного уравнения перейти к приведенному?

Добавить в теорему:








Доказательство теоремы и еще несколько важных свойств будет рассматриваться на следующем уроке.

Если кому- то трудно выучить теорему в том виде, в котором вы его вывели, то, может быть, вам помогут следующие стихи:

(ориентируемся на запись на доске x2 + b/аx + c/а = 0)

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни и дробь уж готова?

В числителе c, в знаменателе a.

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь, что за беда

В числителе b в знаменателе a.

Физминутка

Исследование с использованием приобретенной учениками информации

Приведенные квадратные уравнения.

x2 – 15x + 14 = 0

x2 + 8x + 7 = 0

x2 = - 9x - 20

отвечают (первый коэффициент равен 1) x2 + px + q = 0

Каждый ряд решает по одному уравнению. У доски три человека решают уравнения.

(работа в парах)

Есть связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами



Сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение – свободному члену.

Парная экспериментальная работа


Работа в парах.

Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

x2 + px + q = 0, то х1 + х2 = - p, x1x2 = q.

Записывают на доске.

Теорема Виета.

Да можно.


Ответ (да или нет)


разделить обе части уравнения на а.


ax2 + bx + c = 0

x2 + b/ax + c/a = 0

x2 + px + q = 0


Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения

x2 + px + q = 0, то

х1 + х2 = - p= -b/a,

x1x2 = q = c/a.

Развивать личную позицию учащихся, опираясь на их знания, учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний.



Отрабатывать умение делать выводы и обобщения, учить рациональной записи вывести теорему.






















Обучать работе с информацией, закрепить понимание темы, умение слушать, думать.

Поиск и выделение необходимой информации

Умение строить речевые высказывания в устной форме


Анализ

Синтез


.








Сравнение

Установление причинно-следственных связей





Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Коллективное обсуждение







Смысловое чтение













Построение логической цепи рассуждений

V

Закрепление.

Учебник: № 573 стр. 124.

Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения

Образец записи: х1 + х2 =

х1 ∙ х2 =


Сконструировать уравнение по его корням:

2 и -5; -3 и 7; -12 и 3; 45 и -1; -8 и -16;


Решить у доски три уравнения (D0,D=0,D

а) х2 + 5х – 6 = 0;

б) y2 – 10y + 25 = 0;

в) х2 + 9х + 22 = 0.


Когда можно применять теорему?


Зачем она нужна?



Сцена «Признание Виета»



Заключение: скажем большое спасибо Франсуа Виету за его замечательное открытие и из 1591 года вернемся в наше время, потому что урок наш заканчивается.

Два человека у доски.








Каждое уравнение решают два человека двумя способами (по формуле и по теореме Виета)

D≥0


Упрощает решение квадратных уравнений.

Инсценирование сцены из жизни Ф.Виета

Закрепить теорему Виета, формировать умения применять, развивать личную позицию учащихся.

Формирование познавательной и личностной значимости учащихся,















Развитие интереса к предмету

VI

Рефлексия.

  1. теорема Виета;

  2. когда можно применять?

  3. Зачем нужна?


Самооценка.



Формулируют

D≥0

Упрощает решение квадратных уравнений

Учить оценивать, проводить рефлексию, активизировать умственную деятельность учащихся, развивать критическое

Мышление



Формирование познавательных и личностных ууд

VII

Домашнее задание.

Слайд № 10.


  1. Учебник: п. 33, № 577;

  2. Сконструировать квадратное уравнение, зная его корни

а) 2 и -3;

б) 1 и 5;

в) -6 и -4;

г) -2 и 3.

3) Какой вклад внес Ф. Виет в развитие математики и в противостояние против Испании .


Проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры.

Умение моделировать





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Автор: Степанова Галина Алексеевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Теорема Виета" (Презентация) "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-v-8-klassie-po-tiemie-tieoriema-viieta-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "127698"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415363698"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему "Теорема Виета""
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_uroka_na_temu_teorema_vieta"
    ["file_id"] => string(6) "535583"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578937425"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока по алгебре " Теорема Виета""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokapoalghiebrietieoriemaviieta"
    ["file_id"] => string(6) "284787"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454044974"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока по алгебре " Теорема Виета""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokapoalghiebrietieoriemaviieta1"
    ["file_id"] => string(6) "284788"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454044981"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока математики по теме " Способы решения квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-sposoby-rieshieniia-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "107740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403426564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства