Программа внеклассной работы по математике в 5 классе
Программа внеклассной работы по математике в 5 классе
В рамках внедрения ФГОС необходима внеклассная работа по математике. Внеклассная работа должна вызывать интерес к математике и носить практический характер. Данная программа позволяет построить внеклассную работу по разным направлениям: творческие работы, проекты, конкурсы.
Внеклассная самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеклассной работы по математике в 5 классе»
Внеклассная работы по математике в 5-6 классе
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах- математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива, кружка по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.
Актуальность данной рабоымотивирована тем, что современная модель образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности учащегося как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного ученика – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, воспитания компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у учащихся.
Необходимость организации со школьниками внеклассной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением, падением интереса к математике как учебному предмету и повышенному интересу к знаниям по математике на фоне развития малого и среднего бизнеса, едиными требованиями к ученикам на основе государственного образовательного стандарта и разными уровнями реальных учебных возможностей учащихся.
Внеклассная самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Поэтому главным принципом работы преподавателя математики является организация деятельности обучающихся, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.
Важность разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, осознаётся каждым участником образовательного процесса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Воспитание глубокого разностороннего интереса к математике. Развитие коммуникативных качеств учащихся, способствование развитию математической компетентности.
Для включения школьников в дополнительное образование необходим определённый уровень сформированности интереса к соответствующему виду деятельности. Он достигается как раз при систематическом участии детей во внеклассной работе по математике.
Наиболее распространенные формы, с помощью которых возможна реализация дополнительного математического образования школьников:
1) традиционные (математические спецкурсы, кружки, факультативы; математические игры, соревнования, конкурсы, олимпиады; математические экскурсии; математическая печать, математические вечера, недели (декады) математики; чтение математической литературы; различные формы углубленной специальной математической подготовки, реализуемой в очно-заочных, заочных, каникулярных математических школах и лагерях и т.д.);
2) нестандартные (математические конференции; математические общества учащихся; научно-исследовательская работа; проектная деятельность школьников; разнообразные дистанционные формы дополнительного математического образования школьников и т.д.).
Следует различать два вида внеклассной работы по математике:
- работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);
- работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).
Диагностический инструментарий
Сегодня, в эпоху Интернета и электронных средств хранения информацииформальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.
Современное общество требует от человека и умения ориентироваться в информационных потоках, и осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Одной из наиболееактуальных проблем образования является формирование укомпетентности учащихся.
А.В. Хуторский выделяет следующие ключевые образовательные компетентности:
ценностно-смысловая компетентность;
общекультурная компетентность;
учебно-познавательная компетентность;
информационная компетентность;
социально-трудовая компетентность;
компетентность личностного совершенствования.
Одной из форм развития ключевых копетенций является и внеклассная работа по математике.
Как проследить динамику развития ключевых образовательных компетенций на этом этапе работы с учениками?
Предложенная система оценки наглядно покажет динамику развития учащихся.
Диагоностический инструментарий для ученика:
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой ( проводиться в начале и в конце программы как входящая и выходящая анкета)
Анкета (выявление коммуникативной компетенции по В. А. Андрееву)
( проводиться в начале и в конце программы как входящая и выходящая анкета)
Анкета для изучения самооценки учащегося ( проводиться в конце внеклассного мероприятия по 10 бальной системе)
Мониторинг.
Диагоностический инструментарий для учителя:
Анкета (для учителя). Позиции для контроля и самоконтроля
Анкета (для учителя)
Диагностика личностных качеств учителя (по Зверевой В.И.)
Анкета (для учителя). Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов в ходе мониторинга профессиональной компетентности.
План внеклассной работы в 5кассе по математике
месяц
Внеклассное мероприятие
сентябрь
История математики. Великаны и карлики в мире чисел (конференция)
Знакомство с различными системами счисления (двоичная и троичная система счисления, пятеричная система счисления) Доклады
Выставки творческих работ. Селфи с математикой
октябрь
Как считали на Руси в старину и как писали цифры (цифры, числа и символы). Выставка книжек-раскладушек
Занимательная страничка математики (Путешествия по станциям)
Выставка синквеев
ноябрь
Геометрические головоломки со спичками. Доклад
Математическая олимпиада.
Групповой проект: «Пентамино»
Знакомство с головоломками учащихся начальной школы
декабрь
Задачи на развития внимания. Доклад.
Проект: «Школа ремонта»
Участие в НПК
январь
Решение логических задач. Доклад.
Проект групповой: «Лист Мёбиуса»
Опыты с листом Мёбиуса. 5класс для начальной школы
Конкурс математических сказок по теме: «Дроби»
февраль
Старинные меры. Доклады
Иллюзия . Доклад.
Конкурс рецептов с использованием дробей.
Неделя математики в соответствии с планом
март
Математика в различных областях знаний. Конференция
Цифры в пословицах и поговорках. Выставка работ.
Создание головоломки «танграм»
апрель
Математический поезд.
Практическая работа на местности. Измерения.
Конкурс рисунков: «Симметрия среди нас»
май
Математический калейдоскоп
Конкурс рисунков с использованием геометрических фигур
Знакомство с математическими играми
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой ( проводиться в начале и в конце программы как входящая и выходящая анкета)
Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса
оценка за 1-йответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы вобщении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Анкета (выявление коммуникативной компетенции по В. А. Андрееву)
( проводиться в начале и в конце программы как входящая и выходящая анкета)
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если прихо-дится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Верно ли, что у Вас много друзей?
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка результатов
Дешифратор
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
1
+
6
-
11
+
16
-
2
-
7
+
12
-
17
+
3
+
8
-
13
+
18
-
4
-
9
+
14
-
19
+
5
+
10
-
15
+
20
-
Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений
Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) к максимально возможному числу совпадений (20), по формуле
Качественная оценка дается при сопоставлении полученных коэффициентов со шкальными оценками:
Кк
Уровень коммуникативных
способностей
Характеристика
0,10 - 0,45
Низкий
Ученики характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.
0,45 - 0,55
Ниже среднего
Они стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
0,56 - 0,65
Средний
Они стремятся к контактам с людьми, не ог-раничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.
0,66 - 0,75
Высокий
Они не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
0,75 - 1,00
Очень высокий
Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной деятельности.
Анкета
для изучения самооценки учащегося
( проводиться в конце внеклассного мероприятия по 10 бальной системе)
Критерии
Оценка ученика
Оценка учителя
Средний
балл
Интерес к мероприятию в начале
Интерес к мероприятию в конце
Практическая полезность информации
Познавательная активность
Расширение кругозора
«Удивление»
Стремление к получению новых знаний
Работа в группе
Личные успехи
«Поумнение»
Итого
Критерии оценки творческих работ
Критерии
Низкий
5 баллов
Удовлетворит
10 баллов
Хороший
15 баллов
Соответсвие содержания сформулированной теме
Полнота, глубина, всесторонность расскрытия темы
Логичность работы
Уровень выполнения работы
Самостоятельность выполнения работы
Оригинальность решения проблемы
Позиция автора
Убедительность выводов
Итого
Критерии оценки качества выступления
( на семинаре, конференции)
Критерии
Низкий
5 баллов
Удовлетворит
10 баллов
Хороший
15 баллов
Владение материалом
Культура речи
Логичность выступления
Владение терминалогией
Наглядность выступления
Использование ИКТ
Убедительность выступления
Итого
Сводная ведомость отслеживания результатов учащихся
( данная ведомость заполняется в начале и в конце программы )
ФИ ученика
Анкета Н. Лускановой
Анкета (по В. А. Андрееву)
Анкета
для изучения самооценки учащегося
Общий балл
Рейтинг
Средний балл
Сводная ведомость отслеживания результатов класса
( данная ведомость заполняется в начале и в конце программы )
1 срез
2 срез
Анкета Н. Лускановой
Анкета (по В. А. Андрееву )
(Данные увеличиваем в 10 раз для простоты графического изображения
Анкета
для изучения самооценки учащегося
Мониторинг
Динамика развития учащихся.
( сравнительный анализ результатов срезов)
Мониторинг
Динамика развития класса
сравнительный анализ результатов срезов)
АНКЕТА (для учителя).
Позиции для контроля и самоконтроля
Обеспеченность общих условий эффективности занятия:
а) формулирование целей, задач, определение основных этапов заянтия – 1 балл;
б) учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу – 1 балл;
в) на занятии нет ненужных заданий, отвлекающих моментов – 1 балл.
Адаптация содержания учебного материала к учащимся:
а) учитываются возрастные особенности учащихся – 1 балл;
б) при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся – 1 балл;
в) для учащихся различного уровня подготовки даются задания, соответствующие различным уровням сложности (в .т.ч. групповые) – 2 балла.
Профессиональная компетентность.
Владение учебным предметом и методами обучения:
а) учебная информация соответствует теме и целям занятия – 1 балл;
б) используется разнообразные формы и методы работы – 1 балл;
в) применяются практико-ориентированные, деятельностные методы и приемы обучения – 2 баллы.
Организация деятельности:
а) занятие начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся) – 2балла;
б) новый материал представляется как ответ на поставленные ранее вопросы –1 балл;
в) итоги занятия подводятся как соотнесение результатов поставленным целям – 2 балла.
Техника объяснения.
Устные и письменные объяснения:
а) ключевые моменты объяснения обозначены в виде опорных конспектов, схем – 1 балл;
б) записи на доске аккуратны и разборчивы – 1 балл;
в) устная речь правильная и профессионально грамотная – 1 балл.
2. Разъяснение материала учащимся при непонимании:
Поддержание деловой включенности учащихся в занятии:
а) используются приемы активизации внимания школьников – 1 балл;
б) применяются активные методы обучения (ролевые и деловые игры, диспуты и т.д.) – 2 балла;
в) используются специальные приемы активизации внимания активных и пассивных учащихся – 2 балла.
Воздействие при нарушении дисциплины:
а) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения – 1 балл;
б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1 балл;
в) использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на занятии – 2 балла.
Уровень профессионального мастерства можно вывести по формуле:
K=X/Y, где X – число баллов, которое набрал педагог;
Y – общее число позиций (36);
К – уровень мастерства.
Если К=1,3 – самый высокий уровень профессионального мастерства.
Если 1 К 1,3 – хороший уровень.
Если 0,8 К 1 – удовлетворительный уровень.
Если 0,5 К 0,8 – терпимый уровень.
Если К 0,5 – нужно задуматься о смене профессии.
АНКЕТА ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ (по Зверевой В.И.)
Состав блоков
Параметры
Баллы
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
1. Мотивы, потребности
1. Осознание общественных интересов и своих обязанностей по отношению к ним
2. Ориентация в деятельности на цели и задачи школы
3. Стремление обеспечить развитие личности каждого ребенка
4. Желание самосовершенствовать себя, свою деятельность и условия труда
2. Чувства
(эмоции)
Направленность эмоции и чувств на объект педагогических преобразований
Интенсивность эмоций
Устойчивость эмоций
Глубина чувств
Наличие волевого контроля за своим поведением
Адекватность эмоционального состояния учителя, педагогической реакции на деятельность учащихся
Доброжелательность реакции учителя на возбуждение
Уверенность в своих педагогических действиях
Удовлетворенность от результатов педагогического труда
3. Интересы
Наличие интереса, связанного с предметом педагогической деятельности
Широта интересов, в т.ч. профессиональных
Глубина интереса
Устойчивость интереса, в т.ч. профессионального
Действенность интереса, в т.ч. профессионального
ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1. Ощущение
Ориентация в деятельности на объект педагогического воздействия
Быстрота реакций на действия и поступки ученика
Четкость координации педагогических действий
2.Восприятие
Целенаправленность восприятия
Адекватность восприятия целям и задачам педагогической деятельности
Наблюдательность
Любознательность
3. Память
Целенаправленность внимания
Быстрота и рациональность запоминания
Эмоциональность отношения к запоминаемому и воспроизводимому
Точность воспроизведения
4. Мышление
Самостоятельность мышления (умение выдвигать новые задачи и самостоятельно находить нужные решения)
Широта ума (всесторонность и широта знаний)
Глубина ума (умение быстро менять свой действия при изменении обстановки, свобода мысли от закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения педагогических задач)
Быстрота ума (способность быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение)
Критичность ума (умение объективно оценить свои и чужие возможности, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы)
5. Речь
Целенаправленность речи
Связанность и убедительность изложения
Развернутость и доступность высказываний
Логическая четкость и завершенность высказываний
Ясность и отчетливость формы изложения
Выразительность речи
Образность речи
6. Воля
Целеустремленность (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам)
Самостоятельность (подчиненность поведения своим собственным взглядам и убеждениям)
Решительность (способность своевременно принимать обоснованные устойчивые решения и без колебаний переходить к их выполнению)
Настойчивость (способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца)
Выдержка (способность контролировать свои действия)
Дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общественным правилам)
7. Способности
Чувствительность к учащимся и их состоянию
Целеустремленность в прогнозировании своей деятельности и деятельности учеников
Ориентированность в содержании педагогической деятельности, формах и методах ее организации
Избирательность средств педагогического воздействия с учетом целей деятельности, особенности учащихся, их состояния и уровня развития, собственных возможностей
Сосредоточенность внимания и педагогическая целесообразность его переключения
Способность к педагогическому перевоплощению, артистичность
Увлеченность педагогической деятельностью и ее результатами.
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
1. Характер
Отношение к коллективу:
А) коллективизм, активность в делах коллектива;
Б) честность, справедливость;
В) общительность, коммуникабельность
2. Отношение к труду:
А) трудолюбие
ОБРАБОТКА: 3 балла – показатель проявляется всегда и ярко выражен;
2 балла – показатель проявляется часто и достаточно выражен;
1 балл показатель проявляется редко и недостаточно выражен;
0 баллов – показатель не проявляется или слабо выражен.
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ У ПЕДАГОГОВ ОУ В ХОДЕ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
За что вас ценят ваши друзья?
а) преданный и верный друг,
б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять,
в) эрудированный, интересный собеседник.
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный,
б) трудолюбивый,
в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени,
б) я пыталась это делать, но нерегулярно,
в) положительно, так как это делаю давно.
4. Что вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться, лучше учиться?
а) нет достаточно времени,
б) нет подходящей литературы,
в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
а) невнимательный,
б) переоцениваю свои способности,
в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) настойчивый,
б) усидчивый,
в) доброжелательный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный,
б) любознательный,
в) справедливый.
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) генератор идей,
б) критик,
в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а) сила воли,
б) память,
в) обязательность.
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби,
б) читаю художественную литературу,
в) провожу время с друзьями, в кругу друзей.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) научная фантастика,
б) религия,
в) психология.
12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?
а) спортсменом,
б) ученым,
в) художником.
13. Каким чаще всего считают или считали вас учителем?
а) трудолюбивым,
б) сообразительным,
в) дисциплинированным.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего?
а) живи и наслаждайся жизнью,
б) жить, чтобы больше знать и уметь,
в) жизнь прожить – не поле перейти.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек здоровый, сильный духом,
б) человек много знающий и умеющий,
в) человек независимый и уверенный в себе.
16. Удается ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
а) думаю, что да,
б) скорее всего да,
в) как повезет.
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
а) приключенческо-романтические,
б)комедийно-развлекательные,
в) философские.
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?
а) путешествовал бы и посмотрел мир,
б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в любимое дело,
в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие.
По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию.
Суммарное число баллов:
18-25: очень низкий уровень,
26-28: низкий,
29-31: ниже среднего,
32-34: чуть ниже среднего,
35-37: средний уровень,
38-40: чуть выше среднего,
41-43: выше среднего,
44-48: высокий уровень,
47-50: очень высокий уровень,
Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Поэтому внеклассная работа по математике очень важна. Она отличается от учебной деятельности, прежде всего тем, что не является обязательной. Здесь используются самые увлекательные коллективные дела: игры, конкурсы, состязания эрудитов, математические вечера, КВНы. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и предметная неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.Уважаемые коллеги, творите, выдумывайте и помните: дети скучных не любят, они их не замечают. Поэтому всё зависит от учителя! Чётко продумывайте цели, программу проведения предметной недели, прогнозируя её результаты; вовлекайте учащихся, распределяя им роли, чтобы вся неделя в целом представляла яркое, запоминающееся событие.Приложения
Приложение 1
ЗАНЯТИЕ № 1
. По какому правилу из натурального ряда чисел можно получить следующую последовательность:
2; 1; 4; 3; 6; 5; 8; 7; 10; 9; 12; 11;...?
Как из этой последовательности можно получить такие последовательности:
2. По какому правилу составлена следующая последовательность чисел:
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; . . .?
3. Найдите правило размещения чисел в клетках таблицы
4. В году 365 дней и 53 вторника. Какой день недели был 1 января этого года?
Домашнее задание
5. Как из натурального ряда чисел получить следующую последовательность:
а) 1; 4; 9; 16; 25; 36; 49; ....
б) 4; 7; 10; 13; 16; 19; 22; , . .?
6. Найдите правило размещения чисел в клетках таблицы, заполните свободные клетки:
7. 1 января 1973 года был понедельник. Какой день недели будет 1 января 1976 года? 1 января 1977 года?
ЗАНЯТИЕ 2
8. Найдите правило нахождения числа, помещенного в окошке чердака. Вставьте число всвободное окошко.
9. Найдите правило нахождения числа, помещенного в среднюю клетку. Заполните свободную клетку
10, Муравьишка проехал на гусенице некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут муравьишка проедет на жуке расстояние в 4 раза большее, если скорость жука в 7 раз больше скорости гусеницы?
11. Таня начертила 2 прямые линии. На одной из них она отметила 3 точки, на другой— 5 точек. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала?
Домашнее задание
12. Найдите правило составления последовательности чисел и вставите вместо звездочки пропущенное число:
Найдите правила размещения чисел в полукругах и вставьте недостающие числа (рис. 2).
Мама замесила тесто. Из полученного теста можно сделать 20 одинаковых калачей или 25 одинаковых булочек. Какова масса всего теста, если на один калач идет на 10 г теста больше, чем на одну булочку?
Игра в «бум». Учащиеся по очереди говорят числа в порядке их счета: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. Вместо чисел, делящихся нацело на 7, или чисел, оканчивающихся цифрой 7, следует говорить слово «бум». Если кто-нибудь ,и^ играющих ошибся в счете или не сказал вместо положенных чисел" слово «бум», то игра останавливается, провинившийся игрок выбывает, и игра начинается сначала. Первым начинает теперь игрок, идущий вслед за тем, кто ошибся. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек. Он становится победителем.
20. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (рис. 3).
21. Из 10 спичек составлен рисунок ключа (рис. 4). Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.
Приложение 2
КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В 6 КЛАССЕ
УПРАЖНЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
1. На сколько процентов увеличится объем куба, если каждое ребро увеличить на 10%?
2. Цена ткани снижена в январе на 10%, а в июне еще на 12%. Определите новую цену ткани, если до первого снижения она стоила 15 рублей за метр.
3. После долгих поисков Генри нашел на чердаке план острова, на котором его дед Родригес закопал свои сокровища. На плане (рис. 5) были изображены дороги, указано место, куда нужно по ставить корабль, а остальное было непонятно: какие-то буквы а, Ь, с, dи надпись: «Двигайся adadcbbaabcdcbadc». Генри знал, что некоторые части записи были лишними. Где спрятаны сокровища?
Рис 5
Домашнее задание
4. На сколько процентов увеличится полная поверхность куба, если каждое его ребро увеличить на 20%?"
5. Кубические миллиметры, заключающиеся в одном кубическом метре, приставлены друг к другу в виде полоски. Сколько времени потребуется, чтобы проехать эту полоску при скорости 50 км/ч?
ЗАНЯТИЕ 2
6. Двое рабочих — высокий и низкий — вышли одновременно из одного и того же дома и пошли на свой завод. У одного из них шаг был на 20% короче, чем у товарища, но зато он успевал за одно и то же время делать на 20% больше шагов, чем его товарищ. Кто из них раньше пришел на завод?
содержат 90% влаги, сушеные—12%. Сколько сушеных грибов выйдет из 10 кг свежих?
В кружках треугольника (рис. 6) расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 20.
Рис. 6
10. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
Домашнее задание
Имеется центнер огурцов. Количество содержащейся в них влаги составляло 99%. Полежав на складе, огурцы подсохли. Теперь количество содержащейся в них влаги составляет 98%. Какой стала масса всех этих огурцов?
Все значащие цифры разместите в кружках треугольника (рис. 6) так, чтобы сумма их на каждой стороне равнялась 17.
13. Имеются 9 палочек различной длины от 1 до 9 см. Квадраты с какими сторонами и сколькими способами можно составить из этих палочек? (Не обязательно использовать все палочки; способы составления одного квадрата считаются разными, если использованы разные палочки.)
14. Расшифруйте равенство:
если известно, что обе слагаемых и сумма не изменятся, если все эти три числа прочитать справа налево.
ЗАНЯТИЕ 3
15. Найдите ошибки в следующем рассуждении:
«Четырежды четыре — двадцать пять».
16. 16=25 : 25. Это очевидное равенство. После вынесения за скобки общего множителя из каждой части этого равенства будем иметь:
16(1 : 1)=25 (1 : 1).
Зная, что 1 : 1 = 1, получаем: 4-4=25.'
17. Найдите ошибку в «доказательстве»: С руб. = 10 000 С коп.
С руб. = 100 С коп. 1 руб.= 100 коп.
Всякие два равенства можно почленно перемножать. Применим это утверждение к написанным выше равенствам, получим новое равенство:
С руб.=10000 С коп., что явно неверно.
18. Четыре ученицы — Мария, Нина, Ольга и Поля — участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место Занял, они дали 3 разных ответа:
Ольга заняла 1-е место, Нина — 2-е,
Ольга — 2-е, Поля — 3-е,
Мария — 2-е, Поля — 4-е.
Отвечавшие при этом признали, что одно из высказываний каждого ответа верное.
19. Разместите числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 по одному около вершин треугольника и около середины его сторон так, чтобы сумма трех чисел, расположенных около любой стороны, была одна и та же.
Домашнее задание
В таблицу вписаны числа по некоторому правилу. Найдите это правило и впишите недостающие числа (рис. 7).
Рис 7 Рис. 8
Впишите недостающее число в таблицу, на рисунке 8.
22. На столе лежат 15 карандашей. Двое берут по очереди либо 1, либо 2, либо 3 карандаша. Проигрывает тот, кому осталось взять 1 последний карандаш. Как должен играть начинающий игру, чтобы он заставил своего противника взять последний карандаш?
Цена альбома была снижена вначале на 15%, а потом еще раз на 15 коп. Новая цена альбома после двух снижений 19 коп. Определите его первоначальную цену.
Приложение 3
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В 5 КЛАССЕ (октябрь)
НАЗВАНИЕ ВЕЧЕРА «КВМ»(КЛУБ ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ)
Подготовка вечера
Придумать названия команд (желательно каждой команде иметь и свой определенный девиз). Команды по возможности отличаются формой одежды или отличительными знаками, согласованными с названиями команд и девизом. Каждая, команда за; 3—4 дня до, проведения вечера выпускает математическую газету, в которой отражены следующие, вопросы: биография одного из известных математиков, желательно «земляков» (для местности проживания учащихся или республики); интересный математический факт (доступный и ясно изложенный для учащихся 5 класса); 5—6 занимательных задач.
Для проведения вечера команды подготавливают приветствия, выбирают капитанов, придумывают 3—4 вопроса для команды соперников (сюда могут быть включены как математические задачи, так и просто загадки, задачи на смекалку и т. п.).
Необходимо выбрать жюри (например, один-два учителя и несколько учащихся 5 и 6 классов и старшеклассников).
Для привлечения большего количества учащихся полезно подготовить для вечера небольшую сценку на математическую тему и художественную самодеятельность.
Проведение вечера
Краткое изложение плана: а) приветствие команд; б) разминка (ответ на 2 вопроса логического характера от жюри, один-два вопроса на сообразительность и устный счет); в) вопросы команд; г) задачи на равносоставленность и устный счет геометрических фигур; д) сценка из комедии «Недоросль» Фонвизина; е) задачи со спичками (подготовить палочки или спички со срезанными головками); ж) номера художественной самодеятельности; з) объявление результата конкурса стенных газет на математические темы; и) подведение итогов.
Материал для использования подготовки к вечеру .
1. Ребусы (изобразить на больших плакатах):
2. Задачи со спичками: шутка «Из трех получается четыре» (на столе дежат 3 спички. Не прибавляя ни одной спички, сделайте из трех четыре); б),шутка «Три да два — восемь» (положите на стол 3 спички, добавьте к ним еще 2 так, чтобы получилось 8).
Приложение 4
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В 6 КЛАССЕ
Программа математического вечера должна быть в 6 классе содержательнее и разнообразнее, чем в 5 классе. Следует пятиклассников, обеспечить соответствующей литературой, чтобы они смогли Ниже приводится набор упражнений для викторины. Естественно, этот набор учитель может менять, дополнять или уменьшать в объеме, увеличивать или уменьшать сложность упражнений. При этом необходимо твердо помнить, что упражнения викторины должны быть легче выполняемых на занятиях в кружке, так как в вечере участвуют такие учащиеся, которые ранее не решали задач, выходящих за пределы классных занятий.
Сколько треугольников на рисунке ? (Ответ: 12.)
Сколько квадратов на рисунке ? (Ответ: 11.)
3. Не производя вычислений, ответить, делится ли число 2 613 456 на 36, на 72. (Ответ: да.)
4. Я задумал пятизначное число, отнял от него единицу и получил четырехзначное число. Какое число я задумал?
5. Вдоль беговой дорожки равномерно расставлены столбы. Бегун-марафонец бежит с постоянной скоростью. Старт дан у первого столба. Через 6 мин бегун был уже у шестого столба. Через сколько минут после старта бегун будет у двадцатого столба?
Гусь стоит 20 руб. и еще половину того, что он на самом деле стоил. Так сколько же стоил гусь?
Две дюжины помножить на три дюжины. Сколько получится дюжин?
Нужно соединить пять звеньев цепи в одну цепь (рис.9). Это легко сделать при помощи 8 операций: расковать кольца 3, 6, 9, 12 (4 операции) и зацепить ими соответственно кольца 4, 7, 10, 13 (еще 4 операции).
Рис. 9
Как соединить все звенья шестью операциями? {Ответ: расковать звенья 1, 2, 3 и соединить ими остальные звенья.)
9. В квадратном зале для танцев расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло поровну кресел (Ответ' см. на рисунке.)
Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?