kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Творческая деятельность учащихся. Развитие мышления через исследовательскую деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Задача перед школой состоит в создании таких условий, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере своей будущей деятельности он склонен и наиболее способен.

Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

Поэтому, пять лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.

И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, предложила своим ученикам принять участие в исследовательской работе.

Составной частью исследовательской деятельности является написание курсовой работы.

Курсовая работа – исследование, выполняемое учащимися в течение учебного года.

Основная цель – развитие креативного и коммуникативного потенциала личности, а также формирование навыков исследовательского и творческого мышления.

Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.

Учащиеся выполняющие творческие курсовые работы учатся:

работать с литературой;

обобщать выводы;

выступать перед аудиторией, вести дискуссию;

выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;

делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

По моим наблюдениям учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, начинают творчески мыслить.

Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения творческих и исследовательских курсовых работ по математике:

I этап – выбор темы исследования, постановка задач;

II этап – постановка целей и задач исследования;

III этап – сбор информации, работа с литературой (учебные пособия, книги, архивы, энциклопедии, Интернет и т.д.);

IV этап – выбор методов исследования; работа по выбранной теме; индивидуальные консультации;

V этап – формулирование выводов;

VI этап – оформление результатов исследования, творческий подход при создании презентации к курсовой работе;

VII этап – защита курсовой работы на школьной научно-практической конференции.

Несомненно, обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня, как учителя, — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Поэтому роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

При выявлении детей, предрасположенных к исследовательской работе, моя роль чаще доминирующая.

При определении темы – я выступаю в роли консультанта.

При выполнении работы – я снова являюсь консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

При защите работ, учитель и учащиеся — равноправные партнеры.

Учителю надо помнить, что когда ученику позволяется самостоятельно что-то открыть или изобрести, то развивается его творческое мышление.

Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.

Мои ученики для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.

Завершающим этапом в разработке курсовой работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которая проходит в апреле-мае.

И хотя исследовательской деятельностью я с учениками занимаюсь всего лишь пятый год, успехи в этой области уже есть. Исследовательские работы в области математики очень интересны ребятам. У меня большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.

“Творчество не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.”

Если Вы желаете просмотреть сами работы и компьютерные презентации к ним, приглашаю Вас посетить мой сайт http://yaroshchukmaria.ucoz.ru/

или пишите мне на электронный адрес [email protected] Жду Ваших писем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Творческая деятельность учащихся. Развитие мышления через исследовательскую деятельность» »

Ярощук Мария Анатолиевна, учитель математики

«Творческая деятельность учащихся. Развитие мышления через исследовательскую деятельность»

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями своей мысли,

а не памятью.

Л. Н. Толстой

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Задача перед школой состоит в создании таких условий, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере своей будущей деятельности он склонен и наиболее способен.

Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

Поэтому, пять лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.

И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, предложила своим ученикам принять участие в исследовательской работе.

Составной частью исследовательской деятельности является написание курсовой работы.

Курсовая работа – исследование, выполняемое учащимися в течение учебного года.

Основная цель – развитие креативного и коммуникативного потенциала личности, а также формирование навыков исследовательского и творческого мышления.



Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.

Учащиеся выполняющие творческие курсовые работы учатся:

работать с литературой;

обобщать выводы;

выступать перед аудиторией, вести дискуссию;

выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;

делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

По моим наблюдениям учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, начинают творчески мыслить.

Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения творческих и исследовательских курсовых работ по математике:

I этап – выбор темы исследования, постановка задач;

II этап – постановка целей и задач исследования;

III этап – сбор информации, работа с литературой (учебные пособия, книги, архивы, энциклопедии, Интернет и т.д.);

IV этап – выбор методов исследования; работа по выбранной теме; индивидуальные консультации;

V этап – формулирование выводов;

VI этап – оформление результатов исследования, творческий подход при создании презентации к курсовой работе;

VII этап – защита курсовой работы на школьной научно-практической конференции.

Несомненно, обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня, как учителя, — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Поэтому роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

При выявлении детей, предрасположенных к исследовательской работе, моя роль чаще доминирующая.

При определении темы – я выступаю в роли консультанта.

При выполнении работы – я снова являюсь консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

При защите работ, учитель и учащиеся — равноправные партнеры.

Учителю надо помнить, что когда ученику позволяется самостоятельно что-то открыть или изобрести, то развивается его творческое мышление.

Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.

Мои ученики для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.

Завершающим этапом в разработке курсовой работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которая проходит в апреле-мае.

И хотя исследовательской деятельностью я с учениками занимаюсь всего лишь пятый год, успехи в этой области уже есть. Исследовательские работы в области математики очень интересны ребятам. У меня большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.

“Творчество не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес...”

Если Вы желаете просмотреть сами работы и компьютерные презентации к ним, приглашаю Вас посетить мой сайт http://yaroshchukmaria.ucoz.ru/

или пишите мне на электронный адрес [email protected] Жду Ваших писем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ярощук Мария Анатолиевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) ""Развитие творческой активности учащихся через урочную и внеурочную деятельность""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_uchashchikhsia_cherez_urochnuiu_i_vneurochnuiu_d"
    ["file_id"] => string(6) "489672"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544340471"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование потребности в здоровом образе жизни, через исследовательскую деятельность младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-potriebnosti-v-zdorovom-obrazie-zhizni-chieriez-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "168040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423160328"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Создание ситуации успеха через творческие домашние задания "
    ["seo_title"] => string(71) "sozdaniie-situatsii-uspiekha-chieriez-tvorchieskiie-domashniie-zadaniia"
    ["file_id"] => string(6) "231538"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442516203"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(24) "dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425094445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1160 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства