Технология группового обучения на уроках математики
Технология группового обучения на уроках математики
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на соответствии учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям.Основа этого подхода заключается в развитии обучающегося в процессе его собственной деятельности.Введение новых технологий в образование вносит изменения в систему учитель - ученик. Центром этой системы становится обучающийся. Одна из таких технологий - технология группового обучения. Преимущества этой технологии неоспоримы: обучающиеся при работе над проблемой не только видят ее, но самостоятельно находят пути решения, формируется уменеие отстаивать свою точку зрения, овладевают коммуникативными навыками, воспитывается умение работать в команде, уважительное отношение к мнению товарища. Обучающиеся овладевают умением самооценки.Работу в малых усебных группах можно использовать на любом этапе урока.Данная форма работы имеет неоспоримые преимущества перед традиционной методикий обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология группового обучения на уроках математики »
Работа в группах на уроках математики в ССУЗах.
Преподаватель Моисеева В.Б.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие обучающегося в процессе его собственной деятельности.
Преподаватель всегда находится в поиске путей повышения эффективности обучения, используя разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия, способные заинтересовать обучающихся.
Введение новых технологий в образование вносит радикальные изменения в систему: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь обучающиеся. Это дает возможность каждому обучающемуся работать на уроке в подходящем для него темпе.
Одна из таких технологий – групповая.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных возможностей.
Работа в группе – это прежде всего общение. Она не возможна без дружеских, доброжелательных отношений.
Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет обучающимся работа в малой учебной группе.
Преимущества групповой формы работы в малых учебных группах.
- Часто обучающиеся, в силу своей замкнутости, не готовы задать преподавателю вопрос, если не поняли учебный материал. При работе в малых группах они выяснят друг у друга непонятные или трудные вопросы. В случае необходимости не побоятся обратиться за помощью к преподавателю.
- Обучающиеся учатся видеть проблемы и находить способы их решения.
- При работе в группе формируется умение отстаивать свою точку зрения.
- Происходит процесс овладения коммуникативными навыками и умениями, развивается чувство взаимопомощи, умение работать в команде.
-Обучающиеся овладевают умением самооценки и оценки работы группы в целом.
- Формируется позитивное отношение к изучаемой дисциплине.
1 способ формирование групп - пожеланию обучающихся, основанное на принципе добровольности. Это создает комфортность. Положительный эмоциональный настрой. Недостатком при этом может являться формирование групп с различной учебной мотивацией. Т. е. “слабых” и “сильных”. Преподаватель в таком случае выбирает для таких групп задания различной сложности, или если задания в группах одинаковые, то возможность “слабой” группе выступать первой, а остальным группам дополнять работу этой группы.
2 способ формирования групп - по цели. Этот способ дает обучающимся право выбора, воспитывает самостоятельность, ответственность. Повышает эффективность работы обучающихся, воспитывает толерантность
3 способ деления на группы – на усмотрение преподавателя используется для быстрого решения учебной задачи.
Оптимальное количество обучающихся в группе 2-4, максимум 6-8.
При формировании групп из 6-8 человек может возникнуть опасность обособления внутри группы сильной доминирующей пары (тройки), между которыми имеется известная сплоченность. Поэтому обучающимся важно разъяснять все неудачные образования групп.
Роли в группе распределяются по двум позициям 1-организатор, 2-участник групповой деятельности.
Например:
1. «Руководитель» - распределяет роли в группе, следит за работой группы, координирует выставление оценок.
2. « Помощник руководителя» – выполняет задание.
3. « Художник» – выполняет рисунки, чертежи, строит графики
4. « Докладчик» – отвечает на вопросы.
5. « Консультант» – помогает докладчику,
Или другой пример распределения роли в группе:
1. «Научный руководителя» - руководит работой группы
2. «Докладчик» – выступает с отчетом
3. «Лаборант» - работает с приборами, макетами
4. «Секретарь» - оформляет письменный отчет.
Формирование оценки и самооценки.
При работе в группах обязательны критерии оценки групп.
Критерии оценки групп:
- Выступление - 3 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)
- Демонстрации - 3 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)
- Дополнение - 2 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)
- Вопрос - 1 балл
- Ответ - 1 балл
- Оценка
“3” - 5 -10 балов
“4” - 11-15 баллов
“5” – 16-19 баллов
Самооценка работы группы:
-Как вы оцениваете работу группы?
-Были верные гипотезы.
-Все гипотезы проверены.
-Сделан правильный вывод.
-Достигли вы цели?
-Для чего нужны полученные знания?
-Оцените уровень усвоения вами изученного материала по трем позициям:
(Хорошо знаю, Затрудняюсь ответить, Не знаю)
Самооценка выставляется на всех этапах урока.
Важно! Группы не должны остаться без оценки. Оценка может быть выражена в баллах, или может быть эмоциональная оценка.
Групповая форма деятельности универсальна.
Её можно использовать на всех этапах урока:
- в начале урока (например: решением головоломки или интеллектуальной задачи. Главная функция её – развитие, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе, пространственного воображения. Кроме того, этот момент урока пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность).
- при проверке домашнего задания (например: проектная деятельность)
- При изучении нового материала
- при решении задач (закрепление материала)
- при проведении практических работ.
Эффективность групповой формы деятельности
Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех студентов в работу, рабочий шум на уроке. Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Способствует формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.
Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.
Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей.
Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.
Результаты совместной работы всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым обучающимся индивидуально. В группе каждый получает помощь со стороны сильных студентов, причем помогающий получает помощь от самого себя, т.к. его знания актуализируются, и происходит процесс закрепления и глубокого усвоения.
Также при совместной работе обучающиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю. Он должен хорошо владеть дисциплиной обучающихся на уроке. Работа всех групп должна находиться в поле зрения преподавателя, необходимо вовремя направить деятельность любой группы в познавательном направлении, следить за положением в группе обучающихся с низкими учебными возможностями и своевременно включать в активную деятельность. Оказывать своевременную помощь в возникшем споре. Создавать психологический комфорт работы группы.
Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.
Литература:
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.
Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998