kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология группового обучения на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на соответствии учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям.Основа этого подхода заключается в развитии обучающегося в процессе его собственной деятельности.Введение новых технологий в образование вносит изменения в систему учитель - ученик. Центром этой системы становится обучающийся. Одна из таких технологий - технология группового обучения. Преимущества этой технологии неоспоримы: обучающиеся при работе над проблемой не только видят ее, но самостоятельно находят пути решения, формируется уменеие отстаивать свою точку зрения, овладевают коммуникативными навыками, воспитывается умение работать в команде, уважительное отношение к мнению товарища. Обучающиеся овладевают умением самооценки.Работу в малых усебных группах можно использовать на любом этапе урока.Данная форма работы имеет неоспоримые преимущества перед традиционной методикий обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология группового обучения на уроках математики »

Работа в группах на уроках математики в ССУЗах.

Преподаватель Моисеева В.Б.



В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие обучающегося в процессе его собственной деятельности.

Преподаватель всегда находится в поиске путей повышения эффективности обучения, используя разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия, способные заинтересовать обучающихся.

Введение новых технологий в образование вносит радикальные изменения в систему: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь обучающиеся. Это дает возможность каждому обучающемуся работать на уроке в подходящем для него темпе.

Одна из таких технологий – групповая.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных возможностей.

Работа в группе – это прежде всего общение. Она не возможна без дружеских, доброжелательных отношений.

Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет обучающимся работа в малой учебной группе.



Преимущества групповой формы работы в малых учебных группах.

- Часто обучающиеся, в силу своей замкнутости, не готовы задать преподавателю вопрос, если не поняли учебный материал. При работе в малых группах они выяснят друг у друга непонятные или трудные вопросы. В случае необходимости не побоятся обратиться за помощью к преподавателю.

- Обучающиеся учатся видеть проблемы и находить способы их решения.

- При работе в группе формируется умение отстаивать свою точку зрения.

- Происходит процесс овладения коммуникативными навыками и умениями, развивается чувство взаимопомощи, умение работать в команде.

-Обучающиеся овладевают умением самооценки и оценки работы группы в целом.

- Формируется позитивное отношение к изучаемой дисциплине.



1 способ формирование групп - по желанию обучающихся, основанное на принципе добровольности. Это создает комфортность. Положительный эмоциональный настрой. Недостатком при этом может являться формирование групп с различной учебной мотивацией. Т. е. “слабых” и “сильных”. Преподаватель в таком случае выбирает для таких групп задания различной сложности, или если задания в группах одинаковые, то возможность “слабой” группе выступать первой, а остальным группам дополнять работу этой группы.



2 способ формирования групп - по цели. Этот способ дает обучающимся право выбора, воспитывает самостоятельность, ответственность. Повышает эффективность работы обучающихся, воспитывает толерантность

3 способ деления на группы – на усмотрение преподавателя используется для быстрого решения учебной задачи.



Оптимальное количество обучающихся в группе 2-4, максимум 6-8.

При формировании групп из 6-8 человек может возникнуть опасность обособления внутри группы сильной доминирующей пары (тройки), между которыми имеется известная сплоченность. Поэтому обучающимся важно разъяснять все неудачные образования групп.

Роли в группе распределяются по двум позициям 1-организатор, 2-участник групповой деятельности.

Например:

1. «Руководитель» - распределяет роли в группе, следит за работой группы, координирует выставление оценок.

2. « Помощник руководителя» – выполняет задание.

3. « Художник» – выполняет рисунки, чертежи, строит графики

4. « Докладчик» – отвечает на вопросы.

5. « Консультант» – помогает докладчику,



Или другой пример распределения роли в группе:

1. «Научный руководителя» - руководит работой группы

2. «Докладчик» – выступает с отчетом

3. «Лаборант» - работает с приборами, макетами

4. «Секретарь» - оформляет письменный отчет.

Формирование оценки и самооценки.

При работе в группах обязательны критерии оценки групп.

Критерии оценки групп:

- Выступление - 3 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)

- Демонстрации - 3 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)

- Дополнение - 2 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)

- Вопрос - 1 балл

- Ответ - 1 балл

- Оценка

    • “3” - 5 -10 балов

    • “4” - 11-15 баллов

    • “5” – 16-19 баллов



Самооценка работы группы:

-Как вы оцениваете работу группы?

-Были верные гипотезы.

-Все гипотезы проверены.

-Сделан правильный вывод.

-Достигли вы цели?

-Для чего нужны полученные знания?

-Оцените уровень усвоения вами изученного материала по трем позициям:

(Хорошо знаю, Затрудняюсь ответить, Не знаю)

Самооценка выставляется на всех этапах урока.

Важно! Группы не должны остаться без оценки. Оценка может быть выражена в баллах, или может быть эмоциональная оценка.

Групповая форма деятельности универсальна.

Её можно использовать на всех этапах урока:

- в начале урока (например: решением головоломки или интеллектуальной задачи. Главная функция её – развитие, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе, пространственного воображения. Кроме того, этот момент урока пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность).

- при проверке домашнего задания (например: проектная деятельность)

- При изучении нового материала

- при решении задач (закрепление материала)

- при проведении практических работ.



Эффективность групповой формы деятельности

Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех студентов в работу, рабочий шум на уроке.
Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Способствует формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.

Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.

Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей.

Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.

Результаты совместной работы всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым обучающимся индивидуально. В группе каждый получает помощь со стороны сильных студентов, причем помогающий получает помощь от самого себя, т.к. его знания актуализируются, и происходит процесс закрепления и глубокого усвоения.

Также при совместной работе обучающиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю. Он должен хорошо владеть дисциплиной обучающихся на уроке. Работа всех групп должна находиться в поле зрения преподавателя, необходимо вовремя направить деятельность любой группы в познавательном направлении, следить за положением в группе обучающихся с низкими учебными возможностями и своевременно включать в активную деятельность. Оказывать своевременную помощь в возникшем споре. Создавать психологический комфорт работы группы.

Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008

  2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.

  3. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология группового обучения на уроках математики

Автор: Моисеева Валентина Борисовна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Технология группового обучения "
    ["seo_title"] => string(39) "tiekhnologhiia-ghruppovogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "232694"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442899724"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Технология группового обучения на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(56) "tekhnologiia_gruppovogo_obucheniia_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "553025"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591764204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "104440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402697816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Обобщение передового педагогического опыта.Применение элементов групповых и коллективных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(148) "obobshchieniie-pieriedovogho-piedaghoghichieskogho-opyta-primienieniie-eliemientov-ghruppovykh-i-kolliektivnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "140111"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417878913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства