kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В обучении активную роль играют учебные проблемы. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала"»

Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала.


В обучении активную роль играют учебные проблемы. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников.

Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач.

Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни учитель – это ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.


Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач – она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса, в моделировании умственных процессов.


Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.


Методом проблемного обучения считается совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке задач, которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса.

Система задач (проблем), рассматриваемая на уроке, строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.


При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно – познавательную деятельность так, что на основе анализов фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и сообщения, формируют ( с помощью учителя ) определения понятий, правила, теоремы, законы или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.


В чем особенности умственной деятельности ученика при проблемном усвоении знаний?

Психология выделяет два основных вида мыслительной

деятельности человека:

репродуктивную и продуктивную (творческую).

Репродуктивной считается деятельность по образу, по алгоритму. Учитель объяснил суть нового понятия – ученику надо суметь так же объяснить ее самому. Прочитал в учебнике, увидел на экране – надо пересказать содержание, выделив в нем основное и второстепенное (в противном случае деятельность будет просто исполнительной).

Учитель показал, как действовать, - ученику надо сделать так же, т. е. скопировать его действия. Получил задания – выполнил его по алгоритму.


Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно применяет известные знания в новой ситуации или в известной ситуации находит новые для себя знания, новые правила действий. При этом не исключается и его действия по образу, по готовому алгоритму. Деятельность ученика характеризуется рассуждением, размышлением , самостоятельным поиском способа умственного действия.


Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.


В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва не первостепенное значение. При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает противоречивые ситуации, которые обостряют у учащихся сознание необходимости найти ответ, снимающий противоречие.


Проблема может быть поставлена перед учащимися при помощи соответствующего вопроса, в процессе решения некоторого задания, упражнения, задачи, практической или лабораторной работы.


Например, при введении понятия системы координат учащимся даю задание: укажите примеры из жизни, когда расположение множества предметов или состояния вещества описывается множеством чисел. Учащиеся называют шкалу термометра, шкалы других измерительных предметов, обозначения клеток шахматной доски, запись мест в театральных билетах, географическую систему координат и др. Затем ставлю вопрос: как на плоскости можно определить положение точки? Множества точек? Учащимся остается лишь обобщить рассмотренные примеры и выделить аналогии.


Удивление учащихся может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи.

Например, при изучении числовых последовательностей учащихся можно удивить таким заданием:

Имеем последовательность чисел 5,9,13….Каким будет 2000-й член этой последовательности?

Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой, проводила практические работы. Практические работы имеют заметную роль в слабом классе. Такие дети запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это само по себе станет опорой для его памяти.

Практическая работа по теме «Дроби».

1.Начертить квадрат занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить 1/2 часть квадрата, 1/4 часть квадрата.

2.Начертить 2 прямоугольника размером 10×6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, закрашенные части равны?


3.Начертить отрезок длиной 3 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.


Проблемный вопрос содержит еще не раскрытую учащимся проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие.

Но вопрос не должен быть очень сложным, должен соответствовать возрасту и изучаемому материалу.

На уроке геометрии в 8 классе на тему « Трапеция» предложила учащимся задачу: « В трапеции АВСD (ВС//АD) проведена средняя линия МN . Основание ВС =8 см, АD=14 см , АВ= 5см , СD=9см . Вычислить периметр трапеции МВСN».

Решая задачу, учащиеся легко находят боковые стороны новой трапеции; однако основание им известно, а найти длину другого, которое является средней линией трапеции, не могут (недостаточно знаний и терпения).

Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.


Важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатывая имения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей. На протяжении всего времени обучения ученику необходимо уметь работать с книгой.

В 5- 6 классах систематически развиваю у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное и опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить элементы рассуждений, доказательств. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения курсов алгебры и геометрии.

В 7-9 классах учащиеся уже могут составлять план прочитанного, конспект учебной статьи (развернутый или опорный конспект), схему, таблицу, могут самостоятельно сформулировать выводы.

Например, при изучении в 9-м классе темы «Свойства функции» учащиеся составляют следующую таблицу:



функция

область определения

область значения

нули функции

возрастание\

убывание

промежутки знакопостоянства

y=kx+b

R

R

x=-b/k

k0 возрастает



кубывает

yx€(-∞;-b/k)

y0, x€(-b/k; +∞)



y0, x€(-∞;-b/k )

yx€(-b/k;+∞ )

Y=k/x

x€ (-∞;0)U

(0;+∞)

x€(-∞ ;0)

U(0;+∞ )

не существует

к0 убывает




квозрастает

y0 x0; y





y0; y0 x

Y=x

R

R

x=0

x€(-∞ ;0)

убывает


x€(0;+∞)

возрастает

y≥0, x€(-∞;+∞)

Y=x

R

R

x=0

x€(-∞; +∞)


возрастает

y0 при x0


yx

В дальнейшем эту таблицу можно дополнить квадратичной функцией; внести дополнительную колонку «Четные, нечетные функции».

Изучая тему «График функции у= ах + n и у= а(х-m) , предлагаю учащимся в одной системе координат построить 3 графика функций:

а)у = 2х ,б)у = 2х+2 ,в) у =2х-2.

а)у =2х , б)у =2(х-2), в)у =2(х+2).

Затем прошу сделать выводы о том, как построить график функции

у =ах+ n,(у=а(х-m) ).

Задания такого рода развивают у учащихся умение самостоятельно формулировать выводы.

При изучении нового материала применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся: часто использую проблемные ситуации, например, при изучении темы “Сумма п-первых членов арифметической прогрессии”.

После того, как учащиеся хорошо научились работать с формулой n-го члена, с определением арифметической прогрессии, предлагаю для арифметической прогрессии ( an) : 1; 6; 11; 16 …

найти сумму первых 3-х, 5, 10 членов? Вместе делаем вывод, нужно вывести формулу. Формулу выводим фронтально, но в работу стараюсь привлекать всех учащихся класса: использую различные формы работы с книгой.

Например, объяснив новый материал, прошу изучить пункт учебника и найти в пункте то, о чем мы не говорили или прочитать такой-то абзац, выделить главную мысль, использую групповой метод при решении задач, работу в парах( пары составляю сама с учетом уровней познавательной активности).































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала"

Автор: Кушкова Анжелика Владимировна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(41) "ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429513510"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реферат "Применение педагогических технологий" "
    ["seo_title"] => string(58) "riefierat-primienieniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418412573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства