«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.» (Н. А. Коменский)
То, как говорят сегодня наши ученики, это следствие пренебрежения, отсутствия заботливого отношения к своему языку. Возродить гордость за «этот клад, это достояние» можем только мы, учителя!
ХХI век – век информационной революции. Internet опутывает планету, и человек может отправить и получить любую информацию. В этом процессе главное – скорость, а о том, что собственно стало основой информационной цивилизации, – о языке, о его точности и подобающем облике – заботиться уже некогда. Между тем наблюдается катастрофическая деградация языкового сознания и речевого поведения современного поколения. Язык информатики точен и универсален, но для повседневного общения непригоден; он ведет к квазидиалогу, то есть подмене собеседника машиной, полному неумению общаться, приводящему в конечном итоге к разрушению и отдельной личности, и цивилизации в целом. Достижение обернулось своим антиподом: чем больше появилось средств общения, тем реже встречается собственно общение; так всегда – если долго помогать человеку что-то делать, он разучится это делать самостоятельно. Человеку наших дней наиболее интенсивно помогают общаться, и результат очевиден: полное неумение это делать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Средства развития культуры речи на уроках физики.»
Доклад по теме:
Подготовила учитель физики
Коваленко Алла Петровна.
2017 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………….…3
Методологическое значение речи учителя….…………………………….4
Основные понятия…………………………………………………………….6
Культура речи учителя – как основа педагогического мастерства………8
Культура физической речи……………………..………………………….10
Средства развития культуры речи на уроках физики……………………15
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы................................................................................................21
Введение.
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...» (Н. А. Коменский)
То, как говорят сегодня наши ученики, это следствие пренебрежения, отсутствия заботливого отношения к своему языку. Возродить гордость за «этот клад, это достояние» можем только мы, учителя!
ХХI век – век информационной революции. Internet опутывает планету, и человек может отправить и получить любую информацию. В этом процессе главное – скорость, а о том, что собственно стало основой информационной цивилизации, – о языке, о его точности и подобающем облике – заботиться уже некогда. Между тем наблюдается катастрофическая деградация языкового сознания и речевого поведения современного поколения. Язык информатики точен и универсален, но для повседневного общения непригоден; он ведет к квазидиалогу, то есть подмене собеседника машиной, полному неумению общаться, приводящему в конечном итоге к разрушению и отдельной личности, и цивилизации в целом. Достижение обернулось своим антиподом: чем больше появилось средств общения, тем реже встречается собственно общение; так всегда – если долго помогать человеку что-то делать, он разучится это делать самостоятельно. Человеку наших дней наиболее интенсивно помогают общаться, и результат очевиден: полное неумение это делать.
При изучении любого предмета, в том числе и физики, надо овладеть умениями читать и понимать учебный текст, воспроизводить его общее содержание в устной или письменной форме.
Таким образом, целью данной работы предполагается раскрыть сущность и содержание понятия «культура речи», определить особенности понятия «культура физической речи», рассмотреть вопрос о средствах развития культуры речи на уроках физики.
Выдающиеся воспитатели прошлого – И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога. В школе две главные фигуры – учитель и ученик, и их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.
Много мудрых советов относительно педагогического общения сказал В.А. Сухомлинский. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».
1.Методологическое значение речи учителя
Важное условие профессиональной подготовки специалиста любой отрасли – овладение языком специальности, профессиональной речью. Каждый специалист должен быстро и с пониманием прочитать научный текст по своему профессиональному профилю и воспроизвести его общее содержание в устной или письменной форме, каждый специалист должен свободно вести беседу на профессиональные темы. А особенно важно владеть культурой речи специалистам, чья профессия связана с речью – это артисты, судебный работник, журналист и, конечно, учитель.
Профессиональная речь преподавателя является эталоном речи для учеников. В процессе усвоения языка учащиеся равняются на лексико-грамматические конструкции в речи учителя, имитируют ее звучание, применяют подобные стратегии речевого поведения. Кроме того, целью профессиональной речи является оказание педагогического воздействия на класс, поэтому будущему преподавателю необходимо владеть логичной и выразительной речью, все параметры которой применяются адекватно ситуации общения с целью искомого воздействия.
Для эффективного введения и закрепления учебного материала, а также успешной организации учебного процесса речь должна быть целостной и связной. Для учительской работы явно недостаточно иметь даже средний уровень развития речевой деятельности, которая в идеальном случае должна быть на высоком уровне совершенства.
Профессиональная речь – это средство реализации базовых функций учителя в профессиональной деятельности (развивающей, организаторской, воспитывающей, дидактическойи других) и показатель его профессиональной компетентности.
Реальный учебный процесс представляет собой особым образом организованное общение или особую разновидность общения», важной функцией которого выступает установление взаимодействия преподавателя и учащихся, учащихся друг с другом. При этом учебный процесс есть процесс взаимодействия, т.е. процесс совместной деятельности его субъектов. Исторически сложился образовательный механизм, ориентированный на передачу и закрепление определенного объема общей и специальной информации, обладание которой и обеспечивало тот или иной социально-профессиональный статус личности.
Исследования природы профессионально-коммуникативной деятельности учителя необходимо начать с определения базовых понятий и их отношений в рамках этой деятельности. Это имеет в первую очередь методологическое значение для построения методики формирования умений, обеспечивающих реализацию целеполагающих функций учителя, в общем, и профессиональной речи, в частности.
2.Основные понятия
К основным понятиям следует, прежде всего, отнести коммуникативно-обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке физики, дидактическую речь, коммуникативно-обучающее умения.
1. Коммуникативно-обучающая деятельность
Профессиональная деятельность учителя физики предполагает выполнение целого ряда функций, наиболее значимой из которых является коммуникативно-обучающая.
Коммуникативно-обучающая функция – сложная по своей природе и структуре деятельность. Она включает такие важнейшие компоненты, как информационно-ориентирующий, мотивационно-стимулирующий и контроль-корригирующий и направлена на достижение главной цели обучения физике в средней школе. В основе коммуникативно-обучающей деятельности лежит профессиональное владение предметом, которое позволяет учителю строить учебный процесс на коммуникативной основе
2. Профессиональное владение предметом в основе имеет так называемую обучающую, или дидактическую речь. Дидактическая речь позволяет преподавателю приспособить свой речевой опыт применительно к уровню подготовки обучаемых, доступно и корректно в языковом и методическом плане объяснять, контролировать и управлять усвоением материала по физике в общении с учащимися, исправлять их ошибки, оценивать работу и так далее.
Основные функции дидактической речи заключается в построении учебного процесса на коммуникативно-речевой основе:
– поддержание речевой направленности учебного процесса на каждом уроке;
– формирование у учащихся коммуникативных установок;
– создание психологического климата, способствующего общению и поддержанию интереса к физике.
Дидактическая речь включает в себя ряд специализированных умений, связанных с организацией и управлением коммуникаций на уроке.
3. Коммуникативно-обучающие умения
Это умения, способствующие усвоению физики в речевом общении, взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
Учитель должен уметь вести урок в различных режимах (учитель-класс, учитель-ученик, ученик- ученик, класс-ученик);
Организовывать групповое общение, используя учебные и естественные ситуации; ставить перед учениками коммуникативные задачи, адекватные условиям, возможностям, и целям, воспитывать у них потребность пользоваться специальными терминами, связанными с физикой.
4. Педагогическое общение
Педагогическое общение понимается как профессиональное общение с учениками на уроке и вне его и как система органичного социально- психологического воздействия учителя к учащимся, т.е. во главу угла ставится коммуникативное взаимодействие, которое определяется через взаимовлияние, побудительность и регулятивную активность коммуникантов.
Под педагогическим общением на уроке физики подразумевается речевое взаимодействие учителя и учащегося (учащихся) их регулятивно-воздейственную активность, опосредованную индивидуально-личностными и деятельностными (коммуникативно-обучающими и коммуникативно-познавательными) факторами.
Цель учителя в классе – воздействовать на учащихся, обратить их внимание на новый и наиболее важный материал, выделить ключевые характеристики материала и так далее. Ученики следят за логикой высказывания учителя с помощью ключевых слов и смысловых опор, которые реализуются в звучащей речи учителя посредством логического ударения.
3. Культура речи педагога – как основа педагогического мастерства.
Культура речи учителя — это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей. Термин «культура речи» многозначен. В широком смысле он имеет синоним «культура языка» (подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). В узком смысле, культура речи — это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т. п. Кроме этого, культурой речи называют самостоятельную лингвистическую науку. Термин «культура речи» некоторыми исследователями понимается как качество речи и как наука о качестве речи. Культура речи — совокупность таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.Деятельность преподавателя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами. Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. И культура общения, и культура речи обеспечивают достижение цели общения наиболее эффективными средствами.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Умение говорить - это кратчайший путь к известности... Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться от «сорных» слов.
Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Речь конкретна и индивидуальна. Каждый учитель знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства.
Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.
Задача речи — организация учебной деятельности школьников, формирование у них знаний и умений, интереса к предмету, различных познавательных установок.
4. Культура физической речи
Речь учителя на уроке физики, как уже указывалось, рассматривается с точки зрения ее функций в учебном процессе: стимулирующей, регулирующей, контролирующий, организующий.
Однако она значительно сложнее, объемнее и многоплановой, если рассматривать ее как средство реализации педагогического общения, имеющего в основе специальные навыки и умения. Специфика предмета физики проявляется в содержании профессиональных умений, касается ли это дидактической речи, педагогического общения на уроке физики или коммуникативно-обучающей деятельности в целом.
Владения языком учителем рассматривается в связи с коммуникативно-обучающей функцией. Поскольку содержание этой функции «состоит в том, что учитель должен обеспечить построение учебного процесса на коммуникативно-речевой основе». В содержание этого понятия включают определенный набор умений:
– умение вести урок, устанавливать контакты учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-класс;
– перестраивать свою речь в зависимости от конкретных условий обучения (упрощать или усложнять ее, переходить от одной формы работы к другой, от монолога к диалогу, и т.п.);
– словесно побуждать учащихся к мотивированной деятельности и управлять ею, ставить перед ними определенные коммуникативные задачи;
– создавать и использовать учебно-речевые ситуации, стимулируя деятельность учащихся на уроке физики, управляя ее путем постепенного усложнения задач, обеспечивая единство деятельности и поведения учащихся;
– определять характер ошибок учащихся, выявлять их причины, намечать пути их предупреждения и способы их устранения;
– использовать внеклассную работу учащихся в целях совершенствования практических навыков и умений и повышения интереса к учебному предмету.
Перечисленные умения представляют собой понятия, характеризующие разные аспекты профессиональной деятельности учителя.
Культура физической речи рассматривается как культура речи субъекта, проявляющаяся при описании и объяснении физических явлений и свойств материи, определении и характеристике физических величин, описании физических приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков, чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических теорий. Модель культуры речи учителей физики включает пять компонентов:
1) языковой - соблюдение норм литературного языка;
2) коммуникативный - владение функциональными стилями, целесообразность речи, соблюдение правил точности, понятности, чистоты, логичности, уместности речи и т.д.;
3) профессиональный, предполагающий владение нормами двух видов - предметными (знание физики, согласованность темпа изложения с физическим экспериментом, специальные умения: описать и объяснить физическое явление; четко описать структурные формы материи; определить физическую величину; правильно описать физический прибор, механизм, машину; сопровождать физический опыт четким и логическим рассказом; грамотно читать графики, строить рассказ по данному рисунку, объяснять чертежи и схемы; грамотно формулировать физический закон; содержательно раскрыть физическую теорию; правильно читать физические задачи) и педагогическими (владение основами педагогического общения, умение применять различные словесные методы, знание и применение законов логики и логических функций изложения);
4) риторический - четкое представление структуры излагаемого материала;
5) этический - знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации.
Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечить сотрудничество и сотворчество.
Методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике включает в себя следующие компоненты:
1) мотивационно-целевой, объединяющий цели и задачи, а также систему методических средств развития положительной мотивации учащихся при развитии у них культуры речи в процессе обучения физике;
2) содержательный, включающий в себя структурную модель культуры речи обучающихся;
3) процессуально - деятельностный, описывающий этапы развития культуры речи на занятиях по физике разной формы: мотивационно-установочный, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий, творческий, контрольно-оценочный; средства развития культуры речи (задания и памятки разного вида); приемы вовлечения детей в процесс речевого общения на занятиях по физике (устный ответ , выполнение специальных заданий, направленных на развитие культуры физической речи и др.);
4) результативно-корректирующий, включающий в себя анализ и самоанализ устной и письменной речи учащихся, корректирующие действия на разных этапах формирования культуры речи.
Физика относится к точным наукам, требует, прежде всего, четкости выражения мысли. На примерах физических формулировок и определений учитель может показать учащимся, как можно внимательно и бережно относиться к слову. Например, испарение — вылетание молекул с поверхности жидкости... Нужно испарение — процесс парообразования, при котором в пар переходят молекулы с поверхности жидкости. Следует подчеркнуть, что снижение эффективности обучения связано с допущением содержательно-речевых недочетов: нечеткости высказываний, неправильного использования физических терминов, неуместного применения образных выражений, неуместного перехода с демонстрации к проблеме, нелогичного объяснения задачи и пр. Поэтому так важно владение учителем нормами литературного языка и знание точных определений физических понятий, формулировок законов, четкое произношение единиц измерения физических величин. Правильность — это обязательное первостепенное качество любой речи, и речи учителя в особенности. Слушая учителя физики, ученики не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов, а также нестандартно построенной фразы, которая зачастую может замедлить понимание учащимися без того сложного материала по физике. Правильная речь — это речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Точная речь — это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Если учитель физики не знает свой предмет (предмет речи), то он исказит ее, и его речь не будет точной. Знание предмета речи (физических понятий, законов, теорий, формул и т.д.) —обязательно. Например, уран — химический элемент, Уран — планета, дифференцировать — решать проблему по частям, дифференцировать — находить дифференциал.
Выразительная речь — это речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. При объяснении учителем физики абстрактного понятия можно использовать метафору (употребление слов в переносном значении), что помогает сделать понятной позицию педагога. Например, построить схему, раскрыть вопрос. Также используется сравнение (сопоставление предметов, имеющих общий признак). Сравнение является одним из способов познания внешнего мира, поэтому без сравнения не обходится ни сама наука, ни ее язык. Например, электроны — это совсем не шарики-пылинки, а некоторые во многом еще загадочные сгустки материи, которые ведут себя не только как частицы, но и как волны. Электроны движутся по орбитам вокруг ядра (не бильярдный шар). Материальная точка — это не чернильная точечка, а точка, обладающая массой. Закономерно использование в речи учителя эпитета. Эпитет — слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Например, стекание электрического заряда, чувствительность прибора. Чистая речь — это речь, в которой нет чужих литературному языку элементов. Богатство речи — определяется, использованием богатства языка. О богатстве языка судят не только по количеству слов, но и по смысловой их насыщенности, способность употреблять одно и то же слово в разных значениях. Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, протекание физического процесса (протекание не жидкости, а изменение во времени параметров процесса).Логичная речь — это речь, состоящая в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности. Некоторые требования логичности речи нарушаются в предложениях с одновременными именами и обобщающим словом (сочетание родового понятия с видовыми). Например: В лаборатории электромагнетизма есть амперметр, вольтметр, приборы для измерения физических величин (получается, что первые приборы не измеряют физические величины).
Культура речи учителя физики служит важным показателем владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями. Сфера деятельности является сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя физики. Данное обстоятельство определяет значимость развития культуры речи учителя физики.
5. Средства развития культуры речи на уроках физики.
На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Средствами развития культуры физической речи обучающихся являются задания, классифицируемые по следующим признакам: временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия детей, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции. Перечисленные задания могут быть разного вида: на формулировку определения; формирование словарного запаса; описание и объяснение явлений, объектов; формулировку физических понятий и отношений между ними; выделение существенных признаков понятия; составление классификационных схем, таблиц; составление текста по определенному вопросу; различные приемы работы с учебной, справочной, методической и художественной литературой; сравнение, анализ и синтез полученных знаний; решение задач творческого характера.
Очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.
Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления. Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы: упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план...”,“Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”; упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните графики...”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие...?”.
На установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”
Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: “допишите утверждение, начало которого записано…”, “вставьте пропущенные буквы в слова (физические термины, названия приборов, имена ученых)”.
Но для словарной работы требуется специальный дидактический материал. У нас составлена картотека трудных слов по физике, взятых из учебников 7-11-х классов. Ученики сами выбирали слова, которые у них вызывают затруднения в правописании или понимании. Эти же слова, написанные крупным шрифтом на стандартных карточках, могут быть расположены на доске под рубрикой “Пиши правильно”. Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение понятия – вещь далеко не простая, и школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся терминов – существительных, а количество используемых глаголов и прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными, быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать – главная задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои варианты определения научного понятия, например: “Плотность – это …”, “Плотностью называется ...”, “Плотность показывает…”, “Чтобы найти плотность, нужно...”
Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы исследовательские и диагностические цели. Прежде всего, устанавливается уровень интеллекта, информированности и интуитивных способностей. Осознанию условий задач используются некоторые приёмы:
Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение “Воздушная оболочка Земли” можно заменить научным термином “Атмосфера”).
Замена слова его аналогом, т.е. близким по смыслу (например: “Нажать – оказать давление”). Используя планы обобщенного характера, необходимо подготовить ответ об одном из явлений, о физической величине, о законе, о приборе и т.д. Ответы могут быть индивидуальными или коллективными – “по цепочке”. Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться физическими терминами.
Для выработки умения лаконично формулировать, свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры “Скажи это одним словом”, в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например: движение с постоянной скоростью – равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, – ускорение; движение с постоянным ускорением – равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д. В другом варианте этой игры ставится обратная задача – дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.
Важно приучать подростков внимательно относиться к каждой произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл. Овладение искусством риторики немыслимо без привития любви к чтению. Поэтому при изучении физики учащиеся пользуются научно-популярной литературой, произведениями из серии “Жизнь замечательных людей”, книгами Перельмана, Блудова, Китайгородского и других известных авторов. Составляют аннотации, пишут краткие лицензии о прочитанном, выписывают интересные высказывания учёных, важнейшие выводы, т.е. составляют своеобразный дневник развития физико-технических знаний. В научно-популярных журналах “Наука и жизнь”, “Квант”, “Знание – сила” материал изложен доступно и интересно, а поэтому систематическое обращение к ним способствует воспитанию культуры речи учащихся. Огромный воспитательный потенциал имеет написание рефератов и сочинений физике, технике, проблемам в науке, работа над которыми развивает самостоятельность учащихся, приобщает их к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и образному изложению мысли.
Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, существо дело, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.
Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.
Заключение.
Обучение – это активное взаимодействие учителя и учащихся и оно не может носить односторонний характер, именно от учителя зависит то, насколько успешным будет процесс обучения.
Учитель, владеющий профессиональной речью, достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Для обучения значимыми характеристиками профессиональной речи учителя является, прежде всего, грамотность построения фраз, простота и ясность изложения, выразительность, тон, паузы, темп, интонация, дикция.
Знание круга вопросов, связанных с понятием культуры речи как науки, а также постоянная речевая практика, специальные задания, владение литературно-языковыми нормами, регулярные тренировки и расширение речевого опыта будут способствовать формированию речевой культуры специалиста любой области, в том числе учителя физики.
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Влияние речи на общество усиливается вместе с развитием самого общества – это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство. Учить детей правильному общению – задача педагога.
Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу. Детская психика – самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников.
Литература.
Алексеевнина, А.К. От физических понятий к культуре речи. Журнал «Фундаментальные исследования».2014- №6(часть 4) – 807-811с.
Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм -ЕВРОЗНАК:ОЛМА-Пресс, 2004. – 666 с.
Десяева, Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
Коломин, В.И. Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики // Наука и школа. 2008. - № 1. - С. 5 - 7.
Кульневич, C.B. Современный урок: науч.-практич. Пособие / C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Ростов н/Д: Учитель. - 41. - 2004.288 с.
Ю.О. Мурашев, A.A. Культура речи учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -432 с.
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. – М.: Изд-во «Школа – Пресс», 2000. – 512 с.
Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Изд-во Слово, 2000. – 624 с
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. С 69 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация[Текст]: учеб. пособие / Филиппова О.В. – М.: Изд-во Флинта: Наука, – 2001. – 192 с.
Фрейдина, Е.Л. Публичная речь и ее просодия. Монография [Текст] / Е.Л. Фрейдина – М.: Изд-во Прометей МПГУ, 2005. – 192 с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина – М.: Изд-во Просвещение, 1979. – 160 с.