kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по работе с учебной и дополнительной литературой по предмету физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данных рекомендаций - воспитать у учащихся любовь и уважение к книге как источнику научных и технических знаний, научить их самостоятельно работать с ней.

 Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и углублять знания. За время обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:

—   выделить главное в тексте (существенные признаки изучаемых явлений, сущность законов и др.

—  самостоятельно    разбираться    в    математических    выводах формул;

—  пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

—  составлять план (конспект) прочитанного;

—  излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями полученными из других источников;

—  пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями;

—  работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу.

Успешное решение вопроса об эффективных способах формирования у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой может быть достигнуто на основе структурного анализа содержания учебного предмета, выделения основных структурных элементов, определяющих специфику его содержания. Обучение учащихся рациональным приемам самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по физике, умению выделять в тексте главное необходимо проводить этапами, рассмотрим задачи и сущность каждого из них.

  1. Первоначальные умения.      На этом этапе ставят задачу выработать у учащихся первоначальные умения и навыки работы с учебной литературой по предмету, а именно: умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы, поставленные учителем или содержащиеся в конце параграфа, умение получать необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков, умение пользоваться оглавлением учебника.

На этом этапе ученикам предлагают для самостоятельного изучения простые тексты, содержащие изложение какого-либо одного вопроса (например, только о явлении или только об устройстве и принципе действия физического прибора), и контрольные вопросы для проверки качества усвоения прочитанного. Контрольные вопросы предлагают перед самостоятельной работой с книгой, что способствует более сознательному и прочному усвоению материала. Они  выполняют роль «опорных пунктов», ориентирующих учащихся на выделение в тексте наиболее существенного, главного (например, существенных признаков явлений). Одновременно с этим учащимся предлагают и другие вопросы с целью выработать у них уме­ние читать рисунки, схемы и чертежи, работать со справочными таблицами.

2.Планы обобщенного характера

На втором этапе ставятся более сложную задачу – научить учащихся самостоятельно выделять главные мысли в предлагаемом тексте с помощью планов обобщенного характера, пригодных для многих текстов определенного типа.

Планы обобщенного характера выражают основные требования к усвоению каждого конкретного структурного элемента знаний — о явлении, величине, законе, теории и т. д. Они определяют общий подход к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой. Это знания о знаниях. Планы обобщенного характера служат ориентировочной основой в процессе приобретения новых знаний. Они выполняют функции своего рода алгоритмических предписаний. Обобщенными они  названы потому, что могут быть использованы для изучения  широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и  т. д. ; для изучения законов,  теорий (законов вообще, теорий вообще) и т.д.

Применительно к отдельным учебным предметам они могут быть конкретизированы, детализированы, но в основных узловых моментах они остаются общими для всех естественнонаучных дисциплин. Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у учащихся умения самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в прочитанном тексте. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер. Учащиеся могут их использовать для построения ответов, которые при этом становятся краткими, лаконичными, ответами по существу. Учащиеся быстро отказываются от механической зубрежки. Планы обобщенного характера   являются важным   средством самоконтроля   учащихся   за   своими   знаниями,   они   могут   быть использованы и при взаимном контроле знаний. Они помогают и учителю осуществлять самоконтроль за изложением учебного материала и при осуществлении  контроля , за  результатами самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой. Ниже приведены примеры таких планов.

I. О физическом явлении:

1.  Признаки, по которым обнаруживается явление.

2.  Условия, при которых протекает явление.

3.  Сущность явления, его объяснение на основе современных научных представлений.

4.  Связь данного явления с другими явлениями.

5.  Использование явления на практике.

6.  Способы предупреждения вредных действий явления на природу, человека и технику.

II.   О физической величине:

1.  Какое свойство тела или явление характеризует данная величина?

2.  Определение величины.

3.  Формула, выражающая связь данной величины с другими.

4.   Единицы величины.

5.  Способы ее измерения.

III.  О физическом законе:

1.  Связь между какими явлениями или величинами, характеризующими явление, выражает данный закон?

2.  Формулировка закона.

3.  Математическое выражение закона.

4.  Опыты, подтверждающие справедливость закона.

5.  Объяснение закона на основе современных научных теорий.

6.  Примеры использования закона на практике.

3. Закрепление полученных умений  и формирование у учащихся умения самостоятельно работать с комбинированным текстом

На третьем этапе осуществляют закрепление у учащихся умения самостоятел

ьно определять тип текста, круг основных вопросов в нем и соответствующий тексту план построения ответа. К концу этого этапа заметно повышается культура речи учащихся. Ответы  их становятся ответами по существу, что приводит к сокращению  времени на устные формы проверки знаний и изменению этих форм.

 На четвертом этапе осуществляют формирование у учащихся умения самостоятельно работать с комбинированным текстом, включающим вопросы нескольких типов, например материал о явлении и величинах его характеризующих, о принципе действия прибора и областях его применения и т. д. Задача заключается в том, чтобы научить учащихся анализировать такой текст,  разделять  его на самостоятельные части, определять, что в каждой части главное, и для каждой части отдельно построить план ответа. Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником не завершается четвертым этапом, ее необходимо продолжать в связи с написанием рефератов, подготовкой докладов и сообщений для учебных конференций и семинаров.

Заключение

Каково бы ни было содержание самостоятельной работы с учебником, результаты ее непременно должны быть проверены и обсуждены на уроке. Выбор способов проверки зависит от особенностей изучаемого материала, состава группы и других факторов. Если текст учебника включает объяснение сущности   явления или описание устройства и принципа действия приборов и механизмов, проверку следует осуществлять методом индивидуального опроса, который может быть дополнен фронтальным опросом, дающим возможность внести дополнения и уточнения в знания, полученные учащимися самостоятельно.

Во время опроса целесообразно вызывать учеников к демонстрационному столу, чтобы при ответе они имели возможность использовать наглядные пособия, воспроизвести опыты, описанные в учебнике, выполнить на доске необходимые чертежи, зарисовки и записи. Понимание отдельных частных вопросов лучше проверить методом фронтального опроса или беседы. Для проверки усвоения теоретического материала всеми учащимися целесообразно наряду с указанными способами проверки использовать метод выборочных ответов с применением контролирующих устройств или карточек с шифром. В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов.

Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с книгой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся выявить имеющиеся у них недостатки в работе с литературой и показывает наиболее рациональные ее приемы.

В тех случаях, когда учитель убежден, что материал для самостоятельного изучения по учебнику группой усвоен достаточно хорошо, можно домашнее задание ограничить решением задач, наблюдением или опытами, а в некоторых случаях оно может быть совсем выключено. Это побуждает учащихся экономно расходовать на уроке каждую минуту учебного времени.

Литература

1.  Усова А. В., Вологодская 3. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.— М.: Просвещение,2001.—С. 158.

2.  Усова А. В., Вологодская 3. А. Дидактический материал по физике. 6—7 классы.— М.: Просвещение, 2004.— С. 127.

3.  Усова А. В., Завьялов В. В.  Самостоятельная работа учащихся в про­цессе изучения физики.— М.: Высшая школа, 2004.—С. 96.

4.  Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. Серия «Педагогика и психология».— М.: Знание, 2007.—№ 7.— С. 80.

5.  Ушаков М. А. Физика. Электричество. Иллюстративный раздаточный ма­териал.—М.: Просвещение, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе с учебной и дополнительной литературой по предмету физика »

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрань

Технологический профиль










Методические рекомендации

по работе с учебной и дополнительной литературой

по предмету физика







Автор: Корчажникова О.А.,

преподаватель физики

Высшая категория




Сызрань, 2009



Содержание


Введение ……………………………………………………………с.3

1.Первоначальные умения…………………………………………с.4

2.Планы обобщенного характера………………………………….с.5

3. Закрепление полученных умений и формирование у учащихся

умения самостоятельно работать с комбинированным текстом.с.7

Заключение…………………………………………………………с.7

Литература…………………………………………………………с.9






















Введение



Цель данных рекомендаций - воспитать у учащихся любовь и уважение к книге как источнику научных и технических знаний, научить их самостоятельно работать с ней.

Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и углублять знания. За время обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:

— выделить главное в тексте (существенные признаки изучаемых явлений, сущность законов и др.

— самостоятельно разбираться в математических выводах формул;

— пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

— составлять план (конспект) прочитанного;

— излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями полученными из других источников;

— пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями;

— работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу.

Успешное решение вопроса об эффективных способах формирования у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой может быть достигнуто на основе структурного анализа содержания учебного предмета, выделения основных структурных элементов, определяющих специфику его содержания. Основные структурные элементы курса физики представлены на схеме (рис. 1).














Рис. 1



Обучение учащихся рациональным приемам самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по физике, умению выделять в тексте главное необходимо проводить этапами, рассмотрим задачи и сущность каждого из них.

  1. Первоначальные умения

На этом этапе ставят задачу выработать у учащихся первоначальные умения и навыки работы с учебной литературой по предмету, а именно: умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы, поставленные учителем или содержащиеся в конце параграфа, умение получать необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков, умение пользоваться оглавлением учебника.

На этом этапе ученикам предлагают для самостоятельного изучения простые тексты, содержащие изложение какого-либо одного вопроса (например, только о явлении или только об устройстве и принципе действия физического прибора), и контрольные вопросы для проверки качества усвоения прочитанного. Контрольные вопросы предлагают перед самостоятельной работой с книгой, что способствует более сознательному и прочному усвоению материала. Они выполняют роль «опорных пунктов», ориентирующих учащихся на выделение в тексте наиболее существенного, главного (например, существенных признаков явлений). Одновременно с этим учащимся предлагают и другие вопросы с целью выработать у них уме­ние читать рисунки, схемы и чертежи, работать со справочными таблицами.

2.Планы обобщенного характера

На втором этапе ставятся более сложную задачу – научить учащихся самостоятельно выделять главные мысли в предлагаемом тексте с помощью планов обобщенного характера, пригодных для многих текстов определенного типа.

Планы обобщенного характера выражают основные требования к усвоению каждого конкретного структурного элемента знаний — о явлении, величине, законе, теории и т. д. Они определяют общий подход к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой. Это знания о знаниях. Планы обобщенного характера служат ориентировочной основой в процессе приобретения новых знаний. Они выполняют функции своего рода алгоритмических предписаний. Обобщенными они названы потому, что могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т. д. ; для изучения законов, теорий (законов вообще, теорий вообще) и т.д.

Применительно к отдельным учебным предметам они могут быть конкретизированы, детализированы, но в основных узловых моментах они остаются общими для всех естественнонаучных дисциплин. Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у учащихся умения самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в прочитанном тексте. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер. Учащиеся могут их использовать для построения ответов, которые при этом становятся краткими, лаконичными, ответами по существу. Учащиеся быстро отказываются от механической зубрежки. Планы обобщенного характера являются важным средством самоконтроля учащихся за своими знаниями, они могут быть использованы и при взаимном контроле знаний. Они помогают и учителю осуществлять самоконтроль за изложением учебного материала и при осуществлении контроля , за результатами самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой. Ниже приведены примеры таких планов.

I. О физическом явлении:

1. Признаки, по которым обнаруживается явление.

2. Условия, при которых протекает явление.

3. Сущность явления, его объяснение на основе современных научных представлений.

4. Связь данного явления с другими явлениями.

5. Использование явления на практике.

6. Способы предупреждения вредных действий явления на природу, человека и технику.

II. О физической величине:

1. Какое свойство тела или явление характеризует данная величина?

2. Определение величины.

3. Формула, выражающая связь данной величины с другими.

4. Единицы величины.

5. Способы ее измерения.

III. О физическом законе:

1. Связь между какими явлениями или величинами, характеризующими явление, выражает данный закон?

2. Формулировка закона.

3. Математическое выражение закона.

4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

5. Объяснение закона на основе современных научных теорий.

6. Примеры использования закона на практике.


3. Закрепление полученных умений и формирование у учащихся умения самостоятельно работать с комбинированным текстом

На третьем этапе осуществляют закрепление у учащихся умения самостоятел

ьно определять тип текста, круг основных вопросов в нем и соответствующий тексту план построения ответа. К концу этого этапа заметно повышается культура речи учащихся. Ответы их становятся ответами по существу, что приводит к сокращению времени на устные формы проверки знаний и изменению этих форм.

На четвертом этапе осуществляют формирование у учащихся умения самостоятельно работать с комбинированным текстом, включающим вопросы нескольких типов, например материал о явлении и величинах его характеризующих, о принципе действия прибора и областях его применения и т. д. Задача заключается в том, чтобы научить учащихся анализировать такой текст, разделять его на самостоятельные части, определять, что в каждой части главное, и для каждой части отдельно построить план ответа. Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником не завершается четвертым этапом, ее необходимо продолжать в связи с написанием рефератов, подготовкой докладов и сообщений для учебных конференций и семинаров.

Заключение

Каково бы ни было содержание самостоятельной работы с учебником, результаты ее непременно должны быть проверены и обсуждены на уроке. Выбор способов проверки зависит от особенностей изучаемого материала, состава группы и других факторов. Если текст учебника включает объяснение сущности явления или описание устройства и принципа действия приборов и механизмов, проверку следует осуществлять методом индивидуального опроса, который может быть дополнен фронтальным опросом, дающим возможность внести дополнения и уточнения в знания, полученные учащимися самостоятельно.

Во время опроса целесообразно вызывать учеников к демонстрационному столу, чтобы при ответе они имели возможность использовать наглядные пособия, воспроизвести опыты, описанные в учебнике, выполнить на доске необходимые чертежи, зарисовки и записи. Понимание отдельных частных вопросов лучше проверить методом фронтального опроса или беседы. Для проверки усвоения теоретического материала всеми учащимися целесообразно наряду с указанными способами проверки использовать метод выборочных ответов с применением контролирующих устройств или карточек с шифром. В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов.

Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с книгой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся выявить имеющиеся у них недостатки в работе с литературой и показывает наиболее рациональные ее приемы.

В тех случаях, когда учитель убежден, что материал для самостоятельного изучения по учебнику группой усвоен достаточно хорошо, можно домашнее задание ограничить решением задач, наблюдением или опытами, а в некоторых случаях оно может быть совсем выключено. Это побуждает учащихся экономно расходовать на уроке каждую минуту учебного времени.














Литература

1. Усова А. В., Вологодская 3. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.— М.: Просвещение,2001.—С. 158.

2. Усова А. В., Вологодская 3. А. Дидактический материал по физике. 6—7 классы.— М.: Просвещение, 2004.— С. 127.

3. Усова А. В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в про­цессе изучения физики.— М.: Высшая школа, 2004.—С. 96.

4. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. Серия «Педагогика и психология».— М.: Знание, 2007.—№ 7.— С. 80.

5. Ушаков М. А. Физика. Электричество. Иллюстративный раздаточный ма­териал.—М.: Просвещение, 2007.




















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Корчажникова Ольга Алексеевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников "
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "219335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434120765"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Элективный курс по физике " Загадки Вселенной" "
    ["seo_title"] => string(48) "eliektivnyi-kurs-po-fizikie-zaghadki-vsieliennoi"
    ["file_id"] => string(6) "236674"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444137033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Элективный курс "Загадки Вселенной" "
    ["seo_title"] => string(37) "eliektivnyi-kurs-zaghadki-vsieliennoi"
    ["file_id"] => string(6) "197837"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428321658"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства