Технологическая карта урока по учебному предмету «Естествознание» в 5-ом классе на тему «Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда».
Тип урока:
Закрепление новых знаний и способов действий при решении задач.
Авторы УМК:
Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С.
Цели урока:
Главная дидактическая цель: формировать умения решать задачи; способствовать развитию физической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в лицее и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информация полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные: уметь решать задачи.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответсявенность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в лицее и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Познавательные- : уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из физических текстов необходимую информацию; использовать знаково- символические средства; строить логическую цепочку рассуждений.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор
Образовательные ресурсы:
Учебник, таблица –задача.
Технологическая карта урока по естествознанию в соответствии с требованиями ФГОС
по учебнику «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5—6 классы» 5 класс. Авторы: Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С.
Тема: «Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
(Закрепление новых знаний и способов действий при решении задач.)
Технология проведения
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Деятельность учеников
Планируемые результаты
предметные
Универсальные учебные действия
Целеполагание
Организует деятельность учащихся с помощью слов помощников
На доске прописаны слова помощники: (слайд1)
Повторим
Изучим
Закрепим
Проверим
Ученики озвучивают свою цель поставленную на урок используя слова помощники и прописывают их себе в тетрадь
Уметь ставить цель по данной теме.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; совместно договариваться о правилах поведения и общения в лицее и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;
- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;
- проверить уровень подготовки к уроку
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ; проверяет уровень подготовки к уроку.
Мотивирует на правильное выполнение диктанта.
Слайд 2
Оценка «5» - 5 правильных ответов.
«4» - 4 правильных ответа.
«3» - 3 правильных ответа.
Проводит физический диктант.
Проводит взаимоконтроль.
Подводит итоги диктанта.
Сегодня на уроке мы проверим, как усвоил тему каждый из вас. (Слайд 3)
Физический диктант:
1)По какой формуле можно найти давление?
2)По какой формуле рассчитывают силу давления?
3)А как определить давление жидкости на любой глубине в ней?
4)От чего же зависит давление в жидкости или газе?
5)Как определить
высоту столба жидкости в сосуде?
Слайд 4
Ответы физического диктанта
Ученики отвечаю на вопросы учителя, прописывая ответы на листах взаимоконтроля
Ответы:
- p = F/S
p = ρgh
- F= p S
F=mg
- p = ρgh
4)От плотности жидкости или газа, от высоты столба жидкости или газа. (от ρ и h)
5) h= p/ρg
Обмениваются своими работами с соседом и проверяют на оценку (исправленное задание считается ошибкой)
Проверить знание основных законов и формул для вычислений
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Закрепление полученных знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать закрепление учениками выполнения построения графиков с помощью нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Слайд 5
Учитель представляет таблицу физических величин с неполными данными. Организует усвоение учениками действия построения графиков с проговариванием во внешней речи.
Используя таблицу ученики составьте условие физической задачи.
Запишите условие задачи и решите ее.
По полученным результатам постройте графики зависимости давления жидкости от высоты столба и давления жидкости от плотности жидкости.
p, Па
ρ,кг/м3
h, м
g, Н/кг
10000
500
?
10
?
1000
12
10
136000
?
10
10
Проговаривают алгоритм решения задач.
Интерпретируют текст задачи из таблицы. Формулируют условие практических задач.
Записывают условие задачи, решают их и строят графики зависимости.
Уметь формулировать условие задачи используя табличные данные. Оформлять условие задачи и решать ее. Уметь изображать графически зависимость давления от высоты столба жидкости и зависимость давления от плотности жидкости.
Регулятивные : уметь проговаривать последовательность деятельности на уроке и алгоритм решения задач.
Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний уметь использовать знаково - символические средства. Строить логические цепи рассуждений. Строить графики зависимости физических величин. Представлять информацию в разных формах – таблицах, графиках;
Личностные : смыслообразование – связь учебной деятельности с мотивом определение того, какое значение эта задача имеет для меня и как связать условие задачи с жизненной ситуацией);
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Рефлексия учебной деятельности.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока.
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.
Подведем итоги работы на уроке. –Какую цель на урок вы ставили?
- Достигли ли вы этой цели?
Назовите тему урока.
Чему вы научились на уроке?
Оцените свою деятельность.
Домашнее задание: повторить условия возникновения давления в жидкостях и газах и выполнить задачу №3 с карточки – таблицы.
Отвечают на вопросы. Рассказывают что узнали. Осуществляют самооценку.
Записывают домашнее задание
Уметь решать задачи интерпретируя таблицу в текст и график.
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельноти.