kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник логических задач для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник логических задач по математике предназначен для учащихся начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник логических задач для начальной школы»



Методическое пособие «Сборник логических задач для начальной школы» составлен учителем начальных классов Кудайбергеновой Л.Б.



КГУ «Токтамысская средняя школа», 2017год

























Пособие содержит разнообразные виды заданий: задачи – шутки, логические задачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. 
Задания можно использовать на каждом уроке математики в качестве дополнительного материала, во внеклассной работе, для самостоятельных занятий. 
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов









«Сборниклогических задач для начальной школы», составитель Кудайбергенова Л.Б.

Рассмотрено на заседании районного методического объединения учителей начальных классов протокол № 3 от 17.03.2017 года

Утверждено и рекомендовано к изданию.































Рецензировано.

Рецензент: Матерова Л.П. - заместитель директора по учебной работе, учитель І уровня



Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………………

  2. Логические задачи ………………………………………………………………..

  3. Логические упражнения ………………………………………………………..

  4. Игры со спичками ……………………………………………………………….

  5. Задачи в стихах …………………………………………………………………..

































Введение

«Математика принадлежит к числу наук, имеющих громадное значение для выработки умения логически мыслить, делать обобщения».

Н.К.Крупская

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его ученики учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончанию начальной школы у них было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий, для того, чтобы понять их условие. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в школьную программу по математике. 
Учащихся необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например логические таблицы, графы или свойства, облегчающие решение задач.

Мыслить логически – одно из важных умений, которое можно развивать с помощью специальных упражнений.
Как включить детей в мыслительный процесс волнует многих взрослых. 
Нужно предоставить ребёнку возможность, подобно знаменитому Шерлоку Холмсу, самому решать запутанные на первый взгляд, задачи.
И когда ребёнок, пройдя всю цепочку умозаключений, восстановит недостающие звенья в задаче и сделает свой первый логический вывод, он откроет для себя увлекательный мир логики.








Логические задачи



  • Чем оканчиваются день и ночь? Мягким знаком



  • Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? Да, собака сидит на собственном хвосте, рядом сорока летает  





  • Что надо сделать, чтобы пять парней остались в одном сапоге? Каждому из них снять по сапогу



  • Сколько будет 2+2*2? Шесть





  • В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего? В феврале — самом коротком месяце



  • Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? Ваше имя





  • Как найти прошлогодний снег? Выйти на улицу сразу после начала нового года.



  • Какое слово всегда звучит неверно? Неверно





  • У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это? Буква -О-



  • Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? На Ваших коленях





  • Каких камней в море нет? Сухих



  • Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и менше 5-ти? Запятую





  • Может ли петух назвать себя птицей? Нет, т.к. он не умеет говор... 

  • У пирата есть 9 монет (как на рисунке). Часть он положил в сундук: больше всего положил золотых, а медных положил меньше, чем серебряных. Сколько теперь монет в сундуке?

  • У дедушки было несколько книг. Он подарил внучке 3 книги. Теперь у дедушки нет ни одной книги.



  • Сколько книг стало у внучки, если первоначально у неё было на две книги больше, чем у дедушки?



  • Юра, Профессор и робот Клапан участвовали в конкурсе фокусников. 
    Юра не занял второго места. Профессор не занял ни первого, ни второго места. Определи, какое место занял Юра.?

  • Бим, Бам и Бом — клоуны. Они вышли на арену в синем, зелёном и красном колпачках. И на шею завязали банты синего, зелёного и красного цвета. У Бома ни колпак, ни бант не были синими. У Бима был зелёный колпак и бант другого цвета. У Бама колпак и бант совпадали по цвету. Определи цвет банта и колпачка каждого клоуна.



  • Нюша , Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча желтый мяч?



  • Копатыч пригласил друзей на день рождения к 18-00. Бараш очень спешил. В 17-30 он уже прошел половину пути. Если он будет идти с такой же скоростью, то придет на 10 минут раньше. Сколько времени тратит Бараш на дорогу к другу?



  • Маша, Катя и Лена отправились в лес за грибами. Маша нашла 10 грибов, Катя столько сколько Маша и половину от Лениных. А Лена столько сколько Маша и  Катя вместе.   Сколько всего грибов собрали девочки? 



  • Если Витя купит 3 пачки чипсов, то у него останется 4 рубля. А если бы он захотел купить 5 пачек, ему бы не хватило 20 рублей. Сколько денег у Вити? 



  • Валя любит молочные ириски и не любит шоколадные. В вазе 7 молочных и 4 шоколадных ириски. Сколько нужно достать конфет не глядя, чтобы среди них точно попала хоть одна молочная? 



  • Сидя на уроке Дима мечтал: «Если бы к моим деньгам добавить ещё половину да ещё 20 рублей, мне бы хватило денег на комиксы. Сколько денег у Димы, если комиксы стоят 110 рублей? 



  • Саша, Степа  и Коля играли в мяч. Один из мальчиков попал в окно и разбил стекло. Саша сказал: «Окно разбил не я». Коля сказал: «Окно разбил Степа». Спустя некоторое время выяснилось, что один из мальчиков говорит правду, а другой врет. Кто разбил окно?



  • На зачете Витя, Дима и Коля  верно решили разное количество задач. Витя и Дима вместе решили 6 задач. Коля и Витя – 4задачи. Кто из них получит лучшую отметку, а кому не повезло на этот раз?



  • За 7 наклеек и две тетради Лена заплатила 120рублей. 5 наклеек стоят столько же, сколько половина всей покупки. Сколько стоит одна наклейка и одна тетрадь?



  • Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон  на 17штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?



  • Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти  зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю- шатуну? 



  • Три реки  Дон,  Северский  Донец и Сал протекают в городах Семикаракорск,  Ростов, Каменск. Северский  Донец протекает не в Семикаракорске, а Дон   не в Каменске  и не в Семикаракорске. Река  Ростова  имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в  Каменске  длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки



  • Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? (У Полины) 





  • На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент? (12:10)

  • Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет. (Света, Ира, Юля, Аня)



  • У сороконожки 90 ножек. Она купила 13 пар сапожек. Но при этом 16 ног остались босыми. Сколько пар старых сапожек было на сороконожке до покупки новых сапожек? (24)


  • Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков? (П-2, К-14)


  • Из 64 маленьких кубиков составили большой куб. Синей краской покрасили пять граней большого куба. Назови количество маленьких кубиков с тремя синими гранями. (4 – по углам)


  • На пароме помещается или 6 грузовиков, или 10 легковушек. В четверг паром, полностью загруженный, 5 раз пересек реку и переправил 42 машины. Сколько было среди них грузовиков? (12)


  • Речь пойдёт про единицы времени. Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7? (Количество секунд в неделю)


  • Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Сколько должно пройти лет, чтобы брату исполнилось 9 лет? (3 года)


  • В гости к Игорю пришли друзья. Сколько их было, если каждый из них сложил из даты своего рождения число и номер месяца и получил 35? Причём даты рождения у всех гостей разные. (8)



  • Масса половинки гуся 3 кг. Какова масса всего гуся? 



  • Повар разрезал палку колбасы четырьмя разрезами. Сколько кусков колбасы получилось? 



  • У утенка Кряка 5 братьев и 4 сестры, а больше никаких родственников нет. Сколько уток на птичьем дворе, если все они друг другу родственники? 



  • Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? 



  • Горело 3 свечи. Одна свеча погасла. Сколько свечей осталось? 



  • Гусь на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? 



  • Что легче: килограмм железа или килограмм ваты? 



  • Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут будут вариться 3 яйца? 



  • По дороге 2 мальчика шли и 2 рубля нашли. За ними ещё четверо идут. Сколько они найдут? 



  • У треугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? 



  • Как увеличить число 6 на 3, не производя никаких записей? 



  • Яблоко слаще груши, а груша слаще сливы. Что из них самое сладкое? 



  • Гена и Вова играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик? 



  • Амир на дорогу в школу тратит 12 минут. Сколько он минут потратитит, если пойдёт вдвоём с другом. 



  • Как нало бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, вернулся обратно?



  • На столе стояло 2 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? 



  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? 



  • Что будет с ребёнком, когда ему исполнится 7 лет? 



  • Термометр показывает 20 градусов тепла. Сколько градусов покажут два таких термометра? 



  • На заборе сидело 8 птиц. Две вороны, воробей да шмель улетели. Сколько птиц осталось? 



  • Поезд состоит из 12 вагонов. Марат сел в 6 по счёту вагон с головы поезда, а Андрей сел в 6 вагон по счёту с хвоста поезда. В одном ли вагоне ехали Марат и Андрей? 



  • У трёх девочек по 2 цветных шара: у Оли синий и красный, у Кати зелёный и красный, у Ланы жёлтый и синий. Сколько различных по цвету шаров у детей? 



  • Карина гуляла и видела у реки 4 уток, 2 гусей, жука, 4 бабочки и соседскую собаку. Сколько птиц видела Карина?



  • Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? 



  • Мама дала сыновьям по 8 конфет. Вечером у старшего осталось 3 конфеты, а у младшего - 1 конфета. Кто съел больше? 



  • Арбуз и дыня вместе весят 5 кг, а два арбуза и дыня весят 8 кг. Сколько весит один арбуз и одна дыня? 



  • Два третьеклассника шли в школу во вторую смену. Они встретили трёх первоклассников – учеников первой смены. Сколько всего учеников шли в школу? 



  • У брата и сестры было орехов поровну. Брат отдал сестре 3 ореха. На сколько орехов стало больше у сестры, чем у брата. 



  • Руслан старше Андрея. Кирилл моложе Саши, но старше Руслана. Кто из них самый старший и самый младший? 



  • Во дворе гуляли собаки и куры. Всего 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак. Сколько вариантов ответа? 



  • Колю угостили конфетами. Половину конфет он съел, а оставшиеся 5 конфет отнёс брату. Сколько конфет дали Коле? 



  • Маме нужно засадить саженцами помидоров ряд длиной 3 м. Расстояние между саженцами 30 см. Сколько саженцев помидоров надо заготовить для посадки? 



  • Толя, Шурик и Антон были на рыбалке. Каждый из них поймал разное количество рыб. Толя и Шурик вместе поймали 6 рыб, а Антон и Толя – 4 рыбы. Сколько рыб поймал каждый из мальчиков? 



  • На уроке физкультуры дети выстроились в одну шеренгу с интервалом 1 м. Шеренга растянулась на 20 м. Сколько детей было на уроке? 



  • Из красных и жёлтых тюльпанов Ира хочет составить букет так, чтобы в нём было 3 цветка. Сколько разных букетов может составить Ира?



  • Арбуз весит 3 кг и ещё половину арбуза. Сколько весит арбуз? 



  • Масса бидона с молоком составляет 34 кг, а масса бидона, наполненного наполовину, равна 18 кг. Какова масса пустого бидона? 



  • Как взвесить 4 кг сахара, если имеются гири 3 кг и 5 кг? 



  • На одной чаше весов находится 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше – 4 яблока и 4 груши. Что легче: яблоко или груша? 



  • Мама закупила продукты: 1 кг соли, 2 кг гречки, 3 кг риса, 4 кг сахара, 5 кг моркови, 6 кг лука, 7 кг картофеля. Как разложить продукты в два пакета, чтобы их масса была одинаковая. 



  • На день рождения Винни-Пуху подарили бочонок с мёдом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину мёда, то бочонок с оставшимся мёдом стал весить 4 кг. Какова масса пустого бочонка? 



  • Рыбак поймал 29 рыб. Из них карасей на 3 больше, чем щук. Сколько карасей и сколько щук поймал рыбак? 



  • Через 7 лет Данил будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет Данилу сейчас? Сколько лет будет через 7 лет? 



  • Магазин при 12-часовом рабочем дне работает с 8 часов до 21 часа. Закрывают ли магазин на обеденный перерыв? 



  • Аскар дал младшему брату половину своих яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Аскара? 



  • Длина спички 5 см. Как из 13 спичек сложить метр? 



  • Сара провела у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а её младшая сестра в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили девочки у бабушки? 



  • В автобусе ехало7 человек. На первой остановке вышло 3 пассажира, а село 12. На следующей - вышли 9 человек, зашли 5. Далее – вышли 7, зашли 8. Сколько было остановок? 



  • В магазин привезли 6 мешков сахара по 50 кг, 8 мешков муки по 25 кг, 4 мешка риса по 10 кг, 2 мешка пшена по 12 кг. Сколько мешков с продуктами привезли? 



  • Автобус с Кушмуруна до Костаная едет 2 часа 10 минут, а обратно – 130 минут. Объясни, почему? 



  • Сколько различных трёхзначных чисел можно записать тремя различными цифрами? 



  • Две соседки измеряли длину своих дачных участков. Первая, измеряя длину, поставила 7 колышков через каждые 2 метра, вторая поставила 13 колышков через каждый метр. У кого участок длиннее? 



  • Как, пользуясь банками в 3 л и 5 л, из крана набрать 1 л воды? 



  • На сколько больше наименьшее двузначное число, чем наибольшее однозначное? 



  • Как разложить 15 карандашей в 5 коробок так, чтобы во всех коробках было разное количество карандашей? 



  • В 3 часа стенные часы отбивают три удара за 6 секунд. За сколько секунд эти часы отобьют шесть ударов в 6 часов? 



  • Поставьте двух мальчиков так, чтобы Вова стоял сзади Нияза, а Нияз - сзади Вовы. 



  • Моей сестре сегодня исполнилось 6 лет. Когда она родилась, мне было 3 года 6 месяцев. Сколько лет мне теперь? 



  • Врач дал больному 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Больной строго выполнил указания врача. На сколько времени хватило таблеток? 



  • Белочка насушила на зиму 5 целых яблок, 10 половинок и 8 четвертинок. Сколько всего яблок у белочки? 



  • Если один петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должны закукарекать, чтобы проснулись три человека? 



  • Брату и сестре вместе 10 лет. Сколько лет им будет вместе через пять лет? 



  • Дамир принёс в класс 3 чистые тетради в линейку, Ваня – 6 тетрадей в клетку, а Серёжа забыл принести тетради. Ребята разделили все тетради поровну, каждый из них получил по одной тетради в линейку и по две тетради в клетку. На следующий день Серёжа принёс ребятам 45 тенге за тетради. Как должны разделить деньги между собой Дамир и Ваня, если цена тетрадей в клетку и в линейку одинаковая? 



  • Вы зашли в тёмную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжёте в первую очередь? 



  • К празднику ученики должны украсить площадь прямоугольной формы 12 флажками так, чтобы было со всех сторон по 4 флажка. Как это сделать? 



  • Как наполнить ведро три раза подряд, ни разу не опусташая? 



  • В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и две сестры. Другой ребенок говорит, что у него одна сестра и два брата. Сколько детей в семье, девочек и мальчиков? 



  • По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице? 



  • У тебя монеты по 20 тенге. У продавца только монеты по 50 тенге. Как расплатиться за булку хлеба ценой 50 тенге. 



  • Бабушке и внуку вместе 65 лет. Бабушке столько лет, сколько месяцев внуку. Сколько лет бабушке и сколько внуку? 



  • Айгуль и Вика живут в одном доме: Айгуль на пятом этаже, Вика – на третьем. Поднимаясь домой , Вика проходит 30 ступенек. Сколько ступенек проходит Айгуль, поднимаясь на свой этаж? 



  • Кастрюля наполнена до краёв. Как отлить ровно половину, не пользуясь никакой другой посудой, ни измерительными приборами? 



  • Мама дала Розе 120 тенге. Роза половину денег потратила на завтрак в школьной столовой. На половину оставшихся денег купила тетрадь. Половину денег после покупки тетради Роза потратила на ручку. Сколько денег у неё осталось? 



  • Зайчонок пересек полянку за 5 одинаковых прыжков, а лягушонок - за 4. У кого длиннее прыжок, если расстояние они пропрыгали одно и то же? 



  • Бульдог и фокстерьер едят связку из 10 сосисок с двух сторон, Пока фокстерьер съедает одну сосиску, бульдог съедает две. Сколько сосисок достанется бульдогу, когда они доедят всю связку? 



  • Лиса имеет такую же массу, как и два зайца; Заяц имеет такую же массу, как и две белки; Белка имеет такую же массу, как и две мышки. Сколько мышек имеют такую же массу, как лиса? 



  • Пони в зоопарке может прокатить или 3 взрослых, или 6 детей. Может ли пони прокатить семью из папы, мамы и малолетних сына с дочкой? 



  • Лягушка-мама и лягушка-дочка ловят комаров по очереди: мама комара, дочка комара, мама комара, дочка комара и т. д. Кто поймает больше комаров, мама или дочка? 



  • На столе лежат шарики трех цветов. Если считать только красные и синие - насчитаем 3 шарика, если красные и зеленые - 4 шарика, если синие и зеленые - 5 шариков. Сколько шариков каждого цвета лежит на столе? 



  • Нарисовали на листе бумаги квадратики и кружочки, вместе 4 фигуры. Сколько было квадратиков и сколько кружочков, если первых было на 2 больше, чем вторых? 



  • Во время футбольного матча Петя забил 7 голов в чужие ворота. Можно ли сказать, выиграла Петина команда или проиграла, если окончательный счет был 10:6? 



  • Великан жил на втором этаже девятиэтажного дома. Как-то ему захотелось жить повыше. Он перевернул дом крышей вниз и так поставил. На каком этаже оказалась квартира великана? 



  • Группа бегунов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит четвертым, если считать с начала, и четвертым, если считать с конца. Сколько бегунов в группе? 



  • В вазе лежало 6 яблок трех цветов. При этом красных было больше, чем желтых; желтых было больше, чем зеленых. Можно ли определить, сколько яблок каждого цвета лежало в вазе? Сделай это. 



  • В ящике лежало 3 красных и 3 синих шарика. Из него достали и положили на стол сначала красный, потом синий, потом красный шарик. Потом из ящика решили достать сразу два шарика. Могут ли эти шарики оказаться: 
    а) оба синими? б) оба красными? в) красным и синим? 



  • Робот испортился и ходит теперь только прямо, при этом после каждого шага вперед он делает два шага назад. Длина шагов вперед и назад одинаковая. На сколько шагов и в какую сторону робот отдалится от первоначального положения, если сделает 10 шагов? 



  • На цепной карусели дети катаются по кругу, один за другим в 6 сиденьях. Ваня едет перед Таней, и между ними одно сиденье. Но можно сказать, что и Таня едет перед Ваней. Сколько сидений между ними в этом случае? 



  • Как-то на праздник все гости пошли танцевать. Встали попарно, глядь - один гость лишний. Тогда они встали по трое - и опять один гость оказался лишним. Сколько было гостей, если известно, что их было меньше 10 человек? 



  • 2 моряка тянут канат так же, как 3 рыбака. За одну сторону каната взялось 9 рыбаков. Сколько моряков должны взяться с другой стороны, чтобы тянуть с той же силой? 



  • Три шахматиста участвовали в турнире. Каждый сыграл с остальными по одной партии. Сколько шахматных партий было в турнире? 



  • Дети съели 10 конфет, причем 3 ребенка съели по 2 конфеты, а остальные - по одной. Сколько детей ело конфеты? 



  • На столе лежало 6 конфет. Половина детей взяла себе по конфете, а вторая половина - по две. Сколько было детей? 



  • Дети придумали шифр, в котором 2 обычные буквы заменяют на 3 зашифрованные. Сколько букв получится, если зашифровать слово «ПОБЕДА»? 



  • В трех коробках лежат красный, желтый, и зеленый шарик. На одной коробке написано «не красный», на другой - «не желтый», на третьей - «не зеленый». Какой шарик лежит в какой коробке, если во второй коробке - красный шарик, и все надписи правильные? 



  • Треугольник строят из одинаковых 10 палочек. На каждую сторону идет поровну палочек. Сколько палочек может остаться при таком строительстве? 



  • Пять человек водили хоровод, держась за руки. В одном месте хоровод расцепился. Сколько рукопожатий осталось в хороводе? 



  • Неудачливый грибник нашел 10 грибов. Из них 8 были червивые, а 5 - ядовитые. Могло ли так случиться? Сколько могло у него быть хороших грибов? 



  • Сережа шел мо лестнице. Шагая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре...» Когда ему нужно было сказать пять, то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всех ступенек на лестнице? 



  • Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы. 



  • В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см один от другого. Какой ряд длиннее? 



  • Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной в 10 м разрезать на части по 2 м каждая? 



  • У доски стояли 3 мальчика: Дима, Витя и Сережа; Витя стоял посредине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его? 



  • На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его. 84. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша? 



  • Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? 



  • Для спортивного выступления дети построились в 4 ряда так, что в первом ряду стояло 2 человека, а в каждом следующем на 2 человека большие, чем в предыдущем. Сколько детей стояло в четвертом ряду? 



  • Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см? 



  • Слева от квадрата находится треугольник, а справа от него — круг. Где находится квадрат? 



  • Три сестры учились в разных классах одной школы: Таня, Катя и Валя. Таня была старше Кати, а Катя старше Вали. Кто старше: Таня или Валя? 



  • Если Марина на 2 года старше Веры, а Вера на 3 года старше Оли, то кто старше: Марина или Оля? На сколько лет? 



  • Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 82 кг, а Боря —40 кг, Кто тяжелее: Валя или Володя? 



  • Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто моложе: Оля или Коля? 



  • Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? 



  • Два сына и два отца съели 3 яйца. По сколько съел каждый? Как они разделили? 



  • Когда Васю спросили, сколько ему лет, он ответил: «Если отсчитать подряд 9 чисел, начиная с 2, через одно число, последнее число разделить на 3 и прибавить 2, то вы узнаете, сколько мне лет». Сколько лет Васе? 



  • Мать положила конфеты на 6 тарелочек: на первую — 1 конфету, на каждую следующую — на 2 конфеты больше, чем на предыдущую. «Все эти конфеты,---сказала она трем своим дочерям,— я отдам той из вас, которая догадается, как можно раздать их троим поровну, не снимая с тарелочки». Одна из дочерей догадалась. А вы догадались?



  • Лена спросила Веру: «Сколько лет твоей сестре?» — «А вот догадайся сама,—ответила Вера.— Если сложишь наибольшее однозначное число с наименьшим однозначным числом, то ты узнаешь возраст моей сестры». Лена догадалась. А вы догадались? 



  • Во дворе находятся куры и поросята. У них всех 5 голов, а ног 14. Сколько было кур и поросят? 



  • По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и кроликов во дворе? 



  • «Сколько девочек в нашем классе?» — спросил Яша у Гали. Галя, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число девочек в нашем классе». Сколько же было девочек в этом классе? 



  • Миша познакомился с дедушкой в сквере и захотел узнать, сколько ему лет. Дедушка сказал: «Догадайся сам, если из наибольшего двузначного числа вычтешь 90, результат увеличишь в 3 раза и прибавишь 73, то получишь число моих лет». Сколько лет дедушке? 



  • Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг — Катя, Галя и Оля — опустили в свой чудесный мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоника. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Они предлагают узнать, у кого какая игрушка находится в мешочке 



  • Три товарища — Витя, Сережа и Коля — раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал рисунок не красным и не синим карандашом, Коля — не синим карандашом. Каким карандашом раскрашивал каждый мальчик свой рисунок? 



  • Три подруги — Надя, Вера и Зина — пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом и синем. Надя была не в красном, и не в голубом платье. Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка? 



  • В каком классе учится каждый из них? В шашечном турнире каждый из ребят — Миша, Сережа и Яша — защищали честь своего класса. Один из них учился в 2«А», другой — в 2 «Б», а третий — в 2 «В». Первую партию играли Миша и ученик 2 «А» класса. Вторую партию играл Сережа с учеником 2 «В» класса, а Миша отдыхал. Угадай их 



  • Три брата — Ваня, Саша и Коля-— учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша не старше Вани. Назови имя самого старшего из братьев, среднего, а затем младшего 



  • Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный 



  • Если синий карандаш толще красного, а красный толще голубого, то какой карандаш толще: голубой или синий? 



  • Марина и Оля — сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли? 



  • Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 6 яблок или 3 груши? Что дороже и во сколько раз: 6 груш или 6 яблок? 8 груш или 4 яблока? 12 яблок или 3 груши? 



  • Брат спросил сестру, сколько баллов она получила по математике. «А вот догадайся сам,— ответила сестра.— Я получила такое число баллов, которое получается и от сложения и от умножения двух однозначных чисел». Какую оценку получила сестра по математике? 



  • У клоуна 6 кошек работают вместо лошадей, а на 4 больше кошек на них катаются. Сколько кошек выступают вместе с клоуном? 



  • У одного дрессировщика 10 львов ходило по лестницам, а каталось на качелях на 8 львов меньше. Сколько всего львов выступало с дрессировщиком? 



  • На арене 14 слонов играли в футбол огромным мячом. 4 слона забили по голу. Сколько слонов голов не забили? 



  • Стрелок из лука на скаку сбил 6 мишеней, а остальные 4 поразил, качаясь на качелях. Сколько было мишеней, если стрелок поразил все? 







Логические упражнения

(задачи с геометрическим содержанием)


  • Сколько треугольников в данной фигуре? 


  • Сколько прямоугольников в данном окне? 


  • Из скольких треугольников составлена ёлочка? 


  • Сколько в данной фигуре квадратов? Прямоугольников? 


  • Разделить торт на 7 кусочков тремя надрезами. 


  • Разделить одной чертой треугольник так, чтобы получилось 2 треугольника; треугольник и четырёхугольник. 


  • Три арбуза разделить между четырьмя детьми поровну, сделав наименьшее число разрезов. 


  • Раскрась все 16 клеток красным, синим, зелёным и жёлтыми цветами так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце цвета не повторялись. 


  • Даны фигуры. На сколько групп и по каким признакам их можно разгруппировать? 
    Учащиеся в индивидуальное наборное полотно вставляют геометрические фигуры таким образом: 
    Им предлагается поменять местами треугольник и квадрат, соблюдая следующее правила: а) фигуры можно перемещать только на пустое место либо в вертикальном, либо в горизонтальном положении; б) нельзя перемещать сразу две фигуры. Сколько ходов можно сделать? (Ответ: 14 ходов. При решении задач перемещать квадрат слева направо и вверх, меняя соответственно места и других фигур.) 


  • Сумеешь ли ты различить? 
    а) Назови геометрические фигуры, из которых составлен «человечек». 
    б) Который из этих «человечков» лишний (не похож на остальных)? Чем он отличается от остальных? 



  • Знаешь ли ты эти фигуры? 

Назови подряд каждую из изображённых здесь фигур. Какая фигура лишняя? Сумеешь ли ты увидеть?

 

  • На этом чертеже имеется 9 треугольников. Покажи их. 


  • Умеешь ли ты рассматривать чертёж? 
    Найди на чертеже 8 треугольников и 5 четырёхугольников. 






Игры со спичками


  • Переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным. 


  • Переложить в данной фигуре 2 спички так, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов. Сколькими способами это можно сделать? 


  • Переставь 2 спички так, чтобы мусор оказался вне совка. 


  • Переложи 3 спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону. 


  • Переложи 1 спичку так, чтобы домик повернулся в другую сторону. 


  • Сложить из 5 спичек два треугольника и один прямоугольник. 


  • Из данной фигуры уберите 4 спички так, чтобы осталось 5 одинаковых квадратов. 


  • Переложи 3 спички так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону. 


  • Переложить три спички так, чтобы рак пополз вниз. 


  • Из четырёх квадратов образовать 7семь квадратов, переложив две спички. 


  • Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство. 


  • Приложить к четырём спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто. 


  • Переложить в весах пять спичек так, чтобы весы оказались в равновесии.


  • Из 12 спичек можно составить фигуру креста, площадь которого равна 5 «спичечным» квадратам. 


  • Сложите из тех же 12 спичек одну связную фигуру так, чтобы её площадь равнялась 4 «спичечным» квадратам.

 

  • Переложить две спички так, чтобы получилось ровно четыре одинаковых квадрата с длиной стороны, равной длине спички? 


  • Переложив четыре спички, превратить топор в три равных треугольника: 








Задачи в стихах


К серой цапле на урок 
Прилетели 7 сорок, 
А из них лишь 3 сороки 
Приготовили уроки. 
Сколько лодырей - сорок 
Прилетело на урок? 

Шесть лет Игнату, 
Восемь лет – Марату. 
Сколько лет до десяти 
Осталось каждому расти? 

Семь воробушек спустились на грядки, 
Скачут и что-то клюют без оглядки. 
Котик-хитрюга внезапно подкрался, 
Мигом схватил одного и умчался. 
Вот как опасно клевать без оглядки. 
Сколько птичек осталось на грядке? 

Пять лампочек тускло горели в люстре. 
Хлопнули двери – и две перегорели. 
Сделать нужно вам малость: 
Сказать, сколько ламп осталось? 

Лисица учила своих малышей 
Ловить под кустами весёлых мышей. 
Мыши услышали злую лису 
И спрятались все под ёлкой в лесу. 
Мышек же было всего только 5, 
У каждой мамаши по 9 мышат. 
Так сколько, скажите, мышей и мышат 
Тихо под елью сидят? 

На яблоне старой в саду плоды зрели, 
На солнышке дружно бока они грели. 
Ребята все яблоки эти собрали 
И малышам их, конечно, отдали. 
Каждому мальчику дали по два. 
Мальчиков было лишь восемь с утра. 
Но тут к ним ещё прибежали детишки, 
Милые, дружные наши мальчишки. 
Их прибежало 12 ребят, 
Каждый по яблоку съесть очень рад. 
Сколько же яблок съели все дети? 
Кто же нам быстро на это ответит? 

Сеть тяну, рыбу ловлю, 
Попало немало: 
7 окуней, 10 карасей, 
Один ершок – и тот в горшок. 
Уху сварю, всех угощу. 
Сколько рыб я сварю? 

На птичьем дворе гусей дети кормили. 
Целыми семьями их выводили. 
Всего было 5 гусиных семей, 
В каждой семье по 12 детей, 
Папа, мама и бабушка с дедом. 
Сколько гусей собралось за обедом? 

Три бельчонка маму-белку 
Ждали около дупла. 
Им на завтрак мама-белка 
15 шишек принесла. 
Разделила на троих, 
Сколько каждому из них? 

Модница сороконожка 
Стала примерять сапожки: 
Чёрных 8 пар надела 
И 4 пары белых. 
Сколько остаётся ножек 
Для коричневых сапожек? 

Сколько ног у жука? 
Сколько ног у паука? 

У меня в одной коробке3 жука, 
А в другой имею я 3 паука. 
В уголке шуршат бумагой 2 ежа, 
А в двух клетках распевают 2 чижа. 
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, 
Сколько вместе все они имели ног? 

Солнце льёт на землю свет. 
Рыжик прячется в траве, 
Рядом тут же в жёлтых платьях 
Их ещё двенадцать братьев. 
В кузовок я всех их спрятал. 
Вдруг гляжу – в траве маслята, 
И пятнадцать тех маслят 
В кузовке уже лежат. 
А ответ у вас готов, 
Сколько я нашёл грибов? 

Семь тарелок им помыты, 
Восемь чашек не забыты, 
Ложек – дюжина одна – 
Чистота кругом видна! 
Вы готовы дать ответы, 
Сколько всей посуды этой 
Перемыл он – сын-проказник? 
Дело было в мамин праздник. 

По тропинке вдоль кустов 
Шло одиннадцать хвостов. 
Сосчитать я тоже смог, 
Что шагало тридцать ног! 
Это вместе шли куда-то 
Петухи и поросята. 
А теперь вопрос таков: 
Сколько было петухов? 
И узнать я был бы рад 
Сколько было поросят? 
15. Шла баба в Москву 
И повстречала трёх мужиков. 
Каждый нёс по мешку, 
В каждом мешке по коту. 
Сколько существ направлялось в Москву? 


На базаре спозаранок 
Покупал баран баранок. 
Для баранов, для овечек 
Десять маковых колечек, 
Девять сушек, 
Восемь плюшек, 
Семь лепёшек, 
Шесть ватрушек, 
Пять коржей, 
Четыре пышки, 
Три пирожных, 
Две коврижки. 
И один калач купил, 
Про себя не позабыл. 
А для жёнушки – 
Подсолнушки. 
Сколько же вкусных хлебных изделий 
Купил баран спозаранок? 
 
Как-то рано поутру 
Птицы плавали в пруду. 
Белоснежных лебедей 
Втрое больше, чем гусей, 
Уток было восемь пар – 
Вдвое больше, чем гагар. 
Сколько было птиц всего, 
Если нам ещё дано, 
Что всех уток и гусей 
Столько, сколько лебедей? 


Прилетели галки, 
Сели на палки. 
Если на каждой палке 
Сядет по одной галке, 
То для одной галки 
Не хватит палки. 
Если же на каждой палке 
Сядет по две галки, 
То одна из палок 
Будет без галок. 
Сколько было галок? 
Сколько было палок? 


У меня в одной коробке есть жуки 
И еще в другой коробке пауки. 
Мало их, в одну минуту можно счесть: 
Пауков с жуками вместе - только шесть. 
Стал считать я в двух коробках, сколько ног. 
Очень долго сосчитать я их не мог 
Оказалось, ног немало - сорок две, 
Ну, скажи теперь мне, сколько тут жуков? 
И еще сочти отдельно пауков. 


Гуси с юга к нам летели 
На зеленом лугу сели. 
Их увидел Елисей: 
— Добрый день вам, сто гусей. 
— Нас не сто, - сказал вожак, 
Уважаемый гусак. 
— Сколько ж вас, - он вопрошает. 
— Кто сметливый, - отгадает. 
Если к нам добавить столько ж 
И полстолько с четверть столько 
Да гуся, что сел на стог, 
То нас будет ровно сто. 
Вот скажите-ка, друзья, 
Какова гусей семья? 

Птицы, звери и жуки 
Покупали башмаки: 
Скуповатые фламинго 
Взяли каждый по ботинку, 
Леопард и ягуары 
Надевали по две пары, 
А когда являлся жук, 
Сразу требовал шесть штук. 
Всяк, кто был в тот день на рынке, 
Приобрел себе ботинки. 
И довольный продавец 
Расщедрился под конец: 
Птице, зверю и жуку 
Подарил по колпаку. 
Возвращаясь, стар и млад 
Был своей обновке рад. 
Опустел в момент базар: 
Раскупили весь товар. 
Запирая свой ларек, 
Продавец подвел итог: 
Продал сорок башмаков, 
Выдал десять колпаков. 
Сколько ж было на базаре 
Птиц, животных и жуков? 





























Используемая литература: 


1. «Коммерческая математика» Л.Ш.Лысенкер. 
Алматы. «Рауан» 1997 г. 
2. «Уникальный рабочий материал по математике» О.В. Узорова 
Москва 2005 г. 
3. «Развитие логического мышления» Л.Ф. Тихомиров 
Академия развития 1997 г. 
4. «Нестандартные задачи по математике»Г.В. Керова 
Москва «Вако» 2008 г. 
5. «Считай, смекай, отгадывай» 
«Просвещение» 1996 г. 
6. Внеклассная работа по математике в начальной школе. В.П. Труднев. 
Москва «Просвещение» 1995 г






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Сборник логических задач для начальной школы

Автор: Кудайбергенова Ляззат Бакытовна

Дата: 14.12.2017

Номер свидетельства: 444339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа с тематическим планированиеми по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(113) "rabochaia-proghramma-s-tiematichieskim-planirovaniiemi-po-russkomu-iazyku-2-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "224075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438434205"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "112889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408973149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства