Самостоятельная работа с учебником на уроках математики
Самостоятельная работа с учебником на уроках математики
В данной работе я рассматриваю следующие вопросы: что такое самостоятельная работа, на решение каких задач она направлена, какую роль играет в общем развитии и подготовке учащихся к учебной деятельности. Описываю виды работ с текстом учебника и иллюстративным материалом. Показываю алгоритм работы с текстом и приёмы, направленные на включение ученика в мыслительный процесс. Самостоятельность является одним из главных качеств учащихся и важнейшим условием их обучения, формирует движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Развиваются такие качества, как настойчивость, увлечённость. И чем выше у учащихся уровень самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа с учебником на уроках математики »
Самостоятельная работа с учебником на уроках математики.
Под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Организация самостоятельной работы по математике должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:
развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т.е. учить их самостоятельно овладевать знаниями;
учить учащихся самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо оттого, в какой области он будет работать после окончания школы.
Самостоятельность является одним из главных качеств учащихся и важнейшим условием их обучения, формирует движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Развиваются такие качества, как настойчивость, увлечённость. И чем выше у учащихся уровень самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.
Учебник – один из главных источников обучения, он помогает детям мыслить, самостоятельно получать знания, способствует воспитанию стремления к знаниям, умения читать и разбираться в прочитанном, сравнивать, анализировать, готовить учащихся к самостоятельной жизни, к дальнейшей учёбе и работе на производстве.
Обучение учащихся самостоятельной работе с учебником является делом длительным и кропотливым, которое продолжается всё время обучения предмету. С помощью учебника можно изучать новый материал, проводить повторение и закрепление изученного.
Виды работ с текстом учебника:
1.Чтение текста.
2.Постановка вопросов к тексту.
3.Анализ текста.
4.Ответы на вопросы учебника.
5.Работа с терминами, понятиями.
6.Работа с математическими формулами.
7.Составление плана.
8.Составление конспекта, тезисов.
9.Пересказ текста.
10.Составление листа опорных сигналов.
11.Составление блок-схем.
Виды работы с иллюстрациями учебника:
1.Рассказ по рисунку, схеме.
2.Постановка вопросов к рисунку.
3.Сравнение рисунков, схем, таблиц.
4.Запись поясняющих подписей к рисунку.
5.Составление обобщающей таблицы (схемы) по изученному материалу.
Работу с учебником можно поделить на три этапа.
1этап. Работа до чтения. С учебником знакомить учащихся можно с первых уроков, обратив их внимание на наличие оглавления, ответов к упражнениям, на форзацы. Цель такого подробного рассмотрения учебника – пробудить интерес к работе с книгой. Довести до учащихся мысль: «Твой учебник – твой друг и помощник».
Работать с заголовком параграфа или главы. Большим плюсом в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. У школьников может возникнуть желание определённых знаний, идёт настрой на дальнейшее приобретение знаний.
2этап. Работа с текстом учебника.
Это само чтение. Часто в 5 классе возникает необходимость включения в урок математики элементов обучения чтению. Учитель предлагает читать вслух текст по частям, при этом плохо читающим детям достаются небольшие и лёгкие части. Необходимо на первых же уроках показать, как надо выразительно читать текст, формулировать правила, в дальнейшем добиваться от учеников такого же выразительного чтения. Приучать детей находить и выделять главное в тексте учебника.
Планируя уроки математики, я выделяю те разделы или отдельные вопросы, которые учащиеся будут изучать самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.
В 5-6 классах я заранее ставлю вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Например, предлагая для самостоятельного чтения в 5 классе тему: «Умножение», заранее записываю на доске следующие вопросы:
1.Что называется произведением чисел a и b?
2.Как называются компоненты умножения?
3.О каком свойстве умножения говорится в тексте?
4.Как его сформулировать, записать с помощью переменных a и b?
5.Привести примеры, где это свойство применяется.
При изучении темы «Площадь. Формула площади прямоугольника» учащиеся самостоятельно, с помощью учебника изучают данную тему, а затем находят в параграфе ответы на заготовленные вопросы и конспектируют их в тетрадь. Вопросы:
1.В каких единицах измеряется площадь фигуры?
2.Чему равна площадь фигуры, если её можно разбить на 10, на n квадратов со стороной 1см?
3.Как найти площадь прямоугольника? Запишите формулу для вычисления площади прямоугольника.
4.Какие фигуры называют равными?
5.Что можно сказать про площадь и периметр равных фигур?
6.Как найти площадь разбитой на части фигуры, зная площади всех её частей?
7.Запишите формулу площади квадрата.
Затем с места проверяем ответы на предложенные вопросы, которые учащиеся записали в тетрадях и выполняем упражнения, из учебника по заданной теме.
В 7 классе на уроках геометрии можно провести ролевую игру – чтение параграфа при изучении свойств отрезков, лучей и углов. Первый ученик – отрезок, второй – луч, третий – автор и т.д. Действующие лица знакомят всех со «своими» свойствами, проигрывают описываемое в тексте. Остальные же слушают и внимательно следят по тексту учебника. После представления свойств ученики могут задать вопросы «геометрическим фигурам», те в свою очередь могут воспользоваться текстом учебника.
3этап. Работа после чтения.
После чтения параграфа ученики должны высказать своё отношение, своё мнение, свои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
Для заучивания формулировок можно использовать некоторые приёмы работы с текстом учебника. Например, игра «Угадай-ка!» Класс делится на две команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.
Ещё один приём, который использую в своей работе – это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю открыть учебник и, читая правило по частям, решать примеры.