kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самостоятельная работа с учебником на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я рассматриваю следующие вопросы: что такое самостоятельная работа, на решение каких задач она направлена, какую роль играет в общем развитии и подготовке учащихся к учебной деятельности. Описываю виды работ с текстом учебника и иллюстративным материалом. Показываю алгоритм работы с текстом и приёмы, направленные на включение ученика в мыслительный процесс. Самостоятельность является одним из главных качеств учащихся и важнейшим условием их обучения, формирует движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Развиваются такие качества, как настойчивость, увлечённость. И чем выше у учащихся уровень самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа с учебником на уроках математики »

Самостоятельная работа с учебником на уроках математики.


Под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Организация самостоятельной работы по математике должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

  1. развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т.е. учить их самостоятельно овладевать знаниями;

  2. учить учащихся самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо оттого, в какой области он будет работать после окончания школы.

Самостоятельность является одним из главных качеств учащихся и важнейшим условием их обучения, формирует движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Развиваются такие качества, как настойчивость, увлечённость. И чем выше у учащихся уровень самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.

Учебник – один из главных источников обучения, он помогает детям мыслить, самостоятельно получать знания, способствует воспитанию стремления к знаниям, умения читать и разбираться в прочитанном, сравнивать, анализировать, готовить учащихся к самостоятельной жизни, к дальнейшей учёбе и работе на производстве.

Обучение учащихся самостоятельной работе с учебником является делом длительным и кропотливым, которое продолжается всё время обучения предмету. С помощью учебника можно изучать новый материал, проводить повторение и закрепление изученного.

Виды работ с текстом учебника:

1.Чтение текста.

2.Постановка вопросов к тексту.

3.Анализ текста.

4.Ответы на вопросы учебника.

5.Работа с терминами, понятиями.

6.Работа с математическими формулами.

7.Составление плана.

8.Составление конспекта, тезисов.

9.Пересказ текста.

10.Составление листа опорных сигналов.

11.Составление блок-схем.

Виды работы с иллюстрациями учебника:

1.Рассказ по рисунку, схеме.

2.Постановка вопросов к рисунку.

3.Сравнение рисунков, схем, таблиц.

4.Запись поясняющих подписей к рисунку.

5.Составление обобщающей таблицы (схемы) по изученному материалу.

Работу с учебником можно поделить на три этапа.

1этап. Работа до чтения. С учебником знакомить учащихся можно с первых уроков, обратив их внимание на наличие оглавления, ответов к упражнениям, на форзацы. Цель такого подробного рассмотрения учебника – пробудить интерес к работе с книгой. Довести до учащихся мысль: «Твой учебник – твой друг и помощник».

Работать с заголовком параграфа или главы. Большим плюсом в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. У школьников может возникнуть желание определённых знаний, идёт настрой на дальнейшее приобретение знаний.

2этап. Работа с текстом учебника.

Это само чтение. Часто в 5 классе возникает необходимость включения в урок математики элементов обучения чтению. Учитель предлагает читать вслух текст по частям, при этом плохо читающим детям достаются небольшие и лёгкие части. Необходимо на первых же уроках показать, как надо выразительно читать текст, формулировать правила, в дальнейшем добиваться от учеников такого же выразительного чтения. Приучать детей находить и выделять главное в тексте учебника.

Планируя уроки математики, я выделяю те разделы или отдельные вопросы, которые учащиеся будут изучать самостоятельно. Формы организации этой работы следующие: самостоятельное чтение параграфа и выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

В 5-6 классах я заранее ставлю вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Например, предлагая для самостоятельного чтения в 5 классе тему: «Умножение», заранее записываю на доске следующие вопросы:

1.Что называется произведением чисел a и b?

2.Как называются компоненты умножения?

3.О каком свойстве умножения говорится в тексте?

4.Как его сформулировать, записать с помощью переменных a и b?

5.Привести примеры, где это свойство применяется.

При изучении темы «Площадь. Формула площади прямоугольника» учащиеся самостоятельно, с помощью учебника изучают данную тему, а затем находят в параграфе ответы на заготовленные вопросы и конспектируют их в тетрадь. Вопросы:

1.В каких единицах измеряется площадь фигуры?

2.Чему равна площадь фигуры, если её можно разбить на 10, на n квадратов со стороной 1см?

3.Как найти площадь прямоугольника? Запишите формулу для вычисления площади прямоугольника.

4.Какие фигуры называют равными?

5.Что можно сказать про площадь и периметр равных фигур?

6.Как найти площадь разбитой на части фигуры, зная площади всех её частей?

7.Запишите формулу площади квадрата.

Затем с места проверяем ответы на предложенные вопросы, которые учащиеся записали в тетрадях и выполняем упражнения, из учебника по заданной теме.

В 7 классе на уроках геометрии можно провести ролевую игру – чтение параграфа при изучении свойств отрезков, лучей и углов. Первый ученик – отрезок, второй – луч, третий – автор и т.д. Действующие лица знакомят всех со «своими» свойствами, проигрывают описываемое в тексте. Остальные же слушают и внимательно следят по тексту учебника. После представления свойств ученики могут задать вопросы «геометрическим фигурам», те в свою очередь могут воспользоваться текстом учебника.

3этап. Работа после чтения.

После чтения параграфа ученики должны высказать своё отношение, своё мнение, свои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

Для заучивания формулировок можно использовать некоторые приёмы работы с текстом учебника. Например, игра «Угадай-ка!» Класс делится на две команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

Ещё один приём, который использую в своей работе – это выполнение упражнений с одновременным чтением правила, определения по учебнику. В этом случае сразу после вывода того или иного правила ученикам предлагаю открыть учебник и, читая правило по частям, решать примеры.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Самостоятельная работа с учебником на уроках математики

Автор: Костенкова Елена Васильевна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в системе личностно - ориентировочного обучения. "
    ["seo_title"] => string(118) "samostoiatiel-naia-rabota-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-sistiemie-lichnostno-oriientirovochnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "146410"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171920"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Самостоятельные работы на уроках алгебры "
    ["seo_title"] => string(46) "samostoiatiel-nyie-raboty-na-urokakh-alghiebry"
    ["file_id"] => string(6) "114904"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411725746"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Развитие действий контроля и самоконтроля младших школьников средствами  алгоритмизации на уроках   математики"
    ["seo_title"] => string(119) "razvitiie-dieistvii-kontrolia-i-samokontrolia-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-alghoritmizatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "276605"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452767386"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства