"Русский язык и развитие речи на уроках математики"
Введение
Сегодня часто приходится слышать: "Падает качество русского языка". Это неверно. Падает качество умения современных россиян пользоваться им. Молодое поколение, к сожалению, активно пополняет речь новоявленными словечками, жаргонизмами и ненормативными выражениями, наводящими ужас на старших.
Основная часть
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно народный учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи. И именно учителя на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
В этой общей работе у учителей математики особая роль, особая ответственность. Это предопределено тем, что математика для детей – предмет наиболее трудоёмкий, требующий высокого умственного напряжения, развития мышления. «Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. В самой тесной связи с этим умением находятся умения с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли. Правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости».
В непосредственной связи с развитием мышления находится требование воспитания культуры речи. Нередко преподаватели-математики не очень следят за тем, как говорит учащийся, но очень внимательны к тому, что он говорит. Я думаю, что такой подход не может считаться оправданным. Математик не может оставаться безразличным не только к содержанию, но и к форме ответа. Нельзя считать, что воспитание культуры речи находится в руках только преподавателей языка и литературы, поскольку каждая дисциплина должна вносить в это общее дело неповторимый вклад. И то, что может сделать математик, порой не под силу преподавателю истории или литературы. Действительно, именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, чёткой, логически обоснованной речи. Именно в математике мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.
Важно, чтобы учителя математики постоянно следили за правильностью и точностью речи учащихся – верным употреблением терминов, склонением числительных, логичностью и доказательностью рассуждений.
В своей деятельности для развития грамотной математической речи использую различные виды и формы работы: ведение словарей, работа с математическим словарём и математической энциклопедией, использование «памяток», написание словарных диктантов, придумывание фантастических или детективных историй, сказок.
Однако в речи и учителей и учащихся часто возникают отклонения от литературных норм. Прежде всего, это связано с тем, что, как и у других профессиональных групп, в учительской среде складывается свой сленг, и он передаётся от поколения к поколению преподавателей. Кроме того, отклонения от нормативной речи часто возникают под влиянием окружающей языковой среды – местных диалектов, бытовой речи. Сказывается и недостаточная разработанность речевых нормативов, как в школьных учебниках математики, так и в методических пособиях для учителей.
Какие же средства можно рекомендовать учителю математики, поставившему себе целью решение проблемы развития речи учащихся?
-
Прежде всего, учитель должен решить эту проблему для самого себя: выработать, найти именно ту речь, которая будет воспринимаема как некоторый образец.
Качествами, определяющими такую речь, должны служить:
-
полная ясность выражаемых ею мыслей;
-
научность (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);
-
соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращений предложений);
-
литературность (приближение к литературному стилю, живость и, если возможно, образность изложения).
Каждое слово учителя, каждый его жест, должны помогать учащимся воспринимать предмет изложения. Внешние особенности речи учителя не должны отвлекать учащихся. Речь учителя не должна быть слишком быстрой, поскольку некоторые учащиеся могут не успеть за полётом мысли. Но она не может быть и слишком медленной, так как при таком изложении может потеряться мысль изложения.
Первые шаги в оказании целенаправленной помощи учителю и учащимся в освоении грамотной речи предприняты в учебниках математики для 5 и 6 классов авторов Н. Я. Виленкина и др., где введён постоянный раздел «Говори правильно». Именно в этом возрасте уделяю максимальное внимание выработке правильной математической речи. Но этих материалов не достаточно. Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются и в старших классах при чтении выражений с переменными и названий функции. Можно услышать, например: «а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т.п.
Из урока в урок учу ребят правилам чтения буквенных выражений. Приведу некоторые примеры. Так, в русском языке названия латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв среднего рода. Надо читать так: «a равно семи», «b равно минус пяти», но «x равен трёмстам», «у равен десяти» и т.д.
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
3у – «три игрек», а не «три игрека»;
5х – «пять икс», а не «пять иксов»
Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам:
«альфа равно тридцати градусам»;
«два гамма равны ста восьмидесяти градусам»
Ударения в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон – на первом слоге.
2. Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при сообщении термина должно быть по возможности указано его происхождение, его буквальный смысл, а затем должен быть исчерпывающе раскрыт его научный смысл; не надо скупиться на хорошие примеры, иллюстрации. Недостаточно глубокое, поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися; неясное, неполное понимание термина немедленно влечёт за собой неточную, расплывчатую туманную речь.
Провожу словарную работу. Задания по написанию математических терминов включаю
а) в диктанты:
1. запишите словами числительное: 8, 11, 15, 600 и др.
2. запишите под диктовку: геометрия, планиметрия, …
3. запишите все новые термины, с которыми вы встретились при изучении темы «Степень с натуральным показателем»
б) в кроссворды
в) трактую происхождение слов:
слово «планиметрия» происходит от латинского «planum» - плоскость и греческого «metreo» - измеряю.
г) использую исторический материал:
Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов. Однако на уроках часто можно услышать, как и учитель и дети небольшой отрезок называют «отрезочек», ребро многогранника – «рёбрышко», чертёжный треугольник – «треугольничек».
Следует помнить:
В русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы!
3. Весьма эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработка правильной письменной речи. От урока к уроку стараюсь вести работу по выработке устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, нелепых сокращений слов. Выявление ошибок учащихся в их письменных работах (домашних и классных) является делом очень трудоёмким, но зато весьма благодарным. Иногда при проверке письменных работ для некоторых учителей не в обычае отмечать стилистические (вместо того чтобы дать величине её название, учащиеся прибегают к универсальному слову «количество», говоря: «количество килограммов, количество дней, количество рублей»), орфографические, пунктуационные ошибки.
Однако исправление ошибок только тогда окажется эффективным для поднятия культуры письменной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе.
Особенно большое значение имеет составление так называемых объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений, весьма непонятно и не точно выражающих мысль.
Внедряя в практику учащихся составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, учитель приобретает очень действенное средство и широкое поле для развития правильной письменной и устной речи учащихся.