kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская система мер

Нажмите, чтобы узнать подробности

ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская система мер »

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55»















Исследовательская работа на тему:

Русская система мер











Выполнил:

ученик 2 «Б» класса

МАОУ СОШ №55

Мустафаев Сергей


Руководитель:

Дробинина Наталья Германовна









г. Пермь, 2015

Содержание:

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  2. Человек – основа системы мер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

  3. Меры длины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

  4. Меры веса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

  5. Меры объема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

  6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

  7. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10



Введение.

Актуальность темы: Знаем ли мы старинные меры длины, веса, объема? Что сохранилось и встречается в разговорной речи, в литературе?

Объект исследования: Устойчивые выражения (пословицы и поговорки) в которых используется русская система мер.

Предмет исследования: Система мер, которая применялась на территории Руси и России до принятия метрической системы.

Цель: Выявить наиболее распространенные старинные меры длины, веса и объема которые по-прежнему встречаются в нашей жизни. Установить соответствие между величинами старой системы мер и новой системы мер.

Задачи:

  • Познакомиться с измерительной системой, которая существовала до метрической;

  • Установить взаимосвязь между старой системой мер и новой по основным величинам;

  • Перевести величины из пословиц и поговорок в новую систему мер (метрическую) и оценить новые величины.

Гипотеза:

Русская система мер по-прежнему часто встречается в нашей жизни, в устной и письменной речи.

Человек – основа системы мер.

Все мы привыкли к стандартной метрической системе мер: длин, весов, площадей, объемов и т.д., но метры, сантиметры, граммы, килограммы далеко не всегда были в обиходе человека.

С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и так далее. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Русская система мер — система мер, которая традиционно применялась на Руси и в Российской империи. На смену русской системе пришла метрическая система мер, которая стала обязательной с 1917г. За несколько десятилетий метрическая система мер прочно вошла в нашу жизнь не только в научной или технической литературе. Мы просто к ней привыкли и во всяких случая пользуемся именно этой системой – надо ли нам измерить свой рост или длину пути, надо ли нам приготовить блюдо по рецепту и т.д. Но по-прежнему в нашей жизни постоянно встречаются устойчивые выражения, в которых используются другие системы мер и, в частности, русская система мер. Например: слышно за версту; косая сажень в плечах; от горшка два вершка; съесть пуд соли вместе и другие. Встречаются элементы русской системы мер и в серьезных исторических исследования и так же в русских сказках. Читая и слушая эти выражения не всегда понятно, о каких же величинах идет речь, и насколько большими или маленькими они были. Вот поэтому мне и захотелось разобрать для примера несколько выражений, где используются меры из русской системы мер.

Меры длины.

Для начала выясним про самые популярные меры длины: аршин, локоть, вершок и более длинные: верста, миля.

«От горшка два вершка» – наверняка все слышали эту поговорку. Слово «вершок» употреблялось прежде всего как мерило человеческого роста. Вершок – самая маленькая единица русской метрической системы, она равна 4,4см. Длина вершка равна верхней части указательного пальца, которая приблизительно и соответствует такой величине. Значит два вершка это 4,4 · 2 = 8,8см, но это очень мало, даже если добавить высоту горшка. Как же так? Все просто, когда о ком-то шутливо говорят, что он от горшка два вершка, то это означает, что человек маленький, но не ростом, а возрастом, так как горшок детский – на котором дети маленькие сидят.

Вот еще забавный момент, связанный с вершком: читая литературу XIX века, можно натолкнуться и на некоторое арифметическое несоответствие при «вершковом» измерении: «В нём [Головане] было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков. Сложение имел широкое, сухое и мускулистое» (Н.С. Лесков). 15 вершков – это всего 67,5см. Как же, спрашивается, можно тогда сравнивать героя Лескова с Петром I, рост которого был, как известно, более 2м?

Всё объясняется просто. Оказывается, при измерении роста вершками назвалось лишь число вершков, приплюсовываемых к 2 аршинам, то есть к 144см, которые как бы равнялись среднему росту. Голован, следовательно, и был ростом с Петра Великого – 2м 11,5см.

С ростом Петра Великого все стало ясно, посчитаем сейчас рост автора этого реферата – т.е. меня, мальчика Сережи, если сейчас мой рост 123см.

Переведем эту величину в аршины и вершки:

Для этого 123 поделим с остатком на 71 (71см – это длина аршина в сантиметрах). Получим 1 · 71 + 52, т.е. один аршин и 52см, затем остаток 52см переведем в вершки: 52 разделим на 4,4 (длина вершка в сантиметрах). Результат равен примерно 12 вершкам. Теперь можно сказать, что мой рост 1 аршин и 12 вершков. Забавно, что если не знать, что я – это маленький мальчик, и сказать, что мой рост составляет 12 вершков, то можно ошибочно предположить, что мой рост составляет целых 123 + 71 = 194см, почти два метра!

Еще одна из единиц длины, которая применялась на Руси – это локоть. Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя.

Локоть – это древнерусская мера длины, она была известна уже в XI веке, с XVI века постепенно вытесняется аршином и в XIX веке почти не употребляется. Значение локтя могло меняться от 35 до 46 сантиметров. Локоть был очень удобен для измерения и поэтому широко применялся в торговле. Этой мерой отмеряли сукно, полотно, холст. Ткани поступали в торговлю в виде больших отрезов от тридцати до шестидесяти локтей. А в лавках продавцы намеряли покупателям отрезки по своему локтю, поэтому чаще всего на работу в такие места брали людей невысоких, у которых и локти были поменьше. Получалось что за одну и ту же сумму денег, продавцы с короткими руками отмеряли меньше ткани, это было выгодно хозяину товара, но не выгодно покупателям. Поэтому, со временем стали переходить на такие меры длины, которые бы имели строго определенную величину и не зависели от длины рук продавцов.

А как сильно разница в длине локтя может повлиять на результат? Проверим это снова на моем росте – сравним сколько «Сережиных» и «папиных» локтей в моем росте, если мой локоть равен 32см, а локоть папы равен 45см. В первом случае, в «Сережиных» локтях рост равен: 123 : 32 = 3,8 локтя, а во втором: 123 : 45 = 2,7 локтя. Разница существенная! Как говорил герой мультфильма – удав: «А в попугаях то я гораздо длиннее!»

С вершками, аршинами и локтями разобрались, перейдем к длинам, которыми измеряли большие расстояния – к миле и версте.

Слышали выражение – «Идти семимильными шагами»? Знаем, что это означает идти очень быстро, а насколько быстро? Давайте посчитаем.

В русской системе мер одна миля равнялась семи верстам или 7 468м. Получается, что каждый шаг равен: 7 468 · 7 = 52 276м.

Сколько же можно пройти такими шагами за час? Сначала вычислим, сколько делает шагов за час взрослый человек, прогуливаясь прогулочным шагом. Средняя скорость прогулочного шага равна 5 км/час. Средний шаг взрослого человека 0,8м, получается, за час взрослый человек делает примерно 6 250 шагов. Значит, шагая целый час «семимильными шагами» человек бы преодолел расстояние 6 250 · 52 276 = 326 725 000м или 326 725км, т.е. мог бы восемь раз обогнуть земной шар по экватору, это быстрее чем летает спутник по околоземной орбите!

Много устойчивых выражений со словом «верста»: слышно за версту; бешеной собаке семь верст не крюк; милому дружку семь верст не околица и т.д. Русская верста по длине почти равна одному километру. 1 066м верста и 1 000м один километр. И мой путь от дома для школы в верстах и километрах не сильно отличается: 4,5км = 4 500м = 4 500 : 1 066 = 4,2 версты. Хотя если делать крюк в семь верст, то боюсь, в школу я опоздаю.

Меры веса.

Ну вот, погуляли по улице, нагуляли аппетит, пора и о еде поговорить, вернее о выражениях, где упоминаются меры веса для еды.

«Съесть пуд соли вместе» (то есть хорошо узнать человека). Сколько же времени понадобится, чтобы съесть вдвоем целый пуд соли? Посчитаем:

1 пуд равен 16,38кг или 16 380гр. Среднесуточная норма потребления соли человеком – 3 грамма, значит, два человека за день в среднем потребляют 6гр соли. 16 380 : 6 = 2 730 дней! Число вышло внушительное, но чтобы полученное число было более наглядным, переведем его в года, месяцы и дни.

Сначала сосчитаем, сколько целых лет содержится в 2 730 днях. Будем считать в году в среднем 365 дней. Получим 2 730 :  365 = (7 · 365) + 175, т.е. 7 лет и 175 дней. Число лет получил, но еще не закончили, переведем 175 дней в месяцы и дни. Будем считать, что среднее число дней в месяце равно 30 дней. Получим 175 : 30 = (5 · 30) + 25, т.е. 5 месяцев и 25 дней.

Наши расчеты показали, что на то, чтобы съесть пуд соли, у двух человек уйдет 7 лет, 5 месяцев и 25 дней – вполне достаточный срок, чтобы очень хорошо узнать друг друга.

Пуд пудом, но не в нем измеряли объем и весы съестных припасов, чаще всего такой мерой выступал фунт. «Узнать, почём фунт лиха» (вариант: «почём фунт изюма»). Это очень простая задача, один русский фунт равнялся 409 граммам. Вроде не много, но видимо для лиха и этого достаточно.

А вот еще пример слова «фунт», да не из поговорки и не из исторической книжки, а из детского мультфильма «Волшебное кольцо»: «Амператор с семьёй чай пьють. Самовар матеруший, артельный. У кажного прибору ситного фунта по́ три. Харчей много!»

Ситный – так называли хлеб из просеянной муки. А три фунта легко сосчитать: 3 · 409 = 1 227гр. Неплохо, не всякий человек за раз столько хлеба может съесть даже если это сдобные булочки.

Меры объема.

Упомянем еще широко использующиеся в быту меры объема жидкостей, вот правда на ум с этими мерами пословицы и поговорки как-то не приходят.

Как же в старину измеряли то, из чего пили? И здесь, так же как и с длинами, которые строились на основании тела человека, подход был очень практический. Объем питья мерили тем, в чем его хранили: бочками, ведрами, бутылками, стаканами. Много было и промежуточных величин, которые равнялись части (доли) другой меры. Например:

1 бочка = 40 ведрам или 492 литра;

1 ведро = 492 : 40 = 12,3 литра;

1 корчага = 2 ведра или примерно 25 литров;

1 бутылка = 1/20 ведра = 12,3/40 = 0,6 литра

Заключение.

Мы рассмотрели те старинные меры, которые по-прежнему часто встречаются в нашей жизни. Узнали, как они соотносятся с современными мерами длины, веса и объема. Перевели несколько старых мер, которые у нас на слуху в пословицах и поговорках. Оценили полученные величины и уточнили, где место есть правде, где иносказанию, а где явное преувеличение. Надеюсь, что полученный опыт пригодится мне и в дальнейшем.

Список литературы:

  1. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок/ В.П. Жуков. –М.: Русский язык, 2004. – 544 с., 2-е издание.

  2. Каменская, Е.Н. Русская метрология/ Е.Н. Каменская, Н.В. Устюгов. – М., 1975. – 157 с.

  3. Мокиенко, В.М. Загадки русской фразеологии/ В.М. Мокиенко. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 256 с.

  4. Нагибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка/ Ф.Ф. Нагибин. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

  5. Даль, В.И. Пословицы, поговорки и присловья русского народа/ В.И. Дадь. – М.: Эксмо, 2008. – 896 с.

  6. ru.wikipedia.org – русская система мер.

  7. old-ru.ru – русская система мер.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русская система мер

Автор: Мустафаев Сергей

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов:"Старинные русские меры""
    ["seo_title"] => string(76) "vneklassnoe_meropriiatie_po_matematike_dlia_5_klassov_starinnye_russkie_mery"
    ["file_id"] => string(6) "510248"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1557848752"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Исследовательская работа «Русские меры длины»."
    ["seo_title"] => string(48) "issliedovatiel_skaia_rabota_russkiie_miery_dliny"
    ["file_id"] => string(6) "373750"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482817373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к кассному часу "Русский народ-настоящий патриот" "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-k-kassnomu-chasu-russkii-narod-nastoiashchii-patriot"
    ["file_id"] => string(6) "140865"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418033962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "План самообразования учителя русского языка и литературы     Айтеновой К.Х. на 2015-2016 учебный год»."
    ["seo_title"] => string(93) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazykailitieraturyaitienovoikkhna20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "298017"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456262605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства