kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как  предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников. Все ключевые компетенции можно реализовать на уроках математики. Знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задания и задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ



Т.Г.Марченко

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 муниципального образования город Горячий Ключ



Аннотация

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников. Все ключевые компетенции можно реализовать на уроках математики. Знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задания и задачи.




Ключевые слова

Математика, компетентность, компетентностный подход, ключевые компетенции.



Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В основу федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования по математике заложен компетентностный подход. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания для решения собственных жизненных задач.

А. В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов [1].

В перечень ключевых компетенций, приводимых А. В. Хуторским, входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная.

Все данные компетенции можно реализовать на уроках математики.

Для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов (например, «Кенгуру»), которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.

Реализовать общекультурную компетенцию возможно, используя задачи со скрытой информационной частью. Задачи с неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

Становлению учебно-познавательной компетенции способствуют различные практические приёмы организации работы учеников.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении[2].

И здесь на помощь приходят  игровые моменты, игровые формы обучения. Математические игры – технология, позволяющая как никакая другая развивать ключевые компетенции школьников, готовя его к серьезной исследовательской деятельности и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, побуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир».

Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Мною применяются следующие разновидности тестов:

  • выборочные, где необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных;

  • тест–слияние, в котором требуется установить соответствие между элементами двух множеств;

  • тест – дополнение, в котором необходимо продолжить формулировку теоремы, свойства;

  • ранжирование, где нужно определить правильную последовательность действий;

Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты будет для детей очень полезно в будущем, так как им предстоит сдавать ГИА и ЕГЭ.

Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию учебных проектов по предмету. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке.

На этапах планирования, практической деятельности учащихся и осуществления контроля возможно применение групповой деятельности, которая, при правильной организации, позволит формировать коммуникативные компетенции. Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.) [2].

На моих уроках дети работают в парах при выполнении какого – либо задания, например, рассказывают друг другу правило, проверяют доказательство теоремы друг у друга, групповое решение задач, отгадывание кроссвордов.

Информационная компетенция подразумевает использование учеником различных информационных ресурсов: справочной литературы, учебников других авторов или других предметных областей, статьи из газет, интернет ресурсы и т.д. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся информационную компетенцию, например:

5-й класс. Тема: «Диаграммы». В диаграммах отражаем работу нашей школы: успеваемость в классе и школе; количественный состав в различных классах; возраст школьников.

Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только находят нужную информацию, но и преобразуют ее.

Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, формируются и развиваются навыки, умения, компетенции является задача. Поэтому знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задачи [3].

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ. Я стараюсь использовать такие задачи, начиная с 5 класса. Например:
В1: Почтовая марка стоит 2 руб. 40 копеек. Какое наибольшее число этих марок можно купить на 80 рублей?
В1: Морская миля равна 1852 м. Скорость корабля составляет 15 морских миль в час. Чему равна скорость корабля в км/ч? [5].

Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
  Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. [4].

Человек, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области, а также проконтролировать собственную деятельность не может считаться компетентным в данной области. Поэтому Важнейшей задачей при использовании в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся самоконтролю: умению своевременно подмечать и устранять ошибки, предвидеть возможные трудности в решении возникших проблем, оценивать и обобщать положительные стороны своей учебной работы. К заданиям, формирующим эти умения, можно отнести задания типа «найдите ошибку»; «придумайте ошибку»; задания с примерной оценкой искомых результатов; задания на проверку полученных результатов различными способами; игры с жесткими правилами: «домино», «лото», «лабиринт», «зашифрованное слово».

Достаточно продуктивной формой работы по формированию и развитию самоконтроля и самооценки учащихся являются диагностические карты (карты контроля и оценки знаний и умений).

Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. Если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счёта у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.

Компетентностный подход можно и нужно реализовать на уроках математики. Считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования ключевых компетенций. Если есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

Список литературы:

  1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 6. – С. 55-61.

  2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.А. Иванов. – М. :Чистые пруды. – 2007. – 32 с.

  3. Епишева О. Б. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – 200 с.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  5. Математика. Всё для ЕГЭ 2012. Книга 1 / Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева. — Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2011. — 272 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор: Марченко Татьяна Григорьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Использование ИКТ на уроках как средство реализации компетентностного подхода в преподавании математики» "
    ["seo_title"] => string(114) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-kak-sriedstvo-riealizatsii-kompietientnostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "150243"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420454533"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики в условиях реализации компетентностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(130) "intielliektual-noie-razvitiie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-v-usloviiakh-riealizatsii-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "243319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445695717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики"
    ["seo_title"] => string(80) "delovaia_igra_kak_metod_formirovaniia_professionalnykh_pedagogicheskikh_kompeten"
    ["file_id"] => string(6) "617232"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668282315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Исследовательская работа на тему: "Формирование основных образовательных компетенций на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovatiel_skaia_rabota_na_tiemu_formirovaniie_osnovnykh_obrazovatiel_nykh_k"
    ["file_id"] => string(6) "473094"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528810302"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Развитие самостоятельности при реализации компнтентностного подхода в обучении математики "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-samostoiatiel-nosti-pri-riealizatsii-kompntientnostnogho-podkhoda-v-obuchienii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "124915"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414846791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства