Этап урока | Содержание и уровень задания | Цель заданий | Формы организаций учебной деятельности | Дидактическое средство, оборудование | Планируемые результаты | Форма контроля | Препологаемые ответы учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | -Здравствуйте! Сели. -Как настрой к уроку? -Проверяем свою готовность. Все ли есть? Учебник, тетрадь, пенал? -А как мы должны сидеть на уроке? -Верно! Наша спина должна быть прямой, руки и ноги вместе. -Давайте начнем наш урок, пусть сегодняшний урок вам принесет удачу! (Уровень: базовый) | Создать условия для осознанного включения учащихся в учебную деятельность, сформировать положительную мотивацию, настроить на работу. | Ф | Экран, правило учащегося | Знают правила учащегося | РУУД: умеют контролировать свою деятельность на уроке; КУУД: умеют слушать и слышать учителя; | | Самконтроль | -Здравствуйте! -Хороший. -Проверяют свою готовность. -Прямо, руки и ноги вместе. -Спасибо! |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Задание 1. Заполни пропуски. Нужно заполнить пропуск так, чтобы равенство было верным. 4 + [] = 7 [] + 2 = 9 5 + [] = 11 [] + 4 = 6 5 + [] = 18 8 + [] = 14 [] + 7 = 20 (Уровень: базовый) | Актуализировать знания и умения находить неизвестный компонент при сложении в пределах 20, представленный в виде пропуска в числовом равенстве, с целью подготовки к пониманию структуры уравнения и необходимости поиска неизвестного числа. | И | Карточки | Знают названия компонентов сложения Умеют находить неизвестное слагаемое в пределах 20, когда оно представлено в виде пропуска в числовом равенстве. | ПУУД: Умеют анализировать структуру числового равенства, выявляя известные и неизвестные компоненты. РУУД: Умеют контролировать свои действия при выполнении задания; Саморегуляция КУУД: Умеют формулировать свои мысли при объяснении способа нахождения пропущенного числа. | | Самоконтроль; | 4 + 3 = 7 7 + 2 = 9 5 + 6 = 11 2 + 4 = 6 5 + 13 = 18 8 + 6 = 14 13 + 7 = 20 |
Этап выявления места и причины затруднения | Задание 2. Реши уравнения метода подбора: 2 + х = 5 х + 4 = 9 7 + х = 11 х - 3 = 6 х + 15 = 20 х + 5 = 28 32 + х = 56 -На какой «ступеньке» было сложнее всего? Почему? -Какой способ использовали для решения каждого примера? -Какой пример вы не смогли решить? Почему? -Что изменилось, когда вы перешли к этому примеру (х + 5 = 28 или 32 + х = 56)? -Что нам нужно знать или уметь, чтобы быстро и правильно решать такие примеры с большими числами? -Итак, мы выяснили, что для решения простых примеров нам достаточно знать состав чисел и уметь подбирать. Но когда числа становятся больше и появляется буква, обозначающая неизвестное число, нам нужен более надёжный и быстрый способ. Этот способ мы и будем изучать сегодня. (Уровень: базовый) | Выявить, в примерах решать уравнении методом подбора числа и почему возникло затруднение | П,Ф | Карточки | Знают названия компонентов при сложении и вычитании Умеют решать простые числовые равенства, содержащие неизвестное слагаемое или вычитаемое, в пределах 20 методом подбора. Умеют определять, что буква в равенстве может обозначать неизвестное число. | Умею определять границу собственного знания и незнания; Умеют анализировать предложенную последовательность заданий; Умеют сравнивать эффективность различных способов решения; РУУД: саморегуляция; Умеют контролировать свои действия; КУУД: Умеют ясно и чётко выражать свои мысли при обсуждении способов решения уравнений. Умеют слушать и слышать учителя и своих ровесников; Умеют работать по парам. | | Самоконтроль; взаимоконтроль; | 1. 2 + х = 5 х=5-2 х=3 2. х + 4 = 9 х=9-4 х=5 3. 7 + х= 11 х=11-7 х=4 4. х - 3 = 6 х=6-3 х=3 5. х + 15 = 20 х=20-15 х=5 6. х + 5 = 28 - сложно 7. 32 + х = 56 – сложно -На 6 и 7 ступеньке. -В первых примерах мы просто вспоминали состав числа. -Не смогли решить уравнение х + 5 = 28 (или 32 + х = 56). -Потому что числа большие, и мы не смогли подобрать нужное число в уме. -Мы должны знать правило. Также знать состав чисел и уметь подбирать. Но когда числа становятся больше и появляется буква, обозначающая неизвестное число, нам нужен более надёжный и быстрый способ. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Задание 3. -Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? -Слова разбросаны, вы должны из этих слов сформулировать тему нашего урока. -Какую цель поставим перед собой? -Давайте сделаем план урока, используя опорные слова: 1. Узнаем… 2. Научимся… 3. Подведём… Работаете по парам. Для этого переходим по ссылке. (Уровень: базовый) | Сформулировать цель урока, составить план действий. | П | Карточки, слайд, интерактивная платформа fliktop | | РУУД: Умеют сформулировать тему и цель урока; Умеют планировать свою учебную деятельность; КУУД: Умеют слушать и слышать учителя; Умеют работать по парам. | | Самоконтроль, взаимоконтроль | -Решать уравнении. -Решение уравнений с неизвестным слагаемым. -Будем решать уравнении с неизвестным слагаемым. 1. Узнаем, как решать уравнении с неизвестным слагаемым. 2. Научимся решать уравнении с неизвестным слагаемым, которые подбором решать трудно. 3. Подведём итоги урока. |
Этап реализации построенного проекта | Задание 4. х+25=55 45+х=85 -Что общего у этих уравнений? -Чем они отличаются? -Как называются число, которое обозначается буквой Х? -Как найти неизвестное слагаемое? -Какой вывод мы можем сделать из этих уравнений? -Сформулируйте вывод. Докончите предложение: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… -Попробуйте решить уравнение, используя правило. Запишите решение и ответ. (Уровень: базовый) | Организовать усвоение нового знания решение уравнения с неизвестным слагаемым через сравнение, обсуждение, объяснение и вывод. | Ф,И | Слайд, тетрадь | Знают, как найти неизвестное слагаемое. Умеют решать уравнение с неизвестным слагаемым. | ПУУД: Умеют преобразовывать математические выражения в правило. Умеют совершать умственные логические действия: сравнивать, анализировать и обобщать примеры решения с неизвестным слагаемым. РУУД: Умеют контролировать свои действия; Саморегуляция КУУД: Умеют слушать и слышать учителя; Умеют грамотно и аргументировано сформулировать свои высказывания; | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни каждого человека. | Устный контроль; самоконтроль. | -Неизвестное слагаемое, сложение, знаки равенства. -Неизвестные слагаемые стоят в разные места. -Неизвестные слагаемые. -Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. 1. х+25=55 х=55-25 х=30 2. 45+х=85 х=85-45 х=40 |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Задание 5. -Находим №1, на странице 7. Задание внимательно читаем, выполняем с проговариванием во внешней речи. Вы должны объяснить решение уравнений и проверки. х+6=38 х =38-6 х=32 Проверка: 32+6=38 38=38 (Уровень: базовый) | Закрепить новое знание через выполнение упражнений с обязательным комментированием, проговариванием вслух (для лучшего осознания). | И | Учебник, тетрадь | Знают правило нахождения неизвестного слагаемого; Умеют применять это правило для решения уравнения; Умеют проверять правильность решения уравнения; | ПУУД: Умеют анализировать структуру уравнения, определяя известные и неизвестные компоненты. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между действиями и результатами при решении уравнений. Умеют применять алгоритм для решения уравнений. РУУД: Умеют принимать и сохранять учебную задачу; Умеют контролировать свои действия; Саморегуляция Умеют оценивать правильность выполнения задания. КУУД: Умеют отвечать и аргументировать свои точки зрения; Умеют слушать и слышать учителя. | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни каждого человека. | Самоконтроль | 1.Записываю уравнение: x + 6 = 38. 2.Мне нужно найти х (неизвестное слагаемое). Вспоминаю правило: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое». 3.Смотрю на уравнение: сумма равна 38, известное слагаемое равно 6. 4.Выполняю вычитание: значит, чтобы найти х, нужно из 38 вычесть 6: х = 38 - 6. 5.Считаю: 38 - 6 = 32. 6.Записываю ответ: х = 32. Проверка: 1.Для этого я подставлю найденное число 32 вместо х в исходное уравнение. 2. Записываю проверку: 32 + 6 = 38. 3. Считаю: 32 + 6 = 38. 4.Сравниваю: у меня получилось 38 = 38. Значит, левая часть равна правой части. 5.Делаю вывод: значит, я решил уравнение правильно! Ответ: х = 32. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Задание 6. -Рассмотрите картинки. Составьте уравнение для каждой картинки, чтобы найти, сколько весит один предмет, обозначенный буквой x. Решите уравнение и сделайте проверку. В ответе обязательно укажи единицы измерения (например, килограммы, граммы, штуки)». Картинка: Весы. На одной чаше весов гиря 5 кг и мешок с мукой, обозначенный буквой x. На другой чаше весов гиря 12 кг. Весы в равновесии. (Уравнение: x + 5 = 12) Картинка: Коробка с конфетами. В коробке лежат 8 обычных конфет и пакет с конфетами, обозначенный буквой x. Всего в коробке 25 конфет. (Уравнение: x + 8 = 25) Картинка: На тарелке лежат 6 яблок и пакет с x яблоками. Всего на тарелке 15 яблок. (Уравнение: x + 6 = 15) | Проверить умение применять правило нахождения неизвестного слагаемого для решения уравнений, представленных в виде наглядных задач (картинок), организовать самопроверку и исправление ошибок, а также обратить внимание на важность указания единиц измерения в ответе. | И | Картинки, тетрадь, слайд с эталоном | Знают правило нахождения неизвестного слагаемого. Умеют составлять уравнения на основе визуальной информации (картинок). Умеют решать составленные уравнения. Умеют проверять правильность решения уравнения. | ПУУД: Умеют анализировать визуальную информацию (картинки) и выделять математически значимые элементы. Умеют преобразовывать визуальную информацию в уравнение. Умеют применять правило нахождения неизвестного слагаемого для решения нестандартных задач. РУУД: Умеют контролировать свои действия; Саморегуляция Умеют оценивать правильность выполнения задания. КУУД: Умеют слушать и понимать объяснения учителя и других учеников. Умеют аргументировано формулировать свои мысли; = 12 | Понимают связь математики с реальной жизнью. Понимают важность внимания к деталям (в частности, к указанию единиц измерения). | Самоконтроль с эталоном | Эталон для самопроверки: 1. х+5=12 Х=12-5 Х=7 Проверка: 7+5=12, 12=12 Ответ = 7 кг 2. х+8=25 Х=25-8 Х=17 Проверка: 17+8=25, 25=25 Ответ: 17 конфет 3. х+6=15 Х=15-6 Х=9 Проверка: 9+6=15, 15=15 Ответ: 9 яблок |
Этап включения в систему знаний и повторения | Задание 7. «Уравнение в рассказе» Придумайте короткую историю 2-3 предложения, в которой нужно найти неизвестное число. Напишите к своей истории уравнение, которое поможет найти это число. Решите уравнение и сделайте проверку. Обязательно укажите, что означает переменная «х» в твоей истории. (Уровень: повышенный). | Закрепить новое знание о правиле нахождения неизвестного слагаемого в нестандартной, творческой ситуации. | И | Тетрадь | Знают правило нахождения неизвестного слагаемого. Умеют составлять уравнения вида на основе заданной ситуации. Умеют решать уравнения, составленные самостоятельно; | ПУУД: Умеют применять известные правила для решения нестандартных задач. РУУД: умеют контролировать свою деятельность; саморегуляция; КУУД: Умеют слушать и слышать учителя; Умеют работать самостоятельно; Умеют слушать и понимать истории, придуманные другими учениками. | Осознают связь математики с реальной жизнью. Осознают ценность творческого подхода к решению математических задач. Понимают, что математические знания можно применять для решения различных задач. | Самоконтроль | История: «У Маши было несколько конфет. После того, как ей дали еще 7 конфет, у нее стало 15 конфет. Сколько конфет было у Маши сначала?» Уравнение: х + 7 = 15 Решение: х = 15 - 7 х = 8 Проверка: 8 + 7 = 15, 15 = 15 Ответ: Сначала у Маши было 8 конфет. |
Этап рефлексии учебной деятельности | -Итак, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги урока. -Какую тему мы прошли? -Что узнали? -Чему научились? -Будете применять полученные знания в реальной жизни? -Как думаете, правило нахождения неизвестного слагаемого нужен и важен? -Давайте оценим нашу деятельность, «Плюс-минус-интересно». Разделите лист на три колонки. В колонке «Плюс» напишите все, что вам понравилось на уроке, что показалось полезным и важным. В колонке «Минус» напишите, что вам не понравилось, что было трудно или непонятно. В колонке «Интересно» напишите, о чем бы вы хотели узнать больше в следующий раз. -Молодцы! До свидания! | Осознать результаты своей работы на уроке, оценить их, зафиксировать новое знание и наметить перспективы дальнейшего обучения. | И,Ф | Слайд, листочки | Знают правило нахождения неизвестного слагаемого; Умеют решать уравнении с неизвестным слагаемым. | РУУД: Умеют оценивать свое понимание и свою деятельность, через прием «Плюс-минус-интересно». КУУД: Умеют слушать и слышать учителя; | Осознают важность применения правило нахождения неизвестного слагаемого в жизни каждого человека; | Устный контроль; Самоконтроль. | -Мы прошли тему «Решение уравнений». -Узнали, правило нахождение неизвестного слагаемого. -Научились решать уравнение с неизвестным слагаемым. -Да, будем применять полученные знания. -Да, правило нахождение неизвестного слагаемого важен и нужен. -Оценивают свою деятельность, через приём «Плюс-минус-интересно». |