Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.
Виды рефлексии на уроке:
Рефлексия эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия учебного содержания.
Рассматриваемые приемы позволяют связать подведение итогов урока,
рефлексию, самооценку с изучаемыми темами математики в 5 классе.
Приём рефлексии: Рефлексивная диаграмма
Применяется при изучении темы «Диаграмма».
Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке.
Технология проведения: Учащимся предлагается оценить по шкале от 1 до 5 уровень усвоения нового материала, эффективность своей работы и свое настроение. Затем обучающиеся строят диаграмму, закрасив каждый столбик диаграммы до того уровня, который соответствует выбранным им данным.
5
4
3
2
1
Эффективность
работы
Усвоение
материала
Положительный
настрой
Усвоение темы
Приём рефлексии: Мы делили.
Применяется при изучении темы «Доли».
Цель: проанализировать эффективность своей деятельности.
Технология проведения: по шкале от 1 до 5 оценить эффективность своей работы на уроке или уровень усвоения темы и закрасить соответствующие уровню доли фигур.
Приём рефлексии: Рефлексивный прямоугольник.
Применяется при изучении темы «Прямоугольник».
Цель: Проанализировать усвоение темы на уроке.
Технология проведения: Учащимся предлагается оценить по шкале от 1 до 5 уровень усвоения нового материала и эффективность работы и построить прямоугольник с выбранными сторонами, найти его площадь. (максимальное значение площади - 25 )
Длина=эффективность работы,ширина-усвоение темы.
Эффективность работы
S= аb
Прием рефлексии: Десятичная точка Применяется при изучении темы «Десятичные дроби». Цель: отразить общее впечатление от урока и удовлетворенность уроком. Технология проведения: На доске написано число 11111. Ученики ставят десятичную точку таким образом, чтобы полученная дробь отражала их мнение об уроке и своей работе. Чем больше дробь, тем выше удовлетворенность уроком.
1,1111 - совсем не доволен
11,111 - не доволен
111,11 - почти доволен
1111,1 - доволен
11111,- очень доволен
Поставь десятичную точку
11111
Прием рефлексии: Рефлексивные координаты. Применятся при изучении темы: «Координатная прямая». Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке. Технология проведения: Учащимся предлагается 3 координатных луча: 1) общее впечатление; 2) изученный материал; 3) работа на уроке. Каждый ученик отмечает по одной точке на каждом луче. Чем больше координата точки, тем выше учащийся оценивает урок.
Общее впечатление
Изученный материал
Работа на уроке
Прием рефлексии: Округление. Применяется при изучении темы «Округление чисел». Цель: отразить общее впечатление от урока и удовлетворенность уроком. Технология проведения: Учащимся предлагается фраза «Мне понравился урок очень сильно». Задача «округлить ее», отбрасывая слова с конца фразы. При отбрасывании слов, можно добавить частицу «не».
Возможные варианты ответов обучающихся:
Мне понравился урок очень сильно.
Мне понравился урок.
Мненепонравился урок очень сильно.
Мненепонравился урок.
Усвоение
материала
Эффективность работы
Прием рефлексии: Рефлексивный параллелепипед
Применяется при изучении темы «Параллелепипед».
Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке.
Технология проведения: Учащимся предлагается оценить по шкале от 1 до 5 уровень усвоения нового материала, эффективность своей работы и свое настроение. Затем каждый ученик находит объем параллелепипеда с выбранными данными. Максимальное значение -125. Можно предложить начертить этот параллелепипед.
Длина =уровень моего настроения по шкале
(от 1 до 5)
Ширина =уровень усвоения мной материала
(от 1 до 5)
Высота =уровень эффективности моей работы
(от 1 до 5)
Моё настроение
V=a•b•c
Прием рефлексии: Формула успеха.
Применяется на уроке по теме «Формулы».
Цель: проанализировать результаты своей работы.
Технология проведения: учащимся предлагается «рассчитать»
свои результаты по «формуле успеха».
Каждое слагаемое обучающиеся определяют по пятибалльной шкале.
Максимальное значение-15
Успех=Положительный настрой+Эффективная работа+Усвоение темы
Оцените
от 1 до 5
Оцените
от 1 до 5
Прием рефлексии: Рефлексивные проценты
Применяется при изучении темы «Проценты»
Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке.
Технология проведения: Учащимся предлагается в процентах оценить уровень усвоения нового материала, эффективность своей работы или свое настроение. Затем можно вывести общий процент настроения класса.
Оцените эффективность своей работы на уроке
10%
25%
75%
50%
100%
Не
эффективно
Достаточно
эффективно
Мало
эффективно
Очень
эффективно
Эффективно
Тема урока «Признаки делимости на 2,3,4,5,9» 5 класс по учебнику Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.
РЕФЛЕКСИЯ
Вывод: Рефлексия на уроке – эта совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс , ориентируясь на личность каждого ученика.