Развитие познавательного интереса на уроках математики
Развитие познавательного интереса на уроках математики
Цель размещения материала: познакомить с приёмами организации работы на уроках математики в начальных классах. Задачи: познакомить со способами развития у учащихсся познавательных процессов; показать значимость уроков математики по активизации мыслительной деятельности учащихся. Статья будет полезна начинающим педагогам. Описанные мктоды работы предполагают как индивидуальную работу на уроке, так и групповую.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса на уроках математики»
Развитие познавательного интереса на уроках математики
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно - познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний.
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, используются различные приёмы активизации учащихся на уроке. Развитию познавательного интереса школьников на уроках математики способствуют проблемные ситуации. Учитель создаёт такую ситуацию, и дети должны в процессе активной самостоятельной деятельности ее разрешить. В результате учащиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, развиваются умственные мыслительные способности, творческое мышление, самостоятельность. Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, способствует развитию познавательной активности.
Один из способов формирования познавательного интереса – использование занимательных упражнений. Ведь всё необычное, игра вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать величины, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Школьники учатся быть быстрыми, собранными, находчивыми, учатся четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Ребятам очень нравятся дидактические игры: игры – упражнения, игры – путешествия, сюжетная (ролевая) игра, игра – соревнование.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы в наше время выглядит очень естественным и является одним из эффективных способов повышения мотивации учения, создания благоприятного эмоционального фона. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому очевидна высокая эффективность медиауроков.
Для развития познавательной деятельности с помощью ИКТ используются презентации, обучающие программы, тренажёры.
Самостоятельная работа на уроке способствует развитию познания, желанию достичь результата самому.
Чтобы научить ученика работать самостоятельно, используются подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, в которых продумана последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый лёгкий, второй – немного сложнее и третий – самый трудный.
Опыт работы показывает значимость для ученика варианта оптимального для него уровня сложности, при этом осуществляется поисковая деятельность при решении заданий из карточки.
Качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. Для создания условий по развитию познавательной деятельности на уроках математики очень важны атмосфера заинтересованности (достижение цели, оценка труда), создание ситуации общения (защита собственного мнения, умение задавать вопросы, советы товарищам), смена форм деятельности на уроке, помощь сильного ученика более слабому, содержание задач должно быть связано с жизненными ситуациями, поощрение любой познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Многие дети приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать всё возможное, чтобы они смогли проявить свои способности. А для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса практически и невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.