Развитие мышления школьников в процессе обучения математике.
Развитие мышления школьников в процессе обучения математике.
Проблема развития мышления школьников-одна из самых актуальных. Особенно важной она становится в современных условиях учебно-воспитательного процесса, усовершенствования действующих форм и методов обучения. Школьный предмет «математика» призван побуждать мыслительную деятельность ученика и нравственную сторону. Ученики должны осознавать связь между знанием и нравственностью, формальной обязанностью и подлинной интеллигентностью. Каждый ученик на каком бы уроке он ни был должен сознательно воспринимать, что предмет обращен не только к его разуму, но и к чувствам и мыслям. Решающая роль при этом остается за учителем. Успех зависит от уровня его общей педагогической культуры, методического мастерства, личностных особенностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления школьников в процессе обучения математике. »
Тема педагогического совета «Развитие мышления школьников в процессе обучения и воспитания».
Тема выступления на педсовете: «Развитие мышления школьников в процессе обучения математике».
Проблема развития мышления школьников-одна из самых актуальных. Особенно важной она становится в современных условиях учебно-воспитательного процесса, усовершенствования действующих форм и методов обучения. Школьный предмет «математика» призван побуждать мыслительную деятельность ученика и нравственную сторону. Ученики должны осознавать связь между знанием и нравственностью, формальной обязанностью и подлинной интеллигентностью. Каждый ученик на каком бы уроке он ни был должен сознательно воспринимать, что предмет обращен не только к его разуму, но и к чувствам и мыслям. Решающая роль при этом остается за учителем. Успех зависит от уровня его общей педагогической культуры, методического мастерства, личностных особенностей. Наряду с уроком-основной формой учебного процесса, необходимо шире практиковать проведение лекций, семинарских занятий, собеседований, практикумов, консультаций, диспутов. Преодолевать «школярство», которое тормозит творческую мысль ученика, не содержит в себе проблемность. Печально сказывается на знаниях и познаниях школьников, которые при ответах ограничиваются примитивными ответами как «да» или «нет». И такие уроки в школе мы должны изжить. Для развития осознанного мышления школьников нужны мотивированные, развернутые ответы учащихся. С чего нужно начинать. Ученые-психологи подчеркивают – «научить читать» в истинном значении этого слова, не только овладеть техникой чтения, но и вычерпывать из текста весь заложенный в нем смысл, а также не выраженный словами тот смысл, который называется «подтекстом». Надо постоянно учить школьников думать, поощрять тех учеников, у которых в процессе чтения текста, объяснения учителем нового материала возникают вопросы, над которыми задумывается весь класс. При осмыслении и запоминании текста значительную помощь учащихся оказывает выписка из прочитанных произведений. По этому поводу Н.К.Крупская писала: «Надо, чтобы ребята делали систематически выписки из читаемых произведений и мотивировали, почему они выписывают именно эти, а не другие места, рекомендовано, чтобы учащиеся оценивали книги, подошли вплотную к написанию рецензий». Беседуя с учащимися, посещая уроки других учителей-предметников ( взаимопосещение ), постоянно убеждаешься, что ученикам нравятся те уроки, на которых они думают, делают самостоятельные выводы, рассуждения. Здесь всё имеет значение: тон обращения учителя к учащимся, его доверие к их возможностям, понять, почувствовать, усвоить, применить. На уроках математики в 6 классе учащиеся работают в группах, делают мини-исследовательскую работу, и такие уроки для них- самые любимые. Интересно воспринимают шестиклассники уроки математики, где они самостоятельно знакомятся с другими способами решения той, или иной задачи, разбирают основные действия. Познавательная активность школьника, значительный фонд приобретенных им умений, позволяющих свободно включаться в учебные ситуации, находить аргументы для объяснения своих суждений и выводов. Педагогическое мастерство-понятие очень широкое, оно включает в себе общую эрудицию учителя, безукоризненное владение предметом, эффект передачи знаний, умений, навыков через свое отношение к предмету и творчество, оно включает в себя еще и профессиональную ориентировку в области психологических особенностей учеников и их настроений. Чтобы учащиеся 6-7х -классов стали заниматься хорошо по математике провожу дифференцированные индивидуально-групповые консультации по субботам, учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с невыполненным заданием. Групповые дополнительные занятия-консультации проводятся после написания самостоятельных, контрольных, зачетных работ. На них подробно разбираются и анализируются ошибки.
Развивая логическое мышление школьников,учителя последовательно формируют у них умение составлять устный, письменный план (алгоритм действий) поставленных задач, отыскивать различные рациональные подходы к их решению, поощряют поиск самостоятельных, отличных от привычных в учебнике, способов и путей. Такие уроки всегда отличаются сознательной рабочей дисциплиной. На уроке осуществляется напряженная интенсивная деятельность, которая сродни серьезному труду. На таких уроках можно видеть внимание учащихся к объяснению учителя и ответам одноклассников, высший уровень приложения их индивидуальных сил и возможностей, неподдельный интерес - а это результативность методической системы учителей. Кроме того, это осознанность, прочность и действенность знаний по предмету. Эти знания проявляются в грамотном письме учащихся, в их вычислительной культуре, использовать лабораторное оборудование, вычислительную технику, составлять план составления и решения задач. Безусловно, одним из основных показателей результативности является речь учащихся: владение терминологией предмета, то есть умение передать новое содержание своими словами, логично, доказательно и убедительно, умение и желание отвечать на вопросы развернутыми предложениями, культура речи. Основными методами и приёмами обучения, способствующими формированию у школьников логических приёмов мышления – это сравнение. К.Д.Ушинский писал: «Сравнение - есть основа всякого понимания и всякого мышления». Приемы сравнения способствует развитию мышления школьников, формирует у них умение пользоваться имеющейся информацией для получения на её основе новых знаний. Всё это дисциплинирует ум ученика, приучает его самостоятельно находить общие подходы к решению всевозможных проблемных ситуаций. Приемы сравнения как подход к решению проблемных ситуаций мне часто приходится использовать на уроках математики – и такие уроки нравятся учащимся. Главным показателем работы школы и каждого учителя является вооружение школьников глубокими и прочными знаниями основ наук, привитие им благородных нравственных качеств, любви к труду, желания и умения трудиться. И тут не должно быть ошибок. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся, стимулировал их к творческой мыслительной деятельности, привлекал к совместной посильной экспериментальной работе, и главное, сам служил примером творческого подхода к делу. Бесспорно, что наиболее значимые результаты активного обучения и воспитания детей предполагают тесную взаимосвязь урочной и внеклассной работы с учащимися. Важное дело, которое отвечает интересам всех, позволяет каждому широко раскрыть свои способности и талант. Особенно много мы ждем от её энергии и пытливого ума, интереса ко всему новому, передовому. Именно эти качества мы должны формировать у наших выпускников.